The Hurt Locker / Повелитель бури / Контейнер боли

Apr 04, 2010 18:01

 


Он - главный герой главного оскароносца этого года - адреналиновой драмы Катрин Бигелоу «Повелитель бури». Шесть «Оскаров», завоеванных Катрин на церемонии вручения премий Американской киноакадемии, стали настоящим плевком в аватарку ее бывшего муженька Джеймса Камерона (прежде всего в плане бюджета обеих картин). Нашему широкому зрителю г-жа Бигелоу известна по таким фильмам, как «Вороненая сталь» («Blue Steel»), «На гребне волны» («Point Break») и «К-19» («K-19: The Widowmaker»). Врученный ей в этом году «Оскар» за лучшую режиссуру стал первой наградой подобного рода, полученной женщиной, вызвав, таким образом, волну феминного триЮмфа и грохот маскулинного скрежета зубовными протезами.

Сама картина была представлена еще на Венецианском фестивале 2008 г., где критики устроили ей десятиминутные овации. Однако в Соединительных Штатах г-жа Бигелоу все никак не могла обзавестись прокатчиком, т.к. все опасались, что фильм вызовет у американской аудитории малоприятные воспоминания о войне. Поэтому его сперва показывали лишь в четырех (!) кинотеатрах, но когда стало ясно, что пипл-то хавает, количество кинотеатров увеличили до пятисот. Да и о каких таких неприятных воспоминаниях можно вообще говорить, если от начала и до конца мы видим бесстрашных американских убер-солдат, посланных отважным Герцогом Мира защищать попранные ценности рыночной демократии в братскую нефтедобывающую арабскую страну?

В этом, пожалуй, и заключается главный секрет популярности данного высокохудожественного произведения среди массового зрителя  и поддакивающих ему мОсОнских кинокритиков. При всей своей кажущейся аполитичности (один сетевой мудак даже написал, что речь идет о некой условной войне в условном ближневосточном государстве, а фильм на самом деле о «человечестве, подсевшем на войну как на наркотик») картина политична вдоль и поперек (как впрочем и «К-19», но в этом уже были виноваты поднявшие вой наши либерасты). Что до заявленного в ней реализма - то дело здесь обстоит еще хуже. Марк Боэл, сценарист и продюсер, в свое время достаточно долго прожил с американскими саперами в Ираке (нет, не подумайте, что он там занимался шоколадными делами, - он просто был в служебной командировке) и должен был изучить все тонкости их работы. Однако как по мне, весь реализм в фильме можно свести всего к двум вещам: обильному употреблению нехороших слов на букву “f” и, само собой, заголовку. “Hurt Locker” является распространенным армейским жаргонизмом и обозначает тот громоздкий спецкостюм, который саперы надевают, отправляясь на задание. Если рванет - то костюм не спасает, а наоборот становится законсервированным контейнером нечеловеческой боли. Что же до остальных двух часов фильма, то там по большей части происходят события, которые имеют мало общего не только с реализмом, а иногда и со здравым смыслом вообще.

В самом деле, ну не будет ли бесить то, как легко и непринужденно тов. Джеймс таскает фугасы за провода (почему, кстати, хитрожопые арабские террористы соединили аж семь «поросят» одной «кроной»), либо как тупо (хотя и зрелищно) в целом обставлена сцена снайперской дуэли? Ну, рассудите сами: арабский снайпер с «СВД» (!) стреляет с рук, для чего ему довольно заметно приходится высовываться из окна, но несмотря на это, он быстро «снимает» британца, залегшего с «Барреттом М82» 50 калибра. Сменивший последнего пиндос совершенно не меняет позицию, но араб тут же почему-то начинает мазать. Кроме того, почему другой араб, который в это время должен прикрывать своего снайпера, никак не может открыть огонь? Каково вообще его предназначение? Дрочить на вселяющих священный ужас американских рыцарей в сияющих доспехах?

Тем не менее, как по мне, кино стоит посмотреть хотя бы ради этой сцены. Уж только потому, что в ней фигурируют два предмета бесконечной идолопоклоннической любви автора: пулемет «Браунинг М2» и винтовка «Барретт М82». В самом деле, в этом мире нет ничего прекраснее, чем когда пуля 50 калибра молниеносно и почти безболезненно вырывает остатки твоей никчемной душонки и дарует тебе долгожданное забвение… А потом наступает тихий закат, дневная жара понемногу отступает, и мухи поют свою жужжащую оду догорающему дню. Кто-то опять победил, но этот кто-то - снова не ты, но тебе уже на это наплевать… Здесь не хватает только слов из песенки Джима Моррисона:

...Bullet strikes the helmet’s head 
          And it’s all over,
          The war is over…”.

Но, с другой стороны, чего у «Повелителя…» не отнять, - так это его неподдельного саспенса, достигаемого благодаря профессиональной операторской (использовались в основном четыре ручных камеры), монтажной и звукорежиссерской работе. Впрочем, для фильмов подобного рода - это уже непреложный закон жанра. Остальные три «Оскара» дали из политических соображений.

Вердикт: в итоге мы имеем типичную претенциозную псевдо-документальную драму, прославляющую США и создающую ореол справедливости вокруг войны в Ираке. Фильму порой катастрофически не хватает той созерцательности и «всамделишности», за которую мы все так любим бесспорные шедевры жанра, вроде «Апокалипсиса сегодня» Ф. Копполы, «Цельнометаллической оболочки» С. Кубрика и, отчасти, «Взвода» О. Стоуна. С другой стороны, это все же не тупой «Рэмбо», за что мы уже должны вознести хвалы <выбрать имя нужного бога>. Так что есть смысл выкроить два часа из своего напряженного графика и вкусить-таки очередную отрыжку безнадежно отравившегося деньгами мирового кинематографического Молоха.

Движущиеся картинки

Previous post Next post
Up