Экс-ударник / Ex Drummer

Mar 14, 2010 03:15



Представлю нашу группу: 
На басухе Тупой, с гитарой Кривой,
Долбит он в забой,
Ударник - Плохой,
Клавишник - Глухой,
На микрофоне я - то есть просто ХОЙ!

Народная группа "Сектор Газа"

Иногда, бывает, совершенно случайно наткнешься на описание какого-нибудь фильма, которое мгновенно тебя заинтересует и вызовет прямо-таки неистовое желание непременно его посмотреть. Так случилось со мною на днях, когда во время вынужденного бездействия на работе перелистывал завалявшийся в сумке номер «Кинодайджеста» (вот она, реклама, за которую мне никто не заплатит!).

К моему величайшему удивлению открылось, что Бельгия знаменита не только своей брюссельской капустой и штаб-квартирой НАТО. Как оказалось, там еще умеют снимать кино. И еще как умеют!

Итак, жил да был скромный бельгийский кинорежиссер Коэн Мортье - жил себе, слушал музыку, снимал какие-то кинозарисовки, пока в 2007 году не снял по книге Германа Брасселманса высокохудожественный фильм «Экс-ударник», который сразу же снискал широкую популярность и вызвал неоднозначную реакцию критиков. Но - обо всем этом по порядку.

Сюжетная завязка сразу же привлекает своей гротескностью. Музыкальная банда рокеров-неудачников с нижних ступеней социальной лестницы хочет выступить на рок-фестивале и с этой целью ищет себе ударника. Надо сказать, своеобразной их «фишкой», которой они в то же время очень гордятся, является тот факт, что каждый из «музыкантов» по-своему ущербен: у басиста частично парализована правая рука, вокалист - наполовину глухой, а гитарист - шепелявый психопат, люто ненавидящий женщин. Порыскав немного по городским трущобам, группа находит себе ударника, коим оказывается знаменитый местный писатель, очень, кстати, похожий на английского фантаста Нейла Геймана. Для последнего перспектива спуститься из заоблачных эмпиреев в бесхитростный мир запомоенных маргиналов оказывается весьма кстати, т.к. у него зреет замысел нового романа. Будучи совершенно пресыщенным жизнью в любых ее проявлениях, он, как этакий ницшеанский «последний человек», с презрительным снисхождением относится к прихотям и жизненным драмам своих нерадивых собратьев. А жизнь у них, надо заметить, еще та. Басист - глубоко несчастный педераст, отвергнутый и непонимаемый обществом. Он живет дома с облысевшей матерью и свихнувшимся отцом, которого приходится привязывать ремнями к кровати, чтобы он не причинил вреда себе или окружающим. Вокалист пытается строить из себя семьянина, однако его жена постоянно торчит на кокаине, а маленькая дочь вскоре умирает от кишечной инфекции, которую она заработала, поев, эммм..., человеческих экскрементов, ибо в доме есть было больше нечего. Наконец, гитарист - психопат и насильник, изощренно и хладнокровно убивающий женщин. Ему, похоже, наплевать на физическую красоту, так что вскоре он начинает иметь лысую мамашу своего гомосексуального кореша-басиста.

Следует отметить, что заявленная «ненормальность» и девиантность поведения рокеров находит свое вполне оригинальное и убедительное образно-выразительное решение: так, гитарист-психопат живет на потолке собственной квартиры, а его бесхитростный быт камера снимает в перевернутом виде; кроме того часть событий «разворачивается» в обратной перемотке, а финальные титры не выползают, как это принято, снизу вверх, а наоборот - опускаются сверху вниз.

Итак, ребята собираются для того, чтобы сыграть на фестивале одну-единственную песню, а затем опять разбежаться. Название для группы подбирается соответственное - «Феминисты», - т.к. по словам все того же гитариста, в своей никчемности и бесполезности они все равно, что толпа феминисток... В итоге «Феминистам» все-таки удается занять первое место на фестивале, но новоявленный барабанщик, уверенный в своем несомненном превосходстве над собратьями, задается сакраментальным вопросом: «Тварь я дрожащая, или право имею?» и в конце концов беспощадно рушит их и без того довольно хрупкие жизни…

Главное и неоспоримое достоинство фильма в том, что снят он в моем любимом жанре черной трагикомедии, и характерные трэшевые элементы соседствуют в нем с моментами тяжелой социальной драмы, хотя и смешаны они подчас в довольно неудачных пропорциях. Сценарий и диалоги на высоте, ибо их не способен угробить даже перевод наших отечественных профессионалов. Чего стоит, к примеру, такая вот реплика: «Да, я воняю. И пизда моя воняет тоже. В последнее время от нее несет дохлой рыбой. Наверное, что-то там гниет…»

Кульминационный момент фильма - это когда ударник Дрис в своем псевдоницшеанском порыве отвязывает от кровати психически неуравновешенного отца басиста группы, после чего тот начинает убивать всех, кто только попадется ему под руку (кроме все-таки своего сына). Дрис же хладнокровно забивает ножом шепелявого гитариста, а затем преспокойно возвращается домой и обстоятельно трахает свою жену - не по любви, а скорее по унылой необходимости…

Если задуматься, то «Экс-ударник» во многих отношениях действительно напоминает «Преступление и наказание», однако его более жесткую, так сказать, европеизированную версию. Та надежда на прощение и искупление, которую в конце книги дает нам Достоевский, в фильме отсутствует как факт. От начала и до конца картина представляет собой жестокую, пускай и немного гипертрофированную, правду жизни.

Итог: хорошее и добротно снятое кино, которое предельно жестко и совершенно незавуалированно показывает нам, как на самом деле выглядит неприглядная изнанка так называемого европейского гуманизма.

P.S. Невозможно не отметить живописно изображенный процесс развальцовывания очка одному пидору огромнейшим членом, а потом, как обладатель ентого прекрасного елдака был вынужден с ним расстаться. Кроме того, лично мне очень понравился режиссерский ход, где убитые протагонисты на короткое время восставали из мертвых и произносили короткие монологи исповедального характера - все то, что они хотели, но по разным причинам не могли сказать при жизни. Это даже как-то заставило посмотреть на них совершенно с другой стороны…

Ну, и напоследок, конечно, наиболее понравившиеся кадры:










Движущиеся картинки

Previous post Next post
Up