О Нём P.S.

Mar 20, 2020 08:23


О НЁМ или...   Глава 5   Мирза Мухаммед Али Казем Бек Якоб Эдуард Полак Виктор Романович Розен Туманский Александр Григорьевич

такая небольшая статья попурри из материалов по каким-либо причинам (низкая актуальность, поздняя находка, непрофильный материал, неубедительный источник и т.п.) не вошедший в основные статьи, но при этом имеющие какой-либо интерес. Может будущим исследователям будет полезен. Я с высокой долей вероятности, заканчиваю свои исследования в данном направлении. Возможно, что этот пост будет со временем обновляться, буду добавлять какие-либо находки.

Рисунок казнённого  Бабида





Вот это изображение у современных бахаи принято считать каноническим.Но крайне высока вероятность того, что он попал в распоряжение из Академии Наук Российской империи, Туманский Розену:

В Тарихе сейях (I, стр. «V, Ц, Стр. 45) упоминается о рисунке русского консула. Бабиды крайне хотели бы знать, кто это рисовал и не известен ли Вам этот рисунок. Если бы можно было снять с него копию или фотографию, то этим можно было бы доставить большое удовольствие БехаУлле

Вот так, казнь Буквы Живого видели тысячи (по неподтверждённым данным даже несколько иностранцев), но как говорится свидетелей было много, поэтому никто ничего не увидел и Бахаулла из Аккы, просит через посредников у подданных (мне просто очень сложно и не очень хочется как-то классифицировать Туманского по роду деятельности: учёный, военный, дипломат, разведчик) Российской империи в Ашхабаде за добрых 2800 километров рисунок.Далее даются пояснения: «что упоминаемый Броуном «рисунок русского консула» - казненный Баб - был сделан Н. В. Ханыковым (управляющий генконсульства в Тавризе) сразу после казни Баба  Основателя секты шейхитов«. Правда встречал информацию, что на рисунке Ханыкова изображено, лежащее на земле тело мёртвого Пророка, но вполне вероятно, что рисунков было несколько.

Бакулин и первый «Беян»

Н.А. Кузнецова: Бакулин собирал восточные монеты и рукописи и отправлял их в Азиатский музей. Им были приобретены «Беян» Баба, автографы Куррет-уль-Айн; ему принадлежит неопубликованная заметка о разногласиях Беха-Уллы и Собхе Азаля, написанная не позднее 1874 ,г., когда в Европе об этом еще никто ничего не знал. Еще в 1873 г. Бакулин получил «Икан» и знал это сочинение под его правильным названием за двадцать лет до того, как оно стало известно в научной литературе. Очень интересны письма Баумгартена к Бакулину. Баумгартен был комиссионером и поверенным торгового дома Морозова в Шахруде, поддерживал тесную связь с бабидами, сообщал Бакулину ценные сведения о них. Сейчас все эти материалы хранятся в Архиве востоковедов Ленинградского отделения Института народов Азии Академии наук СССР в фонде В. А. Жуковского. Все материалы Бакулина и письма Баумгартена очень хорошо описаны Жуковским, и добавить к этому, пока нет новых материалов, ничего нельзя. вероятно цитата Бакулина:

По объяснению моего наставника это краткий арабский Веян (всех Беянов мой бабид насчитывает 12, из них 7 арабских и 5 персидских), представляет ли он сходство с «Livre des preceptes», переведенной Гобино, или нет, судить не -берусь, так как книги Гобино у меня нет и я пользуюсь исключительно Вашим описанием Институтских рукописей. Для образца привожу начало... 2- ой MS (с которого мною заказана копия) является произведением Беги; без заглавия; по содержанию представляет сборник мелких посланий на арабском и персидском языке,, в числе их одно, обращенное к зороастрийцам с увещанием последовать новому учению; не могу привести ни одной выписки из этой книги, так как в данный момент ее нет у меня под руками. 3- ья рукопись, и по заявлению моего бабида и по сравнению с текстом, помещенном в Ваших Collections Scientifiquesr есть несомненно .

Сейчас официально существуют два Беяна- арабский и персидский, видимо к канонам пришли не сразу, когда-то их было как минимум 12, также встречал упоминание о Беяне на писаном на персидском языке еврейским алфавитом. Ну Евангелие тоже в нескольких вариантах.

Казем-бек: был ли Баб в Мекке



Я думаю, что он туда и не собирался, путаница произошла из-за титула Хаджи, но хадж Мухаммед Али Ширази делал в Кербелу, о чём свидетельствует практически везде упоминаемый титул Кебелаи.

