Главная цель этой статьи - показать, что солеварение играло большую роль не только в истории Беломорья (Bjarmaland), но и в становлении и развитии Северной Руси
. Варяги русь добывали (варили) из морской воды соль, использовали ее для засолки рыбы, везли добытую соль на юг, торговали ею, обменивали ее на хлеб и другие нужные товары южных стран.
Скорее всего, название "варяги" они получили именно за уважаемую профессию варщиков соли. Соль варили на Белом море русские люди поморы, потому летописец и называет их "варяги русь", что в переводе на современный русский язык означает "русские варщики соли". Попробую доказать это.
Рис. 1. Карта Беломорья
Одним из важных природных богатств Беломорья с древнейших времен была соль. Беломорская соль называлась "морянка". С XV по XVIII вв. многие рыболовные участки на Летнем и Лямецком берегах принадлежали Соловецкому монастырю. В XVII веке Соловецкому монастырю принадлежало 54 соляные варницы.
А что было до прихода на Белое море православных монахов? Неужели это они создали сложные соляные промыслы и разработали технологию солеварения?
Думаю, что это не так. Солеварение, как и мореплавание в арктических водах, существовало здесь задолго до Христианства. Им здесь занимались еще кельты. Во многих деревнях Онежского полуострова располагались солеварни. Для посола семги использовалась только поморская соль. Руины соляных варниц в районах Средней Золотицы и Лямцы сохранялись до 70-х годов XX века.
Корень «вар» (от глагола «варити», то есть "выпаривать соль") , вероятно, и лег в основу названия русов - "варяги", что означало просто "солевары" - варщики соли.
Рис. 2. Расположение варниц д. Унежма
Первоначальное поселение, где расположена деревня Унежма, появилось, по мнению археологов, примерно в X-IX тысячелетиях до нашей эры.
Жители Поморья, в том числе Унежмы, испокон веков занимались добычей тюленей и ловлей рыбы, но не менее доходным делом была у них и добыча соли из морской воды.
По писцовой книге 1582-1583 гг., Унежма значится деревней, в ней есть церковь Николы Чудотворца. В 1591 году по велению царя Федора Ивановича волости Унежма и соседняя Нюхча перешли во владение Соловецкого монастыря «за строительство Сумского острога, крепости в Соловках и другие ратные заслуги».
Я уже писал о том, что заслуги монастыря были явно преувеличены, во всяком случае, делали стены крепости из дикого камня и рыли каналы не монахи, а лет этак за тысячу до них. Но по этой грамоте крестьяне стали крепостными Соловецкого монастыря и затем в течение 200 лет безжалостно эксплуатировались на варке соли.
Только при Екатерине II крестьяне Унежмы снова стали "государевыми". Несмотря на это, до середины XIX в. иноки занимались здесь солеварением, а также принимали пожертвования от населения - домашних животных, которых перевозили в Соловецкую обитель.
Обратите внимание на то, как называются места, где производилась варка соли : Великая варака, Средняя варака и Варничная варака. Вот отсюда, по-видимому, и получили здешние люди название "вараки" - "варяги". Просто это были очень уважаемые люди - солевары.
Как сообщают древние письменные документы, новгородские люди облюбовали место для жительства на мысе Бранница, у Великой вараки, которая защищала деревню от холодных северных ветров. Здесь они занимались рыболовством, охотой и солеварением. Земли на побережье Белого моря бедные, большей частью заболоченные, мало пригодные для хлебопашества.
На этих землях можно было с большим трудом вырастить хлеб, чтобы прокормить свою семью, но часто этого хлеба не хватало даже до весны. Кормило поморов море, оно и определяло их основные занятия, а позднее и способы зарабатывания денег.
Рис. 3. Космоснимок района станции Унежма и деревни Унежма.
Непременной культурной составляющей раскопанных археологами поселений являются кострища разных форм (круглые, овальные) и размеров (диаметром от 40 до 80 сантиметров), иногда сопровождающиеся каменной обкладкой. Эти объекты относят к мезолиту и датируют второй половиной VI-V-м тысячелетием до новой эры. Скорее всего, кострища с каменной обкладкой были варницами, в которых из морской воды люди вываривали соль.
Судя по количеству таких варниц, соль уже тогда варили не только для личного потребления, но и для обмена. Археологи на беломорском побережье нашли много плоских камней с противоположными углублениями по краю, которые, как они считают, использовались в качестве якорей. Может быть, это и так, но возможно и другое применение таких плит. На них, предварительно нагрев на костре, выпаривали морскую воду и получали соль. А якорь было проще сделать, поместив камень в оплетку в виде сетки авоськи.
Как сообщает А. Я. Мартынов, такие «якорные камни» с одним и двумя маленькими углублениями на противоположных сторонах плит появляются уже в раннем неолите. Следовательно, соледобычей на берегах Белого моря занимались уже тогда, причем соль добывали не только для личных нужд, но и для обмена.
