Статья В
. Э. Багдасаряна, д.и.н., проф. Материал содержит комментарий председателя РЭОШ В.Ю. Катасонова.
Основной стратегической ошибкой, порождающей увеличение перспектив десуверенизации и «цветных революций», являлась интеграция России в западноцентричную мир-систему.
Чем больше страна интегрирована в ту или иную мир-систему в ее периферийной компоненте, тем больше появляются возможности у центра воздействовать на нее целевым образом. И напротив, чем более страна автаркийна - экономически, политически, когнитивно, тем меньше средств управления общественным процессом в ней из-за рубежа.
СССР и преемственная ему Российская Федерация со второй половины 1980-х годов и до 2012 года последовательно реализовывала стратегию вхождения в западноцентричный мир. Каждый шаг в этом направлении предполагал потерю части национального суверенитета.
Наличие государственной идеологии запрещается, как известно, принятой по итогам поражения в «холодной войне» Конституцией 1993 года. В реальности государственная идеология существовала. Это была идеология западничества. Суть ее выражалась формулой - Россия часть Европы и шире - западного мира.
Однако инерционный эффект продолжает сказываться по сей день. Многие государственные структуры по-прежнему действуют исходя из стратагем западноцентричности.
Остался на своих местах и тот кадровый состав чиновничеств, который решал задачи прежней идеологической парадигмы. Часть этого чиновничества относится к идейным западникам. Западничество же в современных условиях как идеология объективно выводит на практику «цветных революций».
Западноцентричный вектор развития России предполагал ее десуверенизацию. Отказ от этого вектора целеполагания, напротив, подразумевает ресуверенизацию России. Вернуть Россию в фарватер западничества в сложившихся условиях возможно только посредством «цветной революции».
Внешнее принуждение - экономическое или военное применительно к России - крупнейшему государству мира, с наиболее мощной ресурсной базой и одной из двух сильнейших ядерных потенциалов, бесперспективно.
Победа на выборах прозападнических партий ввиду известного отношения со стороны фактически невозможно. Примирение президента с Западом нереально уже ввиду превращения его в рамках западной семиосферы едва ли не в главного злодея современности.
Остается - революционный захват власти западническим меньшинством. Связка идеология западничества - «цветная революция» оказывается, таким образом, детерминирована.
Соответственно, для лишения «цветной революции» перспектив кооптации идейных адептов должен быть нанесен удар по самой идеологии западничества.
Рассмотрим влияние западнической идеологии и пролонгации технологий «цветной революции» на примере функционирования одного из министерств. Ключевой в этом отношении структурой является Министерство образования и науки.
Приходится констатировать, что Минобрнауки РФ не только не организует такого противодействия, но стоит в авангарде западнических сил.
В то время, когда президент обозначил в публичных выступлениях вектор поворота в направлении восстановления суверенных потенциалов России, Министерство даже усиливает и интенсифицирует западнические реформы.
В качестве одного из показателей эффективности высших учебных заведений России Миноборнауки установил выражаемый в денежном эквиваленте критерий международного сотрудничества. В проигрышном положении при таком расчете автоматически оказываются вузы, ориентированные на российский рынок труда.
Международные связи становятся самоцелью, вне зависимости нужны ли они реально высшему учебному заведению или нет.
А рейтинг эффективности вузов, необходимо напомнить, используется в качестве основания для закрытия неэффективных учебных заведений. Вузы, поддерживаемые из вне, такие как ВШЭ, оказываются в итоге «на коне».
Напротив, вузы, традиционно работающие на российские интересы и выражающие российскоориентированную ценностную платформу, отодвигаются на позиции аутсайдеров.
Создаваемый рейтинг российских ученых задает логику несуверенности российской науки. В качестве высшего критерия рейтингования было взято наличие публикаций индексируемых в международных системах «Scopus» и «Web of science».
Но круг российских журналов включенных в эти системы незначительный. По гуманитарным наукам, сопряженным с ценностными парадигмами, он особенно мал. Нет, в частности, в них ни одного российского политологического журнала. Доминируют англоязычные и, прежде всего, американские издания.
