О Хадже: аль-Атабат

Mar 26, 2020 15:30


О Хадже  Дела персидские. О Хадже

Atabat-e Aliat, или если на русском то «святые храмы» (транслейтеры упорно переводят пороги)- четыре храмовых комплекса в городах Кербела, эн-Наджаф, аль-Кашимия и Самарра, являющиеся объектами паломничества. Основные святыни- могилы шести (и место сокрытия ещё одного) из 12 непорочных имамов, также несколько сотен второстепенных мест для поклонения. Святыни аль-Атабат по числу паломников превышает маршруты Мекки и Медины. Как бы много не говорилось о великой древности комплексов, но вменяемая история строительства инфраструктуры в Наджафе и Кербеле ложится на правление Ага Мохаммеда-хана Каджара и Фатхали хана (Баба-Хана) Каджара, а также ключевым моментом стало посещение хаджем Насретдин-хана Каджар в 1870 году.





Правительство осман также  вкладывало в Атабат немалые средства, причиной тому служит своеобразное двоевластие первой половины XIX в. Святые храмы лежат на так называемом шиитском полумесяце- торговом пути, он образовался до появления государств в современном понимании и жил своим укладом, на нём находились фактории и шиитов и осман, надо заметить, что ханафитский ислам того времени был практически идентичен восточным христианским верованиям, и несмотря на то, что за территорией закрепился формальный суверенитет осман, вали из Константинополя в дела шиитских общин не лезли, они попадали под юрисдикцию представителя Тебриза (позднее Тегерана). А в Каире прямо писали, что Атабат находится под властью Каджар. Ну а поскольку строительство храмовых комплексов было лучшим средством в борьбе за  голоса паствы, то Тегеран и Константинополь  в расходах не стеснялись.

Вообще, чем являются города Атабат для культуры Ирана переоценить сложно,  такая духовная столица за пределами государства. Именно иранские фонды выделяли средства на восстановления святынь, находящиеся в плачевном состоянии во времена правления Хусейна и после войны и последующей иностранной оккупацией. А безопасность паломников на территории Ирака обеспечивают не государственные  структуры, а бойцы шиитского народного ополчения «аль-Хашд аш-Шааби», фактически филиал «корпуса стражей Исламской революции»- элиты ВС Ирана (ну вы помните кого ликвидировали в результате теракта США в багдадском аэропорту в январе 2020). По существу же Наджаф и Кербела (и районы Багдада ас-Садр, к которым прилегает Кашимия) находятся под контролем самостоятельной военизированной структуры Армия Махди (бригады Обетованного дня, так же Общества Мира) не подчиняющейся администрации в Багдаде.

За прошедшие 16 лет паломничество в аль-Атабат достигло беспрецедентного размаха - около 20 миллионов участников единовременно. Для сравнения, в Мекку на хадж приезжают порядка пяти миллионов человек. Понимаю, что цифры могут быть завышены, но всё же. При этом количество паломником  ежегодно увеличивается, чему способствуют государственные программы поддержки Бейрута, Ливана, Азербайджана, Ирана, Ирака и Пакистана. Пики посещений ложатся на праздники Ашура и  Арбаин (одно из самых массовых собраний людей в мире).

image Click to view



Стоит также отметить, что в паломничестве к данным святыням принимают участия не только шииты, но и другие представители местных конфессий.

эн-Наджаф



паломники в Наджафе

С самого начала, чтоб было ясно что  всё не просто: согласно некоторым практикам (обобщёнными имамом Джафаром аль-Хадеком):

1. рядом с Наджефом находится гора на которой Бог говорил с Моисеем;

2. Бог в Наджафе освятил Иисуса, избрал Авраама и Мухаммеда; (Gan inina-ye dānešmandān VII, Тегеран, 1352-54. / 1973-75)

3. Адам и Ной похоронены в Наджафе.

