“The Last Days on Mars” (Последние дни на Марсе) (2013). Вторая миссия на Марс близится к концу. За полгода, проведенные ими на Красной планете, семь астронавтов под командованием капитана Чарльза Брунела так и не смогли совершить ни одного научного прорыва; все ограничилось пробами почвы без каких-либо значимых результатов. До отправки на Землю остается всего 19 часов, когда… один из астронавтов, Марко Петрович, находит что-то, что кажется ему важным. Настолько важным, что он ослушивается приказа и отправляется вдаль от базы и приступает к бурению почвы, где немедленно образуется провал, в который Петрович и падает. Находившийся рядом с ним Ричард Харрингтон уверен в том, что Марко мертв. А еще одна астронавтка, Ким Олдритч, своенравная карьеристка - насколько карьеризм вообще возможен в космосе, копаясь в записях погибшего, обнаруживает, что тот нашел минералы, в которых замечательнейшим образом размножаются бактерии. А это значит, что миссия прошла не зря, и сделано самое важное открытие: жизнь на Марсе есть! Но лучше бы эта планета была совершенно мертвой. Оставленная присматривать за телом Петровича, Лорен Дэлби слышит, замечает что-то странное, и… исчезает. Ни живой, ни мертвого, будто их и не было. Но потом они появляются на радарах, как ни в чем не бывало двигаясь к главному отсеку базы. Своим ходом, не на марсианских «роверах». И когда первый из них проникает в жилой отсек, и когда с него с него снимают шлем… Выясняется, что под шлемом - совсем не то лицо, каждую черточку которого остальные шестеро за эти полгода изучили до мельчайших подробностей. Это маска мертвеца, гниющая заживо черно-серая плоть. Марко больше не может говорить, лишь по-звериному рычит, но это не мешает ему хорошо соображать и быстро двигаться. Он всаживает дрель в тело одного из бывших друзей, а Лорен тем временем бросается на Ким. Через несколько часов капитан Брунел умрет. И последними его словами будут «Вы никогда не увидите свой дом». Он чертовски прав.
Если вы не верите тем, кто говорит, что «Последние дни на Марсе» - неимоверно скучный хоррор, поверьте хотя бы мне: да, он скучен до безобразия. Сама задумка, казалось бы, хороша, почти идеальна. Зомби в космосе! Да еще похоже, что авторы фильма, включая режиссера-дебютанта из Ирландии, вдохновлялись старым sci-fi пятидесятых и шестидесятых годов. Бюджет - семь миллионов, это вам не безыскусная микробюджетка вроде «Корабля ужаса» (Spaceship Terror). Четвертый выстрел - последний, на поражение. Актерский состав. Тут вам и Лив Шрайбер, и Илайяс Котеас, и Оливия Уильямс. Актеры далеко не последнего десятка, и не когда-то популярные персоналии, ныне списанные в утиль, вроде Майкла Парэ и других любимчиков Уве Болла, а вполне дееспособные труженики целлулоидного мира, по-прежнему снимающиеся, снимающиеся часто и снимающиеся в хороших постановках, часто класса «А». Если такая разрывная пуля на вас не подействовала, и вы, чертыхаясь, еще подергиваете конечностями и истекаете кровью, то вот вам кусочек напалма: фильм британский, но снят он в Иорданской пустыне, причем настолько искусно, что веришь - это Марс. Но после отличной завязки все рушится к чертям дамасским. Совершенно нет атмосферы. Вопреки ожиданиям, это не «Нечто» и даже не «Призраки Марса». А если уж говорить о «Призраках…», то и с экшеном беда. Его во второй половине фильма много: люди убегают от зомби, зомби бегают за людьми, попутно герои во главе с Винсентом Кэмпбеллом, которого играет Шрайбер, пытаются понять, как можно уничтожить агрессоров, а также найти средство, способное остановить разрушительное действие инопланетной бактерии-паразита, которая, попав в кровь, превращает homo sapiens в ненормальных уродливых убийц. Но нет перчика, нет даже соли: смотрится эта беготня с гримасой абсолютного уныния на лице. Никакого мрака, никакого ужаса. Просто космобоевик, что-то вроде «Пандорума» - у этих фильмов вообще много общего, и они одинаково плохи, хотя ожидалось, что они будут одинаково хорошими. Играют только Шрайбер и Ромола Гарай, остальные - мебель. Да и Шрайберу на пару с его экранной партнершей играть особо нечего, негде и некого: все герои - шаблонны как в стандартных слэшерах. Крови совсем немного, а зомби… это мутанты-попрыгунчики вроде тех, что мы видели в «28 неделях спустя». Я без ума от космических хорроров. И именно поэтому «Последние дни на Марсе» для меня почти такое же разочарование, как когда-то - «Пекло» Дэнни Бойла. Если хочется космоса, и чтобы было страшно, лучше пересмотреть «Аполлон 18». А это - не плохой, совершенно не трэшовый, но чрезмерно клишированный, скучный, безыдейный фильм, в котором нет ни грамма саспенса, но зато есть немного мелодрамы и много чисто технических глупостей. Концовка, впрочем, удалась.
4/10