В итоге создается такая ситуация, что в иерархии российских ученых на первые позиции выводятся те, кто публикуется в американских журналах. Аутсайдерами оказываются публикующиеся в журналах национальных.
Между тем, американцы берут в авторитетные издания только те статьи, которые соотносятся с их идейными и ценностными подходами.
Для размещения публикации о России российскому автору следует в той или иной степени продемонстрировать свою оппозиционность государственному режиму в РФ. Обязательным требованием для него будут ссылки на американских же исследователей.
Итогом такого рейтингования является раскрутка той части ученого сообщества, которая идеологически ориентируется на Запад.
В гуманитарных науках создаваемые угрозы такого положения очевидны и удивительно, что они не замечаются властью. Но есть эти угрозы и в естественных науках. Важным оказывается не само исследование, а публикация его результатов в ограниченной группе заокеанских журналов. «За рубежом, - свидетельствует, в частности, С.В.Дробышевский из МГУ, - наша антропология почти неизвестна.
В немалой степени из-за того, что западные журналы не принимают наши статьи из принципа, только потому, что они из России.
Единственный способ издаться нашему человеку на Западе - провести там много времени, перезнакомиться с их специалистами, а потом, лично написав статью, отдать ее этим специалистам, поставив себя не на первое и даже не на второе место в списке авторов. Понятно, что такого никто из наших не хочет.
Замкнутый круг - на Западе не берут к публикации наши статьи и поэтому считают, что у нас антропологии нет, и поэтому не берут наши статьи».
Лабораторией имплементации западнических подходов в России выступает с самого момента своего создания Высшая школа экономики. Фактически ей присвоена роль, с одной стороны, законодателя реформ в образовании, с другой, главной экспертной площадки экономического реформирования. Особый статус ВШЭ поддерживается государством.
Туда идут заказы на государственные разработки. Выделяются гранты. Представители ВШЭ неизменно включаются в экспертные группы и комиссии. Заработная плата профессорско-преподавательского состава в Высшей школе экономики принципиально выше, чем в любом другом вузе страны. Она принципиально выше, чем, к примеру, в главном национальном вузе России МГУ.
В ВШЭ преподают в профессорских должностях многие видные участники белоленточного движения, идеологи неолиберального направления. Идеологическая позиция профессорско-преподавательского состава транслируется студенчеству.
Известно, что на выборах президента РФ 2012 года студенты ВШЭ голосовали за М. Прохорова. Философия ВШЭ, как идейной площадки, выражают слова ее научного руководителя Евгения Ясина: «Во всем мире идет борьба за то, чтобы подороже «продать» свою страну».
Прямых формулировок антигосударственных, либерально-экстремистских тем спецкурсов или грантовых исследований по мониторингу сайта ВШЭ не обнаруживается, но темы формулируются таким образом, что доминация либерально-западнического контента все равно программируется.
В фокусе внимания оказываются вопросы противоречия позиций государства и отдельного человека, управленческая неэффективность традиционных государственных систем, положение меньшинств и их дискриминация, дивиация «малых групп», микромиры, подавляемые большим имперским миром и т.п.
Избранные темы целевым образом работают на деструкцию «большой общности», а не на ее сборку. И везде - апелляция к западной гуманитаристике, через «раскрутку» западных ученых-гуманитариев фактическая популяризация западнических ценностей. Существует утверждаемый на уровне правительства перечень приоритетных направлений науки и техники. Среди них - ни одного гуманитарного направления.
Такое положение дел прямо расходится с содержанием последних посланий президента Федеральному Собранию.
Можно предположить, что гуманитарные направления исключаются из перечня научных приоритетов сознательно. С одной стороны, такое исключение позволяет удерживать общество от постановки вопроса об артикуляции общенациональной российской идеологии.
Между тем, оценки качества образования, которое дается в ВШЭ со стороны стоящих на нелиберальных позициях ученых, крайне негативные. Так, видный российский экономист, профессор МГИМО, председатель Русского экономического общества В.Ю. Катасонов дает ВШЭ следующую характеристику:
«У меня нет достоверных данных по поводу Высшей школы экономики, но можно говорить о том, что она является некоей «законодательницей моды», источником определенных тенденций. Там создаются стандарты экономического образования и экономического мышления.
