После прошлогоднего прироста угледобычи почти на 5%, пошел обратный процесс. Непродуманная во всех тонкостях государственная политика «Даешь стране угля!» начала плодить проблемы, как только стало понятно, что мало добыть сам уголь. По мере того, как угольные склады шахт и теплоэлектростанций заполнялись черным золотом до отказа, падала выручка и занятость среди самих шахтеров. Частные компании начали увольнения, а государственные начали требовать удваивания суммы ежегодных дотаций из бюджета. И теперь за то, чтобы уголь добывался и далее (любой ценой) стране придется заплатить уже не 9,5 млрд. грн. бюджетных денег, а около 20 млрд. Такова цена общественного спокойствия и видимого благополучия на «малой родине» нынешнего президента. Но таких результатов в краю шахтерском отдельным предприятиям удается достигать и другим способом.
На днях руководители Краснодонугля, перечисляя свои достижения за семь последних лет пребывания в структуре Метинвеста, отметили, что за это время холдинг затратил на техническое перевооружение объединения около $327 млн. Если бы не кризис, цифра финансовых вливаний могла бы быть еще значительнее. Ведь Краснодонуголь, это структура, которая по объемам добычи угля занимает пятую строчку в перечне крупнейших угледобывающих предприятий страны. И из этой пятерки лишь тут сумели добиться прироста показателей с начала года. Можно было бы предположить, что секрет такой «успешности» заключается в том, что Краснодонуголь имеет гарантии сбыта для всего объема добытого угля, но это не совсем так.
Проблема реализации продукции остро встала в конце прошлого года во всей угольной отрасли Украины. После нескольких лет гонки за ростом показателей угледобыча оказалась в тупике. Спад промышленного производства снизил уровень деловой активности в крупнейших отраслях: металлургии, машиностроении, энергетике. ТЭС не могут сжигать больше угля, чем это требуется для выработки все меньшего числа киловатт-часов.
Металлурги, теряя объемы выплавки чугуна и стали также
ограничили закупки кокса. Правительству не удалось
исправить ситуацию даже ценой запрета на ввоз угольной продукции из России и Польши. Поэтому из первой десятки ведущих угольных предприятий страны угледобыча с января по май снизилась практически у всего угольного дивизиона энергетического холдинга ДТЭК. ДТЭК Павлоградуголь потерял -1,4% объемов угледобычи, ДТЭК Ровенькиантрацит - 8,2%, ДТЭК Свердловантрацит - 3,6%, ДТЭК Комсомолец Донбасса - 1,9%, ДТЭК Добропольеуголь - 27,6%! Не лучше обстоят дела и у шахтоуправления Покровское, где объемы производства угольной продукции также снизились на 1,9%. Но это предприятие не относится к сфере тепловой электроэнергетики и входит в структуру другого металлургического холдинга - Донецкстали.
На фоне потерь частных угольных предприятий остается только порадоваться за тройку лучших государственных структур. Госпредприятие Макеевуголь с начала года увеличил угледобычу на 1,4%, ГП Антрацит - на 3%, а ГП Селидовуголь и вовсе поистине «стахановскими методами» выдал на-гора на 35,9% угля больше, чем в январе-мае прошлого года. Но велика ли заслуга государственных шахт, если
власть оплачивает более двух третей себестоимости добытого угля из бюджета? И к тому же, как неофициальное условие для получения квоты на ввоз импортного сырья для производства кокса, правительство потребовало от крупных металлургических компаний страны выкупить в обязательном порядке около 4 млн. тонн «государственного угля»!
И пока директивы Кабмина подменяют собой предпринимательскую инициативу, стране долго придется ждать притока частных инвестиций. Канадские инвесторы уже отказываются от части угольных шахт в Украине. Крупнейший отечественный промышленный холдинг Метинвест тоже начал с опаской относиться к перспективам развития местных предприятий. Если
в горнорудные активы и металлургические комбинаты в этом году Метинвест еще готов вкладывать дополнительные средства, то с Краснодонуглем ситуация иная. В перечне крупнейших инвестиционных проектов холдинга на этот год нет сколь-нибудь значительных затрат для Краснодонугля. Это в прошлом году тут вели в работу две новые лавы на шахтах Молодогвардейская и Суходольская-Восточная, что позволмло поднять число очистных забоев. Перспективы разития предприятия на этот год пока неясны. Зато Метинвест готов вложить дополнительный капитал для строительства четвертой секции угледобывающего комплекса Affinity на United Coal Company. Может секрет в том, что United Coal Company расположена в США, а там более бережно относятся и к защите частной собственности и к соблюдению основных законов свободного рынка. Чего в Украине так и не смогли обеспечить за все двадцать лет независимости.