Как бы банально это не звучало, но свобода у каждого - своя. Как отчаявшегося безумца, погружающегося в немую бесконечность под размеренный вальс пурпурно-водяных завитков в холодном сиянии лезвия, так и трусливого полового, с наслаждением плюющего в утренний кофе зарвавшегося клиента, в конечном счете объединяет ровно одно: ощущение особой важности и сакральности происходящего. Это - именно тот момент истинности, когда окружающий тебя мир вдруг обретает черты если не новые, то, по крайней мере, дотоле незаметные, а смутные мысли, хаотично мелькавшие в голове, внезапно находят неизвестную ранее ясность и четкость.
Свобода может быть лишь безмысленной и бессловесной, даже если она соткана сплошь из мыслей и слов. Это не та «Свобода», которую когда-то слушали кухонные либералы, наслаждаясь иллюзией объективной отстраненности в потоке проплаченных откровений. Это не пустой звук, а всего лишь набор свистящих, губных и переднеязычных звуков, пустотных по своей природе. Это то, что заставляет тебя бежать сломя голову и закрыв уши от нескончаемых рвотных потоков гламуродискурса - прочь, в тишину, в подвал, в сырой полумрак, куда так редко проникает солнце… И пускай твой Внутренний Космос часто неубран, захламлен и затхл, главное в нем - это способность заставить Внешний Хаос дергаться, а окружающих верить, будто бы в нем есть еще жизнь. Правда внутри нас, все остальное - обман…
Затем все происходит мгновенно, но столь же решительно и бесповоротно, как крушащий череп огнетушитель, или вырывающие у прокаженного последний ноготь ржавые пассатижи. Мистический транс и звучащий где-то рядом божественный голос. Тихий катарсис и размеренное биение того, что мы обычно называем жизнью. Удар - и очередная выкуренная сигарета больше не оставляет неприятного послевкусия; еще один - и ты, похоже, готов к духовной жизни, готов понять и принять страдания ненавистного тебе Бога. Подъем… высшая точка… падение… а дальше - все как обычно: беспокойный полусон и нелепая надежда на то, что рассвет никогда не наступит.
***
Бердяев когда-то писал, что сложность проблемы свободы - в ее социальных последствиях, в том, что средний человек масс, в сущности, не очень дорожит свободой. Наверное, врал. Неоставляющий следов о последствиях не ведает.