Но если сейчас посмотреть на структуру ВШЭ, то мы увидим там и политологию, и историю, и международные отношения.
Я лично слышал выступления Ярослава Кузьминова. Они, конечно, совершенно чужды нашему русскому менталитету и нашей системе ценностей. Я не знаю, где он проходил обучение и повышение квалификации, но, очевидно, что это менталитет человека не русского, я бы определил это как протестантское мышление.
Постоянно говорят, что ВШЭ живет за счет грантов, но я не располагаю какими-то конкретными данными, тем не менее, знаю, что зарплата преподавателей этого учебного заведения существенно выше, чем в других вузах, то есть не менее 100 тысяч в месяц. Это, очевидно, какие-то внебюджетные источники финансирования.
А известно, что кто платит, то и заказывает музыку. Ту «музыку», которую исполняет ВШЭ, мы слышим, но про заказчиков ее знаем гораздо меньше. Судя по музыке, заказчики, конечно, западные. Не знаю, насколько нынешнее законодательство позволит избавиться от таких иностранных грантодателей, может, ВШЭ перестанет быть грантоедом западных доноров. Научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.
Мне приходилось дискутировать с этим господином, могу сказать, что он меня очень разочаровал в плане своей интеллектуальной подготовки. Он оперирует достаточно ограниченным набором штампов и, наверное, понимает, что его статус зависит от того, насколько он энергично и регулярно будет эти штампы экономического либерализма воспроизводить на разных уровнях и в разных аудиториях.
Тесного общения с ВШЭ у меня нет, но могу сказать, что отдельные магистранты, которые учатся в МГИМО, выпускники ВШЭ. Должен сказать, что им достаточно сложно учиться у нас, потому что уровень подготовки у них крайне невысокий. Они в высшей степени идеологизированы, но слабо знают конкретику, что затрудняет работу с такими студентами».
Западнический фильтр установлен и в системе лифтинга научных кадров. Традиционно для России этот лифтинг реализуется через защиту кандидатских и докторских диссертаций. Фильтрация соответственно может быть здесь введена на уровне Высшей Аттестационной Комиссии.
И действительно, в составах экспертных комиссий ВАК по гуманитарным и общественным наукам оказывается достаточно широко представлена группа ученых, связанная с западнической мировоззренческо-ценностной платформой. При этом россиецентричная группировка фактически не идентифицируется.
Наличие латентной тенденции установленного фильтра проявилась, в частности, в резонансном диссертационном скандале. Известно, что такого же рода скандал в Венгрии использовался в политических целях. Он разразился именно тогда, когда правящая партия ФИДЕС включилась активно в борьбу за восстановление суверенности венгерского государства.
Среди прочих вопросов поднималась тема об огосударствлении Центрального Банка. И тут разгорается скандал, суть которого состояла в том, что защищенная за двадцать лет до того диссертация президента Венгрии Пала Шмита являлась плагиатом. Шмит в итоге уходит в отставку. Скомпрометированная ФИДЕС на время отступает, смягчает радикализм требований.
Примерно с тем же целевым прицелом развертывался диссертационный скандал в России. В фокусе скандала оказался ряд представителей власти и представителей патриотического сектора общественности. Несмотря на то, что явление оценивалось как системное, либералов-западников скандал не затронул.
По отношению ко многим фигурантам скандала обвинения основывались на интерпретациях, подсчетах в качестве плагиата используемых цитат и т.п. Но даже недоказанные обвинения подрывали авторитет соответствующих лиц и властной элиты в целом. Между тем, «Time» связывает в своей публикации научную нечистоплотность российской элиты с обвинением в плагиате диссертации В.В.Путина. Кольцо логически замыкается.
Общий замысел развернувшийся кампании «охоты на ведьм» становится очевидным. Но важно в данном случае зафиксировать инициирующее участие в нем Минобрнауки. Непосредственно инициировал процесс заместитель министра, выпускник Университета Северной Каролины (США), сотрудник ВШЭ Игорь Федюкин.
