Если нельзя, но очень хочется. Вексельная инициатива способна разрушить систему госфинансов

Jun 30, 2013 13:12

Застой в экономике практически всегда приводит к бюджетным проблемам. Возможно, составляя проект бюджета на этот год, правительство Украины стремилось опровергнуть эту истину. Ведь многие параметры, заложенные в проект главного финансового плана страны, изначально были нереальными. Да и дальнейшее развитие ситуации в экономике не добавило позитива. Страна по-прежнему балансирует на грани дефолта…


С начала года спад промышленного производства в стране составил более 5%, что потянуло низ все остальные отрасли экономики. За первые пять месяцев года доходы государства выросли всего на 2,4%, тогда закон о бюджете предусматривал рост на 9,2%. Бюджет наполняется в четыре раза медленнее плана. Денег становится все меньше, а долгов - больше. С начала года для погашения государственного долга из бюджета направлено 26,837 млрд грн: по внутреннему - 15,265 млрд грн, по внешнему - 11,572 млрд грн. И за этот же период для латания возникших дыр государство заняло вдвое большую сумму: 64,524 млрд грн. На внутреннем рынке привлечено 44,981 млрд грн, из внешних источников поступило 19,544 млрд грн. Проблема усугубляется еще и тем, что спад в экономике снижает инвестиционную привлекательность украинских предприятий: приватизация госимущества в январе-мае дала бюджету лишь 57,7 млн. грн. В таких условиях финансовый коллапс в Украине практически неминуем, если не предпринять каких-либо мер по оживлению экономического развития. Собственно, первые шаги в этом направлении Кабинет Министров предпринял еще весной, утвердив соответствующую госпрограмму.  Однако с того момента прошло немало времени, а реальных мер по ее реализации нет. Если не считать таковым подписаный правительством Меморандум о взаимопонимании с предприятиями горно-металлургического комплекса. Впрочем, в силу малого числа мер, направленных на стимулирование отрасли, нечеткости формулировок и отсутствие механизмов реализации, ее эффективность заведомо будет низкой.

А тем временем финансовые проблемы нарастают как снежный ком. На этот год приходится пик долговых выплат государства: почти $9 млрд. внешнего долга и $5 млрд. внутреннего. Отсутствие роста  экономики деньги вынуждает правительство Украины занимать больше денег для выплаты этих долгов. Но от желания и дальше «финансировать проекты и осваивать бюджетные средства» министрам Азарова так трудно избавится. И тут Кабмин Азарова решил не торопиться с выводами. А с расчетами по долгам - тем более. А впоследствии появилась схема, при которой и овцы (в данном случае - финансы государства) будут целы, и волки (кредиторы бюджета) - сыты. Власть решила рассчитаться со своими должниками «вексельной» бумагой, а решение бюджетных проблем - перенести на «потом».
Если предложенная правительством схема пройдет через парламент, нас всех ожидает один сравнительно благополучный год. Задолженность государства перед экономикой страны будет погашаться векселями. Сколько их можно будет выпустить, как их потом будут погашать - неизвестно. Ясно одно, вексель, в отличие от живых, реальных денег, - инструмент с очень ограниченной сферой обращения. В стране с таким низким кредитным рейтингом далеко не каждому удастся продать полученную в Казначействе бумагу, пусть даже и с дисконтом. Хотя можно предположить, что вскоре после запуска вексельной схемы появятся небольшие фирмы с миллиардными оборотами, которые начнут массовую скупку таких векселей с дисконтом 30% от номинала, что позволит превратить вексельный бизнес в весьма доходный процесс. О таком явлении «пещерного капитализма», как конвертационные центры и откаты на тендерах по госзакупкам, можно будет забыть, ибо теперь все эти вещи будут проходить исключительно в рамках закона.

Использование вексельной схемы расчетов с предприятиями, которым государство так и не заплатило по долгам, для них будет означать окончательную потерю значительной части собственных денег. Долги и прежде погашались несвоевременно и не в полном объеме. Теперь же после оплаты векселем, все заботы «где взять денег»  Кабмин полностью перекладывает на экономику.  Прежде всего, это касается экспортных отраслей, перед которыми у государства висит постоянный долг по возврату НДС. К началу года долг госбюджета по возврату НДС и авансового налога на прибыль достигал 40 млрд. грн.
По данным налоговой службы страны с января по май выплаты по возмещению НДС составили 23,7 млрд грн., а сам долг сократился до 3 млрд. грн. С одной стороны можно предположить, что затяжной спад в металлургии и в производстве удобрений заставил власть хоть как-то поддержать падающие отрасли (НДС-возврат вырос в этом году на 23,8%). Но у многих экономистов складывается мнение, что власть сознательно скрывает и занижает размеры долга перед экспортерами, который по их данным составляет не менее 16 млрд. грн. И они сейчас нуждаются в своих собственных деньгах как никогда ранее. Отсутствие кардинальной реконструкции заводов в прежние годы приходится компенсировать в «пожарном порядке».

В июне крупнейший металлохолдинг Метинвест подписал с австрийской Siemens VAI контракт на строительство аглофабрики для Енакиевского метзавода. Общая стоимость проекта составляла $250 млн., но затем была увеличена на $110 млн. для установки современной газоочистной системы. Два других металлургических предприятии Метинвеста - мариупольские Азовсталь и ММК им. Ильича - в течение 2013 года также планируют вложить в экологическую модернизацию порядка 285 млн. грн. И пока государство не спешит отдать Метинвесту и прочим предприятиям отрасли долги живыми деньгами, им приходится привлекать достаточно недешевые кредиты, или снова откладывать модернизацию заводов «до лучших времен».
Вексельная схема несет множество рисков и самому государству. Рассчитываясь векселями, власть перекладывает свои проблемы на плечи будущего состава правительства. Впоследствии, предъявленные к оплате векселя казначейство не сможет оплатить по той же причине, по которой не может финансировать текущие расходы: денег не все будет недостаточно. А инициативы Кабмина разрешить такими векселями оплачивать будущие налоговые платежи приведет к тому, что и в доходную часть бюджета будет поступать все меньше денег. В таких условиях останется лишь гадать, когда и в Украине настанет дефолт, подобный греческому или кипрскому. А в том, что он неизбежен, уже мало кто  сомневается.

НДС, бюджет, вексель, siemens, Кабмин

Previous post Next post
Up