Мыс Бранница так назван не случайно. Брани, надо полагать, здесь случались нередко. Ведь место удобное и для рыбалки и, что может быть важнее, для солеварения.
Фото 6. Деревня Унежма
Древние солевары на Белом море для получения соли располагали только силами природы. «Солнечные» солеварни располагались в мелководных бухтах: в них выпаривали соль из воды под действием солнца. С наступлением холодов уже не солнце, а мороз использовался в естественных солеварнях - соль не выпаривалась, а вымораживалась.
Вымораживание основано на том, что при замерзании морской воды на поверхности образуется пресный лед, а оставшаяся на дне вода делается еще более соленой. При неоднократном удалении льда можно получить "рассол" - воду с высокой концентрацией соли, пригодной для засолки рыбы и других продуктов моря. Такие "зимние солеварни" в древности несомненно также использовались поморами. Особенно если учесть, что после отступания Скандинавского ледника леса здесь не росло и дров не было.
Но с появлением железа соль уже не вымораживали, а выпаривали на железных сковородах в специальных варницах. Варница представляла из себя яму, в которой устраивалась печь, с домиком над ней. На печи располагали специальные железные сковороды с морской водой. Вода кипела, испарялась, а соль оставалась на сковороде. Вываренную соль снимали, просушивали, ссыпали в мешки, готовя на продажу. Вываркой соли обычно занимались зимой. Соляной промысел процветал и в Унежме.
Появившиеся монахи Соловецкого монастыря писали: "Мнози жители Поморья имеют обычай соль варити".
Фото 7, 8. Здесь располагалась Великая варака
Мелководье, зона прилива - отлива, обширные гладкие каменные поверхности с углублениями, в которых при отливе задерживается вода. Рядом лес, где достаточно дров.
Унежемское усолье располагало, видимо, многими варницами: на Варничной вараке - две, на Унежме реке - одна, на реке большой Леменце - одна. Территория между Средней и Великой вараками была полностью занята варницами: здесь имеются углубления и бугорки на местах старых варниц.
Летом 1980 года, копая яму под картошку, житель Унежмы В.П. Евтюков наткнулся на кирпич-обжиганец, золу и скелет человека. Можно прямо сказать, что это была варница Соловецкого монастыря, так как в Унежме обжиганный кирпич никогда не вырабатывали, его привозили с Соловков. Интересно, как попал туда труп человека?
Неужели за недостатком дров трупы людей в сжигали в варницах? А может, кто-то позднее для захоронения использовал яму, обложенную кирпичом, как саркофаг.
Фото 9. Вот в таких деревянных ведрах и ушатах солевары в Унежме доставляли морскую воду к варницам.
В XV-XVIII веках солевары работали среди огня и дыма в парах соли, постоянно поддерживая огонь в печи, для чего требовалось много дров. Это была низкооплачиваемая работа, которую в основном выполняли монастырские крепостные крестьяне, чтобы как-то прокормиться.
Соль "поморку" потребляло население всего севера европейской части России, поступала она и в центральные области. Зимой по Поморскому тракту через Онегу на Каргополь тянулись многочисленные обозы с солью для продажи, а с юга в Поморье везли хлеб, обувь, одежду. Думаю, что этой "соляной" дорогой на юг проследовали несколькими веками раньше и многие варяги русь.
Во второй половине XVI века соль начали вываривать на Вычегде в Сольвычегодске. С развитием солеварения в Камско-Вычегодском крае соль подешевела и выварка ее на Белом море стала менее выгодной, но тем не менее, она здесь продолжалась.
В ХVIII веке поморские варницы работали, и торговля беломорской солью велась . Добыча соли на Белом море почти совсем прекратилась только в XIX столетии, когда началась ее промышленная разработка на южных озерах России. Однако крестьяне продолжали вываривать "поморку" для себя - для засолки рыбы и в XIX веке.
В годы Первой мировой и Гражданской войн доставка соли с юга в Беломорье прекратилась, и жители снова начали добывать ее из морской воды. По свидетельству П.М. Базанова, в те годы многие жители Унежемы занимались солеварением.
Добыча морских зверей на Онежском полуострове началась еще в неолите, не менее 8 тыс. лет назад. Поселения Онежского и Летнего берега отличались друг от друга по назначению морских промыслов в хозяйственном укладе. Чисто "поморскими" по занятиям населения были селения: Летняя Золотица, Летний Наволок, Лопшеньга и Яреньга.
А на Онежском берегу в селениях Тамица, Кянда, Пурнема, Лямца и Пушлахта значительное место в занятиях населения занимало земледелие и животноводство.
Помимо морских промыслов, источниками доходов для поморов были солеварение и отхожие промыслы. На побережье полуострова был распространен осенний семужный морской и речной заборный промысел. Ловили рыбу на озерах и реках: "вершами" ловили щуку, окуня, налимов, "продольниками" - леща и язя. Орудия лова изготовляли сами. Жители Онежского берега славились как хорошие моряки, лоцманы, солевары, плотники, резчики по дереву.
