”Paganini Horror” (Ужас Паганини) (1989). Рок-группа, заводилой в которой всегда была и до сих пор остается Кейт, близка к тому, чтобы быть выброшенной на свалку истории. На их счету - немало хитов, но они в прошлом, а теперь все заканчивается одной и той же безобразной сценой: Кейт готова выцарапать глаза женщине-продюсеру, а та, не стесняясь в выражениях, обвиняет вокалистку в полной творческой импотенции. «Если ты сама не способна написать новый хит, найди кого-нибудь, кто это сделает за тебя». Барабанщик, Дэниэл, единственный мужчина в группе, воспринимает очередной выпад стервы-менеджера по-своему - как призыв к действию. И скоро объявляется в квартире Кейт, наигрывая на фортепиано странную мелодию: за нее - в буквальном смысле - он отдал немало денег. Встретившись со странным стариком, который передал молодому человеку пергамент с нотами неизвестного до сей поры произведения великого Николо Паганини.
Кейт приходит в восторг! По ее мнению, эта мелодия была создана для одного из сатанинских обрядов, которые, как гласит молва, практиковал легендарный скрипач. «Если мы назовем эту мелодию «Ужас Паганини», и сделаем современную аранжировку, люди будут сходить от нее с ума. Пластинка разойдется мгновенно, огромным типажом! Как это случилось с Майклом Джексоном, когда он записал свой «Триллер», вдохновившись историями о зомби». Как видно, девушка полна оптимизма. Итак, песня готова, осталось снять новый видеоклип. Для этого наилучшим образом подойдет особняк, принадлежащий некоей Сильвии, которая убила собственную мать в ванной, бросив в воду фен, прежде искупав там любимую куклу с черепом вместо лица. Словом, владелица особняка далеко непроста. Непрост и сам дом. Там, согласно легенде, когда-то жил сам Николо. И его дух недолго будет терпеть грохот безвкусной рок-музыки…
Как, КАК это получалось у итальянцев, и почему только у них? Безумный сюжет, от которого в том или ином фильме, как правило, остается только сценарный план, отвратительно играющие актеры (пусть даже трижды именитые и четырежды заслуженные), глупость на глупости, ляп на ляпе - а все нипочем, потому что балом правит примитивнейшая, но действенная музыка и, конечно, атмосфера, за обязательное наличие которой мы и любим италохорроры восьмидесятых. Эта лента - двоюродная сестрица серии о проклятых домах («Дом часов», «Дом ведьмовства», и так далее по списку), и это неудивительно, ведь Луиджи Коцци - хоть и не Фульчи, и даже не Ленци, но режиссер той же школы, родом из той же эпохи. Дано: эпизодичная Дарья Николоди, объевшийся героина Дональд Плезенс, отменная, типично восьмидесятническая рок-музыка, мрачный особняк, хорошая легенда. Результат: трэш, граничащий с откровенным идиотизмом, но при этом воспринимающийся на «ура» и вполне годный для повторного просмотра.
Словом, все как обычно. Упомянутый выше монолог Кейт, как мне кажется, прекрасным образом иллюстрирует то, на каком интеллектуальном уровне находится «Ужас Паганини» (мало? Есть еще. Например: «Что это?! Кровь?! Ужасно!!! Надо посмотреть, откуда эта кровь»). Очаровательная непосредственность, наивность, они сквозят в каждом втором по счету кадре: начиная с синих разрядов электричества, которые обжигают (!) мать Сильвии в ванной, и заканчивая видеоклипом, в ходе которого вокалистка группы встречает призрака в шляпе и золотой маске, играющего на скрипке сочинения Паганини, а позже становится жертвой великого итальянца, восставшего из гроба, рядом с которым валяется небрежно составленный контракт с Сатаной за подписью, собственно, Сатаны. Кстати, синие молнии явно были излюбленным приемом Коцци в этом фильме, уж слишком часто они мелькают на экране, по поводу и без повода, практически в каждой сцене с убийством.
В качестве бонуса: древний туннель, находящийся под домом («Кейт, наверное, там!»), и ведущий в иные измерения, убийца в золотой маске, вооруженный скрипкой с ножом, а также невидимая и непробиваемая стена вокруг особняка. Диалоги, актерская игра (Николоди и Плезенс - не исключения; Плезенс - особенно! Полагаю, не ошибусь, назвав это худшей его ролью), сюжет (вернее, его развитие) - все это настолько дико, что «Ужас Паганини» кажется хорошим образчиком «плохого хорошего кино по-итальянски». Но смеяться хочется не всегда, и уж точно не тогда, когда в бой вступает Ее Милость Атмосфера, подкрепленная хорошей порцией легкого «мясца», удачных локаций и гудящего саундтрэка. Почти гротескное в своей глупости и абсурдности кино, которое, однако, мне понравилось. Помните ”Monster Dog” с Элисом Купером? Явления одного порядка. Почти. Вам тоже понравится. Если любите италотрэш, и если сможете полностью отключить мозг.
6/10