“Apollo 18” (Аполлон 18) (2011). Об этом не писали в газетах. Не сообщали в телевизионных сводках новостей. Ни одна живая душа на планете не знала о том, что произошло на Луне в декабре 1972 года по земному летоисчислению. За исключением руководства NASA. Тогда двое американских астронавтов, Бенджамин Андерсон и Нэйтан Уокер, отправились навстречу земному спутнику на борту челнока «Аполлон-18». Считается, что люди высаживались на Луну ровно шесть раз. Миссия в составе Сернана, Эванса и Шмитта была последней, и на этом покорение космоса было окончено. Это неправда. За 17-м кораблем последовал 18-й. Его экипаж и должен был поставить финальную точку в изучении ближайшего к Земле небесного тела. Но точка расплылась кровавым пятном…
Наша планета из космоса кажется прекрасной. Луна же, в свою очередь, поражает своей абсолютной безжизненностью. И чуждостью. Таковы были первые впечатления астронавтов. Но насчет безжизненности они явно ошибались. Миссия должна была быть двухдневной. И в ходе первых 24 часов Нэйтан и Андерсон обнаружили странной формы камни на поверхности Луны. Разумеется, исследователи забрали часть из них с собой, поместив в походную лабораторию. Однако на следующее утро - если это понятие уместно для открытого космоса - выясняется, что один из камней преспокойным образом лежит на полу (еще одно сомнительное определение) челнока. Вне зоны карантина.
Могут ли быть с этим связаны странные звуки, что слышались обоим астронавтам несколькими часами ранее? Вскоре их ждет еще одна находка. Куда более жуткая. Вернее, сначала кажущаяся немыслимым сюрпризом: они обнаруживают на поверхности грунта человеческие следы, а вскоре - и советский челнок. Внутри - кровь. Много крови. А в кратере, близ которого навеки замер шаттл, - изуродованный труп человека. Сомнений быть не может: это тот, кто умер или был убит в челноке, запущенном властями Советов. Понимая, что их миссия близится к концу, более того, становится опасной, Андерсон и Уокер пытаются стартовать с поверхности Луны, но… Часть механизмов разрушена. Связи с Землей нет. А затем Нэйт молвит что-то о камнях ВНУТРИ своего скафандра...
Вы никогда не задумывались о том, что на самом увидели Нил Армстронг и Базз Олдрин, первыми из людей ступив на поверхность Луны? Если, разумеется, их высадка не была «фейком», как и последующие лунные экспедиции. И второй вопрос: почему это небесное тело так быстро оставили в покое? На космические программы тратились миллиарды долларов. И тратятся до сих пор. С того момента, как «Аполлон-11» благополучно доставил на Луну Армстронга и Олдрина, прошло более сорока лет, так почему же полеты не стали регулярными, а, наоборот, полностью прекратились? Мы говорим о покорении Марса, возможных экспедициях к более дальним планетам, наши спутники изучают орбиты Юпитера и Сатурна, но мы, homo sapiens, по-прежнему привязаны к Земле, которая давно уже стала для нас тесной.
Как же так? Ведь полет экипажа «Аполлона-17» был успешным. Но не было ни 18-го, ни 19-го, ни 20-го. По всей видимости, этот же вопрос мучил и Гонцало Лопеза-Галльего, режиссера, что решился ознакомить мир со своей собственной гипотезой, жесткой, страшной и жестокой, облеченной в форму псевдодокументального хоррора. Спродюсированного, к слову, Тимуром Бекмамбетовым, самым успешным российским продюсером из тех, что когда-либо работали «на Западе». Фильм определенно недорогой (но не дешевый), особых спецэффектов в нем нет, ставка делается на самое лучшее, что может быть в жанровой ленте - саспенс и атмосферу. Если вы будете регулярно покрываться гусиной кожей, значит, получилось. Если нет - значит, нет. Большинство отзывов свидетельствуют о том, что Лопез-Галльего смог добиться поставленной цели. И я присоединюсь к стройному хору восторженных голосов.
Малоизвестный режиссер смог выстроить внятный сюжет, поднять псевдодокументалистику в рамках хоррора на новый уровень, а параллельно - удивить зрителя яркой и одновременно мрачной, бесконечно мрачной, удивительно реалистичной «картинкой». Когда вы видите Луну - вы уверены, что это именно Луна. Вы верите тому, что вам показывают, забывая о том, что это всего лишь художественный фильм, чистой воды вымысел. «Аполлон-18» пугает. Он ставит правильные вопросы. Не дает четких ответов. Заменяет фантастику ужасом, и ужас - драмой. А самое приятное: в этой ленте нет ни единого «космического» штампа, она напрочь лишена банальности. Браво! И… одна только ремарка: «Аполлон-18» нельзя смотреть в кинотеатре, в компании, под пиво. Только одному - и в темноте. Без всяких отвлекающих факторов. И тогда вы поймете, что «Четвертый вид» был вовсе не таким страшным, как вам однажды показалось.
9/10