Из письма Орлова Розену

А.П. Орлов:

в добавок имеющуюся в количестве 4-х экземпляров у Вас и в Институте, я оставляю себе для прочтения на досуге и сличения с текстом, помещенным Вами в III t. Coll Scient. под № 2 (р. 32). Наконец из двух прилагаемых при письме этом листков первый, помеченный мной литерой А, представляет начало Суры сна Иосифа , принадлежащей перу Баба. Произведение это, по сообщению моего 'наставника, написано 'было Бабом во время заключения его в Маку, следовательно в промежуток между 1847 и 1850 годами; состоит оно из шести частей, начинающихся каждая изречением ^ (*** Прилагаемый отрывок представляет первую из шести таких частей; последние две строки принадлежат уже второй части, которая должна была следовать за первой. Второй листик, помеченный буквой Б, представляет краткое послание Беги из Акки своим персидским последователем с предсказанием холеры и чумы (OjpllaJI j Ьj), имеющей постигнуть Персию (послание писано было более полугода тому назад) и сопровождается молитвой (со слов ^j^Ji ^а)^ чтенье которой должно охранить каждого верующего бабида от заболевания этими болезнями. Произведение это таким образом как нельзя лучше отвечает теперь потребностям холерного времени, переживаемого нами! Первое же так сказать столкновение мое с бабидско-бегаитскими рукописями обнаружило недостаточность имеющихся у меня пособий по «бабистике»; кроме Ваших прекрасных списаний рукописей Институтской библиотеки, у меня ничего почти нет. В виду этого, многоуважаемый Виктор Романович, Вы мне окажете большой «ильтифат» приобретением для меня и высылкой недостающих у меня необходимых печатных пособий по этому вопросу, а именно: 1) Religions et philosophies dans Г Asie Central par Cte de Gobineau; 2) обе статьи Броуна в J. of R.A.S., а также, если возможно, Дорновское описание „бабидской рукописи, принадлежащей Публичной] библиотеке и НиагРобское Descr. of three Babi Mss. Из книг Гобино и Броуна у меня сохранились правда мои собственноручные краткие экстракты и выписки, но главного, т. е. текстов, в них нет

Сведения о распространении и численности общин

П. Риттих

есть сведения о бабидах, живущих в некоторых городах Ирана: в Кашане - 300 человек, в Наине - 50, в Иезде «все почти передовые люди перешли в бабизм» (одних интеллигентных бабидов в городе около полутора тысяч), в Кермане с семьями насчитывается до тысячи баби

Риттих:

бабизм в Иране .принимали преимущественно прогрессивно настроенные слои населения: в Наине - «все это цвет интеллигенции», в Иезде - «передовые люди»...       ...в Кермане выдающихся бабидов нет, а имеющиеся прославились пьянством, развратом и атеизмом°.

Н. И. Шеталов (правда, некоторые его сведения заимствованы у Керзона- заключение Кузнецовой, вездесущий Керзон напомню рисовал украинско-польскую границу):

что процветанию их в этом городе содействовала поддержка русских властей (глава бабидской общины Хаджи Мохаммед Таги Ширази был русским коммерческим агентом), благодаря которой они жили относительно спокойно, не преследовались местной администрацией; это привлекало к ним население: даже гебры переходили в бабизм. Положение гебров в Иезде улучшилось после 1890 г., когда за них стали заступаться бабиды. Треть мусульманского населения Иезда .была бабидами.

Тумнский:

В Асхабаде состав бабидов очень интересный. Многие из них были очевидцами и участниками очень интересных событий. Есть и из знавших самого Баба.

стоит напомнить, что с момента казни Баба прошло 40 лет!Туманский по Н.А. Кузнецовой:

С бабидами А. Г. Туманский встречался в Реште, Казвине, Тегеране, Хамадане, Ширазе, Нейризе, Иезде, Катане, Мелаире (Доулетабаде), Неджефабаде (около Исфагана), Сидехе, Абадехе. В Фарсе бабиды, по сведениям Туманского, ‘Группировались в.Зергане, Сервистане и Нейризе, на юго-востоке Фарса, в Бендер-Аббасе, в Буруджерде они вообще не встречались. В Кирмане бабидов было несколько человек, довольно много в Сириджане и Рафсинджане, Иезде. Общее число бабидов достигало 100-150 тысяч. Цифра Керзона, которую приводит Броун, по мнению Туманского, преувеличена. -«Но это не умаляет их значения. Бабидов в настоящее время особенно много в Тегеране, среди которых находятся очень высокопоставленные и влиятельные лица. Кроме того, бабизм служит знаменем, вокруг которого ‘группируются элементы, недовольные существующим режимом. В числе таковых встречаются очень влиятельные ханы и предводители кочевых племен».

