Покупка Украиной южнокорейских поездов получила должную оценку не только у нас, но и на Западе. На днях представитель Европейского банка реконструкции и развития назвал запуск поездов Hyundai инвестиционным провалом года. Правда, потом последовало опровержение, что он высказал личное мнение, а не официальную позицию банка. Но камень в огород был брошен, круги по воде разошлись, а собственно-то, нового ничего сказано не было. Проект Hyundai действительно не оправдал себя. Да и не мог изначально.
Думаю, что люди хоть раз сидевшие за рулем автомобиля согласятся, что покупать Ferrari для езды по сельским проселочным дорогам бесполезно. Еще как-то можно было смириться с проблемой частых поломок и задержек в пути заграничных составов. Есть проблемы адаптации к новым условиям и со временем, при правильной эксплуатации и грамотной доработке, их можно было устранить. Проблема в том, что Hyundai просто не могла стать скоростным пассажирским поездов в наших условиях. Еще составы Крюковского вагоностроительного завода могла как-то мириться с качеством и состоянием нашего железнодорожного полотна. Утонченные «корейцы» такого издевательства над собой не выдержали. Собственно, проблема реконструкции транспортной инфраструктуры Укрзализныци появилась не сегодня. Она так же актуальна, как и проблема катастрофического состояния ЖКХ. Ежегодно Украина теряет миллионы доходов от транзита груза и пассажиров по той причине, что не может обеспечить надлежащих транспортных условий. Наши рельсы требуют замены на новые, более современные, способные выдержать движение поездов со скоростью 160-180 км/ч. Но в этом году Укрзализныця сократила объемы закупок материалов для ремонта полотна. В то же время, переход на прокладку новых рельс длиной в 100 м. позволит Укрзализныце ощутимо уменьшить эксплуатационные расходы и повысит скорость движения на обновленных участках. Но для подобных инноваций железнодорожниками еще нужно найти деньги. Впрочем, не только им.
Мариупольская Азовсталь из Группы Метинвест может стать первым в Украине меткомбинатом, где выпускают длинномерные рельсы для «Укрзализныци». Уже с 2016 г. Мариупольские металлурги запустить в производство 100-метровых рельсов из конвертерной стали. Рельсы из конвертерной стали комбинат стал еще в 2012 году, однако для производства длинномерных рельсов Азовсталь должна провести масштабную реконструкцию рельсо-балочного цеха, а также решить другие технические и технологические вопросы, связанные с освоением новой для Украины продукции. Современные 100-метровые рельсы должны, с одной стороны, поставляться по экономически обоснованным ценам, с другой стороны - иметь конкурентоспособное качество, которое обеспечит предприятию рынок сбыта не только внутри Украины.
В тоже время, с момента вступления Украины в Таможенный союз планы мариупольцев могут оказаться под угрозой. В соседней России сразу две группы начали выпуск рельс подобного размера. Но первый опыт оказался неудачным. Евраз и Мечел не смогли выполнить условия контракта перед РЖД по выпуску рельсов для высокоскоростного движения. По этой причине российским железнодорожникам пришлось срочно закупить в Японии требуемые рельсы.
Еще в марте 2012 года РЖД признала, что российские рельсы Мечела превосходят японские по качеству. Но уже в апреле в РЖД сообщили, что готовы покупать рельсы и у другого отечественного производителя - группы Evraz. Обе компании вложили, по меньшей мере, по $500 млн. в реконструкцию оборудования на Челябинском, Нижнетагильском и Новокузнецком меткомбинатах. Поэтому, провал с выполнением текущего контракта на поставку рельсов для высокоскоростного движения стоит считать лишь временной неудачей. Вложенные средства нужно возвращать. Поэтому ужу в следующем году россияне скорее всего выиграют внутреннюю «рельсовую войну». А затем могут начать наступление на Украину. Модернизированные мощности позволят им удовлетворить текущие потребности железнодорожников обеих стран. И тогда начатая реконструкция рельсопрокатного цеха на Азовстали действительно потеряет всякий смысл.