По мнению археологов, на месте Наджафа, когда-то было достаточно крупное поселение, но из региона ушла вода и люди покинули этот город. Сегодня Наджаф это крупный город, но когда-то это была окраина Куфы, города, где во время молитвы был убит имам Али ибн Талиб, зять и двоюродный брат Мухаммеда, обожествлёнными некоторыми шиитскими учениями.

По преданию, место погребения тела праведного имама, должно было остаться в тайне: тело уложили на верблюда, перебросив через круп и куда корабль пустыни пришёл, там его и похоронили (вообще у крайних толков есть мнение, что верблюд, как бы это правильно выразиться рассемерился и семь верблюдов отправились в разные стороны, так что могила имама она как бы и не одна (загуглите, могил Али очень много). Есть и более экстравагантные версии развития событий см. Мазари-Шариф). Случилось это на западной окраине Куфы, могила долгое время была неизвестно обывателю, отыскал совершенно случайно столь же вездесущий, сколь и легендарный Харун ар-Рашиди ( помните, тот что в Мешхеде рядом в имамом ар-Резой покоится). В двух словах до начала XIX в. Наджаф был деревней на окраине Куфы с населением около 500 человек, затем были решены проблемы водоснабжения и город стал расти, в начале XIX из захваченного каджарами Исфагана и разграбленной ваххабитами Кербелы в Наджаф в поисках безопасного места стали переселяться шиитские улемы и город превратился в крупный центр богословия. В 1915 город попал под британскую оккупацию, в 1918 улемы подняли людей на восстание, которое было подавлено, и часть улемов переселили в иранский Кум. В 1965-1978 здесь жил и преподавал аятолла Хомейни, что очень способствовало авторитету города в шиитском мире. Во времена режима Хусейна, шиитские общины испытывали на себе притеснения со стороны властей и город был оплотом сопротивления и восстаний. С 2004 эн-Наджаф столица фактически автономии, населённой шиитами и контролируемой Армией Махди, под руководством Муктады ас-Садра.



В Наджафе находится знаменитое кладбище Вади ас-Салам (Долина Мира)- самое огромное в мире и самое престижное шиитское кладбище. Количество могил оценивается около 5 миллионов. На кладбище множество катакомб до восьми метров глубиной. Здесь погребён аятолла Мухаммад Бакир ас-Садр- шиитский богослов и лидер сопротивления режиму Хусейна. Хоронят людей со всего мусульманского мира, так как считается почётным  быть погребённым рядом с имамом Али  в ожидании Судного дня. Согласно местным верованиям, кладбище регулярно посещает скрытый имам Махди.



Но конечно же самой важной достопримечательностью является храмовый комплекс имама Али. Начиная с довольно скромного  сооружения в результате постоянных перестроек, пик которых пришёлся на правление Каджар, мавзолей превратился во дворец с библиотеками, музеями, молитвенными залами.



усыпальница

Помимо культово-религиозного храм стал знаковым  в политическом и военном планах. Храм строился в том числе и как оборонительная цитадель (как впрочем и подавляющее большинство культовых сооружений) и во время шиитских восстаний и столкновения армии Махди с оккупационными войсками использовался как цитадель шиитского сопротивления. Также он является штаб квартирой армии Махди и неофициального правительственного аппарата Муктазы ас-Садра, контролирующее территории Ирака с преимущественно шиитским населением.

По некоторым данным в последние годы на праздник Арбаин Наджаф посещают до 20 миллионов паломников, как правило, они собираются в Наджафе и пешком идут в Кербелу. По дороге волонтёры разворачивают палатки для отдыха и питания.

Кербела



паломники в Кербеле

По мнению многих экспертов, город возник для обеспечения потребностей паломников, посещающих мавзолей третьего непорочного имама Хосейна, но мы-то знаем, что просто так города не появляются. Итак, здесь в битве при Кербеле принял мученическую смерть с отсечением головы, третий непорочный имам, сын имама Али (обожествлённого некоторыми шиитскими толками) и внук Пророка Мухаммеда Хусейн. Естественно, что Битва при Кербеле это позднее название, так как никакой Кербелы не было, по сути битва между сторонниками халифата против последователей имама была за город Куфу, а Кербела это транспортный узел, позволяющий контролировать движение на Куфу, Хиллу, Багдад и в Аравию.



