“Dario Argento: Panico” (Дарио Ардженто: Паника) (2023)

May 17, 2024 18:05


“Dario Argento: Panico” (Дарио Ардженто: Паника) (2023). На склоне жизни легендарный режиссер решает отдать дань собственной же традиции и отправиться в загородный отель, чтобы там, в полном уединении, приступить к работе над сценарием к своему новому и, возможно, последнему фильму ужасов. Таким могло бы быть начало классического хоррора, но перед нами вовсе не он, а документальная лента авторства Симоне Скафиди, за несколько лет до этого снявшего великолепный трибьют «отцу жестокости» под названием «Фульчи как фальшивка». Разница лишь в том, что герой того фильма был уже несколько десятилетий как мертв, а Дарио, слава богу, жив.
.
Не суть важно, о каком именно сценарии идет речь - «Темных очках», последней на сегодняшний день его режиссерской работе, или о чем-то другом. Это лишь завязка. А дальше - одна история, нанизанная на другую, незаметным образом друг друга сменяющие. Об извечном страхе перед премьерой, что похож на встречу с невестой, никогда прежде не виденной. О матери, настоящем мастере фотографии, в студии которой маленький Дарио проводил время после школы, наблюдая за тем, как готовятся к съемкам дивы того времени. Об отце, работавшем в одной из крупнейших кинопрокатных компаний Италии. О том, кем был Ардженто до того, как стал режиссером: от моряка до балетного критика. О первой жене, Мариссе. О первом фильме, «Птице с хрустальным оперением», который стал №1 в американском бокс офисе - Дарио тогда было всего лишь 29 лет. О бомбежках Рима в 1943-м, об оставшемся безымянным уличном маге из Турина, который посоветовал режиссеру использовать животных и насекомых в названиях его фильмов.
.
О неудачном эксперименте с комедией в виде «Пяти дней», главную роль в которой сыграл Адриано Челентано. О неконтролируемом желании покончить жизнь самоубийством во время съемок «Суспирии», когда жизнь Ардженто спас, по совету его знакомого врача, шкаф с одеждой - им итальянец, находившийся на грани срыва, заслонил единственное в комнате окно.
.
А еще: Азия Ардженто и Микеле Соави, Ламберто Бава и Луиджи Коцци, Гильермо дель Торо и Гаспар Ноэ, Николас Виндинг Рёфн и сестра Дарио, Флориана, а также старшая дочь, Фиора. Плюс, конечно, Клаудио Симонетти, чей саундтрэк к «Кроваво-красному» за какие-то 10 месяцев разошелся тиражом в миллион копий - рекорд для всей итальянской музыкальной индустрии. К счастью, дело не ограничивается классикой 70-х и начала 80-х: немало времени посвящено, к примеру, «Опере», а вот легендарная «Дрожь» остается за кадром. Отражен и не самый лучший период в творчестве как Ардженто, так и итальянского кино в принципе, который можно охарактеризовать одним-единственным вопросом: «Что, черт возьми, произошло в начале девяностых?!». Рассказ линейный, строго хронологический, обходящийся без временных скачков из прошлого в будущее. Словом, Скафиди обошелся без экспериментов, и это однозначный плюс фильма; все же «Паника» - история радии истории, а не “style over substance”, и Симоне всегда помнит, что он именно документалист, а не визионер.
.
Конечно, это отнюдь не первый фильм, посвященный Дарио, но однозначно лучший из всех трех. Потому что настоящая магия. Потому что вы не просто прикасаетесь к прошлому, вы погружаетесь в него с головой - а ведь мало кому из документалистов удается достигнуть такого эффекта. Если это эпитафия, то лучшая из возможных.
.
8/10

giallo, гильермо дель торо, ламберто бава, документальный фильм, микеле соави, итальянский хоррор, ардженто, коцци, азия ардженто, симонетти

Previous post Next post
Up