Защищаются вместе с тем диссертации на грани и даже выходящие за грань россиефобии. Формальных оснований по отклонению их в положениях о ВАК нет. Неформальные же основания не применяются.
Для иллюстрации сошлемся на автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук Дама Ибрагима «Проблема бюрократии в условиях политических изменений в постсоветской России: концептологический подход», защищенной в совете «Южного федерального университета» (Ростов-на-Дону).
Работа была защищена в 2015 году, т.е. уже после начавшегося поворота в направлении ресуверенизации. Вот характерные положения защищенного исследования: «В истории России власть соединила христианство с ордынством и стала социальным эксплуататором. Главным принципом русской власти является чекизм.
Современная организованная преступность в России есть следствие генезиса русской бюрократии как военно-служило-родственной корпорации… Важнейшей характеристикой русской власти стала дистанционность, придающая ей метафизические и мистические черты. Власть - это то, что невозможно потрогать. Она и ее посланцы внушают страх, мистический ужас твари перед ее демиургом. Чекизм - оборотная сторона дистанционности, фундаментальный принцип дистанционной власти.
В русской системе чекизм занимает такое же место, какое в капиталистической системе - институционализм, институты. Чекизм и институционализм суть два совершенно разных принципа и способа управления… Властепопуляция - конечный пункт развития русской системы, после которого она уже не может эволюционировать». Работа получила положительные отзывы «специалистов». Выдвинутые россиефобские положения, ввиду факта состоявшейся защиты, могут считаться научно доказанными.
Западническая парадигма по-прежнему определяет содержание учебных программ. Возьмем для рассмотрения перечень дидактических единиц примерной программы основного общего образования по всеобщей истории. Что изучается в рамках исторической дисциплины в школе? Почти 73% дидактических единиц это история Запада, около 10% - мир в целом, т.е. по сути дела тоже история западной цивилизации.
Таким образом, история мира излагается как западноцентричная версия мировой истории. Российские школьники в рамках всеобщей истории изучают историю одной из цивилизаций - конкретно западной. Через эту доминацию закладывается в сознание матрица исторического превосходства Запада.
То, что наряду с российской литературой, должны изучаться в школе и лучшие зарубежные литературные произведения, не вызывает возражений. Но возникает вопрос о распределении этих произведений по языкам?
Почти половина выделяемых часов приходится на англоязычных авторов. Есть также немецкоязычная, франкоязычная компоненты… Однако, помимо европейских языков другие языки, представляющие незападные цивилизации в программе изучения мировой литературы не представлены.
Последнее время широкое распространение получили различные рейтинги, относящиеся к сфере культуры. Западноцентричность проявляется в них еще более акцентировано. В индексах цитирования безоговорочно лидируют западные авторы. В индексах успешности университетов абсолютно доминирует западное высшее образование.
Обратимся для примера к рейтингам, отражающим место русской литературы в мировом литературном творчестве. Известно, что ее роль трудно переоценить. Однако в международных рейтингах она на третьих ролях.
Доля русской литературы в мировой находится в международных рейтингах в среднем на уровне 1,9%. Легитимизируется, по сути, культурное превосходство Запада.
Принимая западноцентричную модель, мы принимаем соответственно и вторичность российской культуры, отказываемся от цивилизационно-ценностного первородства, отказываемся от своего идейного позиционирования в мире.
Среди преподаваемых в высшей школе гуманитарных дисциплин, есть такие, как, например, политология, фактически транслирующие западный политический и ценностный контент. Ситуацию в преподавании политологии иллюстрирует подсчет по персоналиям политологов и политиков, представленных в соответствующих учебных изданиях.
В одном случае для анализа был взят энциклопедический словарь по политологии, в другом - учебник по политологии МГИМО. Западные (главным образом, американские) персоналии составляю более 80% фигурантов учебника и более 90% словаря.
Что в таком случае, исходя из полученных данных, представляет из собой российская политология, та самая дисциплина, которая готовит государственно-управленческие кадры для России? Получается, что это подготовка кадров на основе западной истории, западного политического опыта, западного политического ценностного багажа.