Фото 10. Панорама села Лямица на Онежском полуострове
Рис. 4. Онежский полуостров на карте
В описании Онежского уезда XVII в. сказано, что пашенная земля здесь песчаная, глинистая и часто каменистая, удабривается ежегодно навозом, орут (пашут) ее и боронуют так же как и в Мезенском уезде.
Здесь сеяли рожь, ячмень, коноплю, овес и горох; урожаи бывали в обыкновенные годы ржи в пятеро, местами в осьмеро, ячменю и овсу в трое к посеянному; а всего лучше урождались рожь и ячмень; некоторые поселяне кроме ржи и ячменя другие культуры и не высевали по причине холодного климата. Должен сказать, что в XVII веке климат в Беломорье был существенно холоднее современного.
В документах XIV в. упоминаются селения на Летнем берегу - Уна, Луда, Ненокса. Чуть позднее осваивается Лямецкий берег. В XVI в. на Онежский полуостров устремляли свои интересы Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Антониево-Сийский и Николо-Карельский монастыри. Эти интересы были связаны с одним из важных природных богатств Беломорья - солью. В ХVI - ХVII вв. в Беломорье вываривалось около 700 тыс. пудов соли.
На всем побережье полуострова был распространен осенний семужный морской и речной заборный промысел. Рыбу солили, разумеется, своей беломорской солью.
Я уже писал о том, что в древности островом Русов, о котором сообщают арабские письменные источники, с которого в Булгар на Волге приходили корабли северных купцов-воинов был, скорее всего, Онежский полуостров. В то время уровень моря был выше, и часть полуострова по линии "Унская губа - губа Ухта" вполне могла быть отшнурована от материка.
А теперь обратимся к загадочным беломорским лабиринтам. Все фото лабиринтов позаимствованы мной с сайтов, которые приведены в списка источников информации в конце статьи.
Фото 11. Один из беломорских лабиринтов.
На берегах Белого моря обнаружено около 40 лабиринтов, из них более 30 находится на Соловецких островах, несколько - в Мурманской области в устье р. Поной, близ г. Кандалакши и п. Умба. Три лабиринта найдено на территории Карелии, один - в Чупинском заливе и два - на архипелаге Кузова. Имеются также сведения о том, что каменные лабиринты некогда существовали в устьях рек Кеми и реки Керети.
Все лабиринты сложены из некрупных камней, имеют внутри затейливые ходы - канальцы, ведущие к центру сооружения (или начинающиеся от него). Длина внутренних ходов в таком лабиринте может доходить до 200 м. В центре лабиринта находится куча из камней.
Выделяется несколько видов конструкций лабиринтов. Исследователи разных стран занимаются этими загадочными сооружениями более 150 лет. За это время был накоплен богатый фольклорный, этнографический и археологический материал, предложено несколько гипотез, иногда весьма экстравагантных.
Одни считают, что с помощью таких лабиринтов жители во время прилива - отлива ловили рыбу (с приливом рыба приходила в лабиринт, а с отливом запутывалась в затейливых зигзагах и не успевала уйти с отливом). Другая версия связывала лабиринты с некими культовыми деяниями - колдовскими действиями перед выходом в море. Есть гипотеза о том, что лабиринты помогали устанавливать снежные дома - иглу и т.д.
Фото 12. Один из беломорских лабиринтов.
Фото 13. Очень старый лабиринт на берегу Белого моря.
Обратите внимание на то, что лабиринт - это не спираль, к его центру можно подойти и вылить на горку из камней ведро морской воды. Вода эта пройдет сквозь щели в каменной куче и начнет растекаться по каналам.
Центр лабиринта чуть выше его краев, поэтому можно лить новую порцию соленой воды, и она также начнет растекаться к периферии лабиринта. Таким образом лабиринт вполне можно представить как ловушку для замерзающей соленой воды. При замерзании сверху воды в каналах лабиринта, концентрация соли в оставшейся воде под слоем льда будет возрастать.
Так мы можем получить солевой раствор, пригодный для засолки рыбы. Я просмотрел множество лабиринтов на фото, которые размещены в интернете: на всех центр лабиринта выше его периферии, и на всех можно свободно подойти к центральной горке из камней.
Фото 14. Еще один очень древний лабиринт на берегу Белого моря
На Севере России лабиринты повсеместно называли "вавилонами", что отражало их затейливое, запутанное устройство. Имеется несколько преданий, объясняющих происхождение лабиринтов. Наиболее раннее записано князьями Звенигородским и Васильчаковым в 1552 году. По преданию, два больших лабиринта у г. Колы сооружены "Валитом, посаженником Великого Новгорода, разбившим мурман и норвежцев".
У населения Кандалакши также существует предание о возникновении местного лабиринта. Его относят ко времени Пугачева. "А почему же здесь у вас вавилон? А вот для примера, чтобы видно было. Положили, когда Пугач еще был, до воли, - бежали сюда разные люди, после, как Пугача поймали, