“The Savage Bees” (Дикие пчелы) (1976). Первым на столе Джеффа Дюрана, коронера из небольшого городка близ Нового Орлеана, оказывается пес, погибший от укуса пчелы. Случай довольно странный, ведь эти насекомые жалят только в случае смертельной для себя опасности. Странный, но не единичный: днем ранее в новоорлеанской бухте замечают дрейфующий корабль-товарняк под бразильским флагом, на борту - ни души, хотя всё говорит о том, что судно опустело совсем недавно. Труп одного из моряков позже находят на берегу, в его желудке Дюран обнаруживает мертвую пчелу - параллели со смертью пса более чем очевидны. Коронер вместе с подругой, энтомологом Дженни Девро, принимается за расследование, и по наводке одного из коллег приходит к выводу, что в гибели всего экипажа корабля виноваты дикие пчелы родом из Африки. Нападение на людей для них не в новинку: совсем недавно в Бразилии были зафиксировано множество таких случаев. Первыми под ударом оказались фермеры, а затем и жители Рио - тогда за несколько дней погибло более 80 человек. Причем первая атака датируется 1956 годом, а значит история эта отнюдь не нова. Но Бразилия Бразилией - как остановить массовое нашествие крылатых убийц, тем более на фоне гремящего по всему городу фестиваля Марди Гра, когда улицы полнятся людьми, как улей пчелами?
.
Ну чем не «Челюсти»! Разве что с пчелами вместо акулы. В семидесятые черно-желтые часто становились героями хорроров, преимущественно недорогих и сплошь телевизионных: вспоминается как минимум четыре фильма на эту тему. А начало, надо полагать, было положено еще в 1966-м, когда Фредди Фрэнсис снял «Пчел-убийц». В “Savage Bees” задействованы хорошие, пусть и не выдающиеся актеры вроде Майкла Паркса, в девяностых и нулевых активно снимавшегося в фильмах Тарантино, вместо смехотворных эффектов - съемки настоящих пчел, и никаких, прости господи, мутантов. То есть сам ужас не ядерного толка, как в многочисленных sci-fi/хоррорах, что были популярны за несколько десятков лет до этого, на волне страха перед холодной войной, гонкой вооружений и всеобщим советско-американским апокалипсисом. Вместо этого: обязательный флер мелодраматичности, чуть-чуть love story, и по аналогии с производственной драмой - производственный триллер, «научность» которого не выдерживает никакого критики, ведь, как выяснилось, искомый вид пчел, действительно существующий, не опаснее любых других своих собратьев. Но сцены с ними! Надо полагать, в семидесятых наиболее «жесткие» эпизоды, которыми щедро усыпана финальная треть ленты, попросту сбивали с ног - впечатляют они и сейчас. Однако назвать это ужасами язык не поворачивается: хоррора здесь примерно столько же, сколько в «Птицах» Хичкока. Перед нами, скорее, фильм-катастрофа, уровнем явно выше среднего, с множеством логических промахов, построенный целиком и полностью на мифотворчестве, но все равно убедительный, и совершенно точно не киномусор. Смотреть или нет? Зависит от ваших предпочтений.
.
5/10