Вопрос, наверное, наиболее актуальный для отечественной металлургии. Братский союз с соседней Россией грозит потерями по причине обострения конкуренции с более развитыми в техническом и финансовом плане российскими металлургическими гигантами. Китайский рынок пока готов принять лишь наше железорудное сырье. А производителей металла там и своих достаточно, тем более, что часть из них уже простаивает. Остается лишь Европа. Но именно она сейчас переживает наиболее глубокий кризис в базисных отраслях промышленности…
Общая заморозка деловой активности в европейском регионе привела к обвалу спроса на стальную продукцию. Eurofer, европейская ассоциация металлургов, напророчила, что годовое производство снизится на 4%. Многие сталелитейные предприятия в Европе уже остановлены, а загрузка остальных не превышает 70%. Избыток мощностей на рынке Западной Европы превышает 20%: предприятия ЕС могут выплавлять 210 млн. тонн стали, а уровень реального спроса составляет 150-160 млн. тонн.
Эксперты Европейского центробанка считают, что восстановление экономики начнется только в 2014 году, на который прогнозируется рост ВВП на 0,2-2,2%. На 2013 год никто не возлагает никаких надежд. В начале года уровень запасов будет низким, ведь они таяли три квартала подряд. Поэтому в первом полугодии возможно их техническое пополнение, но в умеренных масштабах. Потребление металла стабилизируется на уровне 2012 года лишь с третьего квартала. И только в четвертом квартале ожидается умеренный подъем. Только поэтому спад реального потребления в 2013 году может составить только 1%. Но эксперты Moody’s Investors Service не разделяют даже такого сдержанного оптимизма. И предполагают, что неблагоприятная ситуация в основных отраслях - строительстве, автомобильной промышленности и секторе товаров промышленного назначения - приведет к снижению спроса на металл в Европе на 2-4%.
Тем не менее, терять перспективный и привлекательный европейский рынок украинские металлурги пока не спешат. Отечественная сталелитейная промышленность 80% продукции продает на экспорт. И у нашего ГМК нет другого выхода, кроме как надеяться на то, что все трудности Евросоюза имеют временный характер. Возможно, отчасти металлурги полагаются на прогнозы МВФ, где уверены в том, что мировой ВВП в 2013 году вырастет на 3,5%, хотя в текущем возможен спад на 3,3%. Собственно, в самом Евросоюзе возможен рост экономики на полпроцента, хотя текущий год ЕС завершит с падением на 0,2% от ВВП-2011. Эти прогнозы дают шанс надеяться на то, что Украина нарастит экспорт стали и проката на 500 тыс. тонн к предполагаемым результатам в 2012. К тому же, оправившись от первого удара кризиса, внутренний рынок Украины может увеличить потребление металла на 300 тыс. тонн. Таким образом, черная металлургия страны в следующем году увеличит выплавку стали на 0,8-1 млн. тонн. При этом, как раз рынок стран ЕС рассматривается, как основной, в плане увеличения сбыта. Если в 2011-м в Европу ушло 6,6 млн. тонн проката, то в 2012-м Евросоюз получил лишь 4,7 млн. тонн. Если прогнозы в отношении экономического роста в ЕС сбудутся, то украинские металлопоставки в этот регион возрастут в 2013 году на 200-300 тыс. тонн.
По всей видимости, оптимистичный сценарий развития событий решили положить в основу своей стратегии и крупнейший производитель стали и проката Украины. По крайней мере, на одном из комбинатов Метинвеста - мариупольском меткомбинате Азовсталь - уже в декабре планируют на 42% увеличить количество отгрузок листовой стали на экспорт, и на 4% отправить за границу товарных слябов. Собственно, ориентация на полуфабрикаты - главный бич украинской металлургии. В 2012 году доля стальных полуфабрикатов в украинском металлоэкспорте составит около 45%, тогда как в 2011-м данный показатель 44%. При этом в общей структуре мировой торговля металлом доля полуфабрикатов не превышает 15%. И если Азовстали в декабре сможет значительно увеличить поставки плоского листа, чем слябов, это может стать началом коренных преобразований в структуре металлоэкспорта. Большинство прокатных производств Европы простаивают. Если промпроизводство в Европе оживет, у наших металлургов появиться шанс освоить ниши на рынках продукции с более высокой добавленной стоимостью. Смогут ли они воспользоваться этим шансом? Должны. Иного выхода у них нет.