гробница имама Хусейна Жан Жером

Я перечитывал с гугл-транслейтором ход битвы из нескольких источников, но суть манёвров сторон остались для меня загадкой, но видимо ключевым моментом являлся контроль над переправой. В общем в той битве пал Хусейн, его брат  Аббас и ещё 70 сподвижников. Место окрестили Машхад аль Хусейн (то есть место мученичества Хусейна, согласно шиитской традиции Кербела- земля мук и страданий, но куда более приемлема версия, что арабы сократили от Кер Бабел, что значит Святилище Бога, встречал версию Земля Бога или около Бога) и на месте захоронения построили мечеть, которую многократно перестраивали и сносили, также подвергалась атакам недружественных конфессий (ваххабитов, конечно же). Со временем в Кербелу подвели воду- прорыли канал Хусейна. Утверждается, что первое поселение в Кербеле возникло для обеспечения нужд паломников к святыне. В конце  XVIII в. через канал Хусейна возвели дамбу, благодаря чему водоснабжение города улучшилось,  со временем город разросся до полумиллионной агломерации, стал крупным промышленным и сельскохозяйственным центром, что усилило  значение города, как транспортного узла. После захватов крупнейшего центра шиитского богословия Исфагана афганцами и каджарами, учёные умы предпочли своей резиденцией Кербелу, так город стал крупнейшим религиозным центром имамитов. До 1843 года Кербела была фактически независимым городом, в январе его захватили османы, но и после их власть была номинальной, более половины населения города составляли персы и городом правили  шиитский имам и персидские кланы вплоть до британской оккупации во время ПМВ. Во времена режима Хусейна посещение Кербелы шиитами не гражданами Ирака было запрещено, город являлся одним из основных очагов шиитских восстаний. В настоящее время город фактически контролируется армией Махди и режимом Садра из Наджафа.



Главной достопримечательностью города является храмовый комплекс имама Хусейна, его начали строить, «сразу после смерти». Первоначально это был «сарай» вокруг мавзолея с двумя воротами на юг и восток. Фаза активного строительства совпала со временем правления Каджар в Иране. Комплекс постоянно перестраивался, считается, что сейчас это седьмая архитектура храма: двор площадью 15000 кв.м., в центре которого святилище 3850 кв.м., в котором мавзолей имама Хусейна с галереями и залы с могилами других мучеников Кербелы исламских учёных и поэтов, шиитских правителей, у восточного крыльца нашёл своё пристанище наш знакомый Князь Порядка Амир Кабир.

В одном из залов дворца у северного крыльца погребены шахи из рода Каджар (Мозафереддин- шах, Мохаммед Али-шах, Султан Ахмад-шах и др).



в 250 метрах на северо-восток от храма имама Хусейна расположен храм Аббаса ибн Али, его сводного брата (расстояние между куполами ок 400 м), который также является объектом паломничества.

Ну это ещё не всё, ещё в Кербеле насчитывается порядка 25 мечетей и 10 медресе, множество могил и мавзолеев, являющимися второстепенными объектами паломничества. даже во времена притеснения шиитов режимом Хусейна, население Кербелы на праздник Ашура возрастало до 3 миллионов человек. Встречал данные, что в 2016 году на Арбаин Кербелу посетило 18 миллионов паломников.

В строительство святынь вкладывали свои средства индийские шиитские принцы. Поскольку для всех желающих хадж из Индии в Кербелу был затруднителен, то паломники на обратном пути брали с собой землю, на которой они в Индии построили копию мечети имама Хусейна (город не идентифицировал, вероятно, что Каргил), куда совершают паломничество местные шииты.

Кадимия



ппаломники в Багдаде у Золотой мечети

Также в некоторых транскрипциях Кашимия, или Кадхимия, район на севере Багдада, в источниках указывалось, что находится на противоположном от Багдада берегу Тигра.