Целесообразно напомнить в этой связи и уроки истории. Они свидетельствуют о том, что когнитивная и культурная экспансия всегда предшествует военной. Воевать России приходилось именно с тем, кто служил до этого объектом преклонения. Вначале осуществлялось ментальное подчинение, а за ним реализовывались попытки подчинения военного.
Возникает вопрос: почему ресуверенизационный поворот не распространился Министерство образования и науки Российской Федерации? Почему образование и наука продолжают форсировано двигаться в направлении принятых четверть века назад западнических ориентиров? Почему не свернуты до сих пор западнические реформы в образовательной сфере по модели «болонизации»?
Министерство образования и науки - это только один из бастионов западничества в России. Таких бастионов множество. Реальная ресуверенизация страны не возможна без их взятия.
Источник.
***
Самое печальное в том, что ввиду нарастающей деградации российского образования, не знаешь: а вдруг это правда!?!
Ведь если министр финансов РФ мог публично заявить, что, мол, экономика - она как женщина, разве её поймёшь, то и от Минобра (особенно от Минобра) можно ожидать любой нелепости.
***
Как нам стало известно, руководство страны выступило с инициативой ввести в российских школах преподавание основ религиозной культуры - православия, ислама, иудаизма, буддизма или светской этики для совсем уж законченных атеистов. (2017 год??)
Это мудрое и всеобъемлющее решение было тут же тщательно изучено Министерством образования и науки, которое уже разработало соответствующие билеты ЕГЭ по основам религиоведения для школ.
Итак, цитируем документ:
«Единый государственный экзамен для средних общеобразовательных школ по основам православной культуры, ислама, иудаизма, буддизма, светской этике и атеизму с божьей помощью.
На выполнение дается 3 часа (180 минут), из которых первые 1,5 часа (150 минут) - молитва. Рядом с номером выбранного ответа напишите знак «х» (для атеистов) либо отметьте крестиком (православным, католическим или протестантским), шестиконечной звездой, полумесяцем, индуистской свастикой, коловратом или иным знаком, соответствующим вашему вероисповеданию, либо оставьте место пустым, если вы настоящий буддист. (☪ ✡ ✯ ☤ †)
Правильный ответ оценивается одним или несколькими баллами - это как бог даст. Для экономии его времени пропускайте задания, которые не удаётся выполнить сразу.
Постарайтесь набрать как можно больше баллов: помните, от этого зависит не только оценка в вашем аттестате, но и жизнь вечная:
1. Что является необходимым условием спасения души?
1) Исповедь и покаяние.
2) Хорошо кушать кошерную еду, не расстраивать маму.
3) Славить имя Кришны, перебирая чётки.
4) Обязательное вступление в ряды нужной партии.
2. Какое из животных в буддизме считается неприкосновенным?
1) Корова.
2) Свинья.
3) Медведь.
4) Латвийские шпроты.
3. Кто у нас Бог единый?
1) Всевышний.
2) Отец Всевышнего.
3) Инь и Ян.
4) Кремль.
4. Кто главный враг рода человеческого?
1) Шайтан.
2) Сатана.
3) Родители.
4) Министр Фурсенко.
5. Закончите выражение: «Человек создан для счастья, как ...»
1) ...птица для Рождества.
2) …завещал великий Ленин.
3) ...чиновник в своём кабинете.
4) ...Абрамович со своей яхтой.
6. Из чего был сотворен человек?
1) Из обезьяны.
2) Из ребра Адама.
3) Из глины.
4) Из нефти.
7. Что следует предпринять, если вас ударили по левой щеке?
1) Дать сдачи.
2) Подставить правую.
3) Снять скальп врага и съесть его печень.
4) Вернувшись домой, пожаловаться в своем блоге.
8. Отметьте неправильный ритуал:
1) Сжигание еретиков на главной площади.
2) Обрезание крайней плоти у мальчиков.
3) Побивание камнями неверных жён.
4) Преподавание основ религии в школах.
9. Без чего немыслим современный культурный город?
1) Церковь.
2) Мечеть.
3) Синагога.
4) Макдональдс.
10. Что поможет сдать этот ЕГЭ на отлично?
1) Крепкие знания всех религий и святых текстов.
2) Крепкая вера, молитва и пост.
