“Il tuo vizio e una stanza chiusa e solo io ne ho la chiave” (Твой порок - запертая комната) (1972)

Dec 25, 2013 00:38


“Il tuo vizio e una stanza chiusa e solo io ne ho la chiave” (Твой порок - запертая комната, и только у меня есть ключ) (1972). О такой жизни можно только мечтать. Их двое - успешный в прошлом писатель Оливьеро Рувиньи и его красавица-жена Ирэн. Старая вилла, пусть требующая ремонта, но все еще роскошная. Винтажный БМВ. Каждый день - попойка, по окончании которого приходящая служанка вывозит на своей тележке десятки пустых бутылок дорогого вина, рома и виски. Но идиллическая картина рушится, если только взглянуть на нее повнимательнее. Оливьеро - мало того, что псих, неудачник и алкоголик, он открыто изменяет жене, унижает ее при гостях - не друзьях, а просто своре эстетствующих хиппи, которые, возможно, уже и сами забыли собственные имена, постоянно пребывая в наркотическом и алкогольном дурмане. И при каждом удобном случае залезает под платье чернокожей домработницы Брэнды, которой это совсем не по нраву - но ее учили молчать. Помимо этой женщины и собственной супруги, Оливьеро регулярно спит со своей бывшей ученицей, ныне торгующей книгами в маленьком городке, рядом с которым стоит вилла спившегося и неудавшегося аристократа. Ее зовут Фауста. И ее убивают первой. Поздно ночью, в каменоломне, где должно было состояться очередное свидание. На него Рувиньи не приехал - в очередной раз перевыполнил свою ежедневную норму “J-B”. А девушке кто-то перерезает горло, и главным подозреваемым становится именно Оливьеро, которого сыщики просят не уезжать из города, пока не будет найден убийца. Номером два становится Брэнда. Следующая ночь, то же самое оружие, только вскрывается не глотка, а живот. Умирая, негритянка падает прямо на пороге комнаты Ирэн, - и надо бы вызвать полицейских, но ополоумевший владелец виллы убеждает жену, что лучше скрыть тело в подвале - иначе ему точно придется отправиться в тюрьму. А потом в гости к чете Рувиньи приезжает племянница Оливьеро, юная и аппетитная сверх меры Флориана, которая соблазняет обоих и начинает вести свою собственную игру…

Монструозное название - родом из другого giallo Серджио Мартино, режиссера, которого почему-то никто не ставит в один ряд с Дарио Ардженто и Лючио Фульчи, хотя он лучше их обоих, вместе взятых. Если вы помните «Странный порок госпожи Уорд», то наверняка помните и одну из записок убийцы, в которой фигурируют именно эти десять слов. За несколько лет, начиная с 71-го и по 73-й, Мартино снял сразу четыре «желтых» триллера, три из которых по праву заняли свои места в золотом фонде giallo: и «Торсо», и вышеназванный «Порок», а также обозреваемый фильм, который является вольной экранизацией одного из самых известных рассказов Эдгара Аллана По. Черный кот по имени Сатана, который является неотъемлемой частью повествования и однажды лишающийся глаза, труп в подвале собственного дома… Знакомо? Но Серджио обыграл стократно обыгранный сюжет по-своему, элегантно и необычно. О том, giallo это или нет, спорить можно бесконечно. И да, и нет, 40 на 60. Но все ингредиенты подобраны так, что не придерешься. Лица - до боли знакомые. Самые известные из них: Иван Рассимов в роли таинственного наблюдателя и Эдвиге Фенеш в роли Флорианы. Менее примелькавшиеся: отдаленно похожая на Ингеборгу Дапкунайте шведка Анита Стриндберг («Ящерица в женском обличье»), Луиджи Пистилльи («Кровавый залив») и… Да и хватит пожалуй. Эффектную скандинавку вы увидите обнаженной на 10-й минуте, чуть позже скинет одежду Брэнда, потом - Флориана, и да-да, будет лесбос, не сомневайтесь. Убийства обставлены в лучших традициях, отнюдь не бескровны, хотя об особой креативности говорить не приходится. Сюжет в меру запутан, но достаточно логичен, а за кадром играет прекрасная музыка Бруно Николаи. Полицейскому расследованию, в отличие от десятков других giallo, уделено минимум внимания, фактически копы здесь лишь «куклы», «двигающиеся фигуры», соль для блюда, в котором соль должна присутствовать просто «потому что», а не для усиления и улучшения вкуса. Основный акцент сделан на психологии главных героев, а их характеры Мартино выписал блистательно. Сложно сказать, чего в этом фильме НЕ хватает. Скорее, всего в избытке. И главная проблема «Порока» - в том, что он слишком нестандартный, слишком умный и слишком - с точки зрения сценария - адекватный, реалистичный как для «Черного кота» №642, так и для рядового giallo с голыми женскими телами, убийцей в черных перчатках и привычно невообразимым твистом в конце. Ах да, еще эта чертова хорошая игра женщин, которые в «Ящерице» и «Торсо» просто украшали собой кадр, и не более того (как так, они умеют не только раздеваться?!). Один из лучших фильмов Серджио и стопроцентная классика итальянского кино.

9,5/10

giallo, эдгар аллан по, черный кот, серджио мартино, 10 из 10, семидесятые, итальянский хоррор

Previous post Next post
Up