изначально Кашимия- это кладбище для знати Багдада (Абу Джаффар аль-Мансур- легендарный основатель города похоронен на нём) , святыней для шиитов стало когда здесь захоронили тело Мусы аль-Казим, сына шестого имама Джафара ас-Садыка, ключевой фигуры двунадесятников, обожествлённой течением базигитов. Позднее, там же был захоронен его внук- девятый имам Мухаммад аль-Таки.



Но отдельные источники заявляют, что место получило божественность ещё ранее, так как в мечети находится Белый камень, на котором Мария родила Иисуса.

Также в комплексе похоронен    поэт и учёный Наслетдин аль-Туси,

Строительство комплекса началось при неком  халифе Багдада Исмаиле, который вёл происхождение своего рода от аль-Казима.

На противоположном берегу Тигра находится Великая мечеть имама- крупный богословский центр шиизма и рядом же знаменитое «бамбуковое кладбище», два этих объекта связывает мост Имама. А за ним следует двухмиллионный шиитский район Мадинат ас-Садр (ранее Саддам-сити), де-факто автономия под контролем Армии Махди.

Самарра



паломники в Самарре

Одна из столиц мира ислама. Город растянулся вдоль Тигра на 40 километров, в ширину до 10, многие кварталы заброшены и занесены песком. Центральная часть города возникла на месте переправы через Тигр, впоследствии был построен мост. Развитию города способствовало массовое строительство каналов. Каналы, вместо стен служили городской защитой. Арабские источники и не скрывают, что халиф Багдада заселял город воинами из Ирана и Средней Азии, то есть это фактория Великого шёлкового пути. В Самарре жили (в ссылке под домашним арестом в военном лагере) и проповедовали Али аль-Хади, Хасан аль- Аскари и Мухаммед аль-Махди- это 10, 11 и 12 непорочные имамы.



мечеть аль-Аскари 1910

10 и 11 были умерщвлены (отравлены) по приказу халифов, из-за боязни могущества Алидов, они были погребены в мечети аль-Аскари (названа в честь Хасана, он получил  прозвище Аскари - «военный» так как жил под арестом в военном лагере, отсюда возникает небольшая путаница с переводом, транслейтеры переводят как военная мечеть), когда это произошло сказать не берусь, но вот современный вид храм «приобрёл в конце XIX века благодаря щедрости Насреддин-шаха, который профинансировал строительство золотого купола высотой в 68 метров и шириной в 20 метров. Строительные работы продолжались с 1868 по 1905 годы.»

И на территории храмового комплекса находится подвал, в котором произошло сокрытие имама Махди, для не читавших «О Магах»- Махди, Повелитель Времени это ключевая фигура дореформенного ислама- это Мессия, который укрылся от врагов, он вернётся в том же подвале когда придёт Антихрист, произведёт Страшный суд, и установит Царство Справедливости. Отношение  к культу Махди является одним из ключевых догматических отличий между шиитами и суннитами.



Священный подвал

Самарра географически находится в так называемом суннитском треугольнике, как следствие и подавляющее большинство населения города сунниты, а паломники- шииты, что приводило к неоднократным конфронтациям вплоть до терактов с жертвами. Но в последние годы ситуация стала меняться к лучшему и мечеть аль-Аскари посещают сотни тысяч паломников, пики посещений- даты поминок аль-Хади и аль-Аскари.



Теперь поделюсь небольшим наблюдением: что изображено на картинке выше?- это минарет Большой мечети Самарры, также известный как Нововавилонская башня, по преданию это была самая высокая постройка в мусульманском мире, ну и чисто внешне сравните с рисунками Вавилонской башни. Кто там жил в Вавилоне?- шумеры, а как обозвать жителей Самарры. Ну и Святой подвал- это врата, через которые миру явится Пророк (Махди), то есть Бабилон, ну или Вавилон. такие дела.

продолжение следует...

шиизм, религия, цивилизация, Ислам, имам Али, хадж, Махди, Ирак

Previous post Next post
Up