3) Договорённость с комиссией и связи родителей.
4) Бог поможет.
Так что, дорогие товарищи, вы пока изучайте эти билеты. Только детям не показывайте: им ведь ещё это предстоит сдавать...
Анализы сдавала Л. ГЛЕБОВА
Источник.
Можно было бы не поверить в подобный идиотизм, разрушительный, кстати, для психики школьника, однако вот ниже часть списка вопросов из
сайта для учителей. Слава богу, что здесь отсутствуют совершенно преступные вопросы, вроде номера 6 выше о происхождения человека. Вопрос действительно преступен, ибо резко суживает мировоззрение ребёнка, т.к. отсутствует ряд иных гипотез, напр., креационизм.
Зато ниже в большем масштабе используется другой преступный метод, калечащий школьников: речь о формулировках заведомо ложных ответов. Ведь человек, как минимум, подсознательно запоминает ВСЮ информацию, с которой столкнулся в жизни. И закладка неправильных суждений в материалах ЕГЭ - преступление Минпроса против детей!
...Установите соответствие между названием религии и её характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАЗВАНИЕ
А)ислам
Б)анимизм
В)буддизм
Г)синтоизм
Д)индуизм
ХАРАКТЕРИСТИКА
1)первобытная
2)мировая
3)национальная
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Религия как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1)Религиозная вера включает в себя нормы морали, нарушение которых считается грехом.
2)К мировым религиям относится иудаизм.
3)Одним из признаков мировой религии является эгалитарность.
4)Регулятивная функция религии обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.
5)К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.
Р. и М. являются прихожанами лютеранской церкви в г. Стокгольме. Они познакомились на службе, создали семью. Если у них в семье происходят какие-то размолвки, неприятности, они первым делом идут за советом к пастору. Они убеждены, что их толкование Священного Писания является единственно верным. Выберите в приведенном ниже функции религии, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)мировоззренческая
2)компенсаторная
3)коммуникативная
4)эстетическая
5)хозяйственная
Назовите три «великие исторические религии». Используя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных вами религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).
Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)большое число последователей во всем мире
2)основа религиозной жизни отдельных наций
3)проповедуют эгалитарность
4)стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами
5)вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств
6)носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств
Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1)К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.
2)Древнейшей мировой религией является буддизм.
3)Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.
4)Одним из признаков национальных религий является эгалитарность.
5)Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к первобытным религиям.
1)магия
2)тотемизм
3)анимизм
4)индуизм
5)иудаизм
6)фетишизм
Одиннадцатиклассник подготовил выступление на тему «Сущность религии». Найдите в приведённом ниже списке понятия, непосредственно связанные с темой выступления, и запишите цифры, под которыми указаны эти понятия.
1)вид мировоззрения
2)социальный регулятор
3)форма общественного сознания
4)массовая культура
5)производственная функция
6)экспериментальные основы
Игорь подготовил выступление о функциях и роли религии в обществе. Найдите в приведённом списке функции религии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)Поиск объективных знаний о природе и обществе.
2)Формирование мировоззрения.
3)Удовлетворение потребности людей в материальных благах.
4)Создание художественных произведений.
5)Снятие стресса и психологической напряжённости.
6)Участие в процессе социализации личности.
Согласно традициям страны Z занимать должность главы государства в ней могут только последователи монотеистических религий. Какие религии могут исповедовать граждане страны Z, желающие занять должность главы государства? Запишите цифры, под которыми указаны названия данных религий. Цифры укажите в порядке возрастания.
1)индуизм
2)иудаизм
3)христианство
4)буддизм
5)конфуцианство
6)ислам
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).
Наука; мораль; религия; духовная культура; искусство.
Галина работала над рефератом о религиозном типе мировоззрения. Найдите в приведённом списке признаки, отличающие религиозное мировоззрение, и запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1)Опора на производственный опыт человека.
2)Признание естественных причин происхождения человека.
3)Ориентация на решение проблем, связанных с духовным миром человека.
4)Научная обоснованность.
5)Вера в сверхъестественное.
6)Теоцентрическая картина мира.
***
НАВЕРХ.