Сергей Марк (врач в 1897 изучал в Иране эпидемию холеры)

Успех секты бабидов - особенно распространенной на юге Персии - обязан отчасти стремлению их освободить мусульманскую женщину из ее затворничества, поднять уровень ее развития, предоставить ей положение в обществе

В.В. Бартольд:

почему учение исмаилитов XI-XII вв. было принято в замках и отвергнуто в городах, почему роль Махди в XIX в. взял на себя ширазский купец и почему, наконец, сейчас бабидов больше на юге Ирана, чем на севере, хотя ареной вооруженного восстания были именно северные области

О прозелитической деятельности бабидов и бахаистов

предположительно Ханыков:

Бехаисты старались перетянуть на свою сторону парсов и даже распространяли слухи о переходе многих парсов в бехаизм. П. Риттер спрашивал об этом секретаря совета (энджумена) общины парсов в Иезде и получил ответ: «Бабиды -об этом говорят, но ни разу не указали на отдельных лиц [перешедших в -бабизм.- Н. К.]». Риттер пришел к выводу, что если и бывали случаи перехода парсов в бехаизм, то они единичны.

Н.И. Шаталов:

гебры переходили в ба'бизм. Положение гебров в Иезде улучшилось после 1890 г., когда за них стали заступаться бабиды.

В письме от 26 декабря 1892 г. Туманский  Розену:

приложил к письму два письма .на персидском языке, написанные еврейскими буквами, о событиях в Хамадане летом 1892 г., когда персидские шииты жестоко расправились с евреями и «еврео-бабидами».

Связи еврейских иудействующих общин Персии с движением бабидов, тема отдельная, обширная и очень интересная и ждёт своего исследователя.

О нелёгкой судьбе военного исследователя

Туманский о военной службе:

Куропаткин немного угорел и гоняет меня и в хвост и в гриву. Вижу, что из благих намерений ничего не выйдет. Служба! Считают не в меру резонером

К бабидам вернуться мне удалось только в конце января: благодаря служебным работам, я до отъезда Куропаткина не мог совершенно ничего делать по этой части. С его же отъездом, оставшись совершенно без казенного дела, я почти целые дни провожу в обществе бабидов.

меня ссылают на Мангышлак, исполнять временно должность помощника уездного начальника

«P.S. адрес мой Закаспийская область форт Александровск»

Что сказать о себе? Стреляем исправно...

Туманский о бабизме и бахаизме

Н,А. Кузнецова:

Туманский не считал возможным рассматривать бабизм, а особенно бехаизм, который он называл необабизмом, как новую религию. По его мнению, «термин «религия» еще несколько рискованно приурочивать к тому учению, которое оставил нам продолжатель дела Али-Мохаммед Баба - Беха Улла» Туманский отказался даже дать обоснованную характеристику бабизма и бехаизма, ссылаясь на недостаточность данных о самом движении, обилие запутанных религиозных документов и на относительную близость событий: «нам, как почти современникам, невозможно сделать точную оценку значения этих событий, стоящих наряду с самыми замечательными историческими явлениями XIX века» 104. Во введении Туманский остановился главным образом на учении Баба о восстании (киамет), на борьбе за .преобладающее влияние на сторонников Баба после казни последнего,, постепенном выдвижении Собхе Азаля и Беха-Уллы, на освещении жизни бабидов в Турции, на разрыве и личной вражде между двумя братьями, приведшей к расколу бабидов 105" и переселению их из Адрианополя: одних (эзелитов)- на о. Кипр, других (бехаитов) - в Сирию. Далее Туманский попытался проследить, как проходила реформаторская деятельность Беха-Уллы, в каких основных документах (лосланиях-лаухах, корреспонденциях, книгах) изложены основы нового учения. Туманский поместил во введении даже перевод рассказа Броуна о его пребывании у Беха-Уллы в Акке в 1890 г.Туманский воздержался не только от характеристики бехаизма в целом, но даже не дал оценки (кроме - «главный религиозный документ нового учения») «Кетабе Акдес», которую он очень обстоятельно изучил, перевел и опубликовал. 

мессия, Иран, религия, сейид Али Мухаммед Ширази, цивилизация, бахаизм, бабизм, проект "Оптика", Виктор Розен, Бахаулла

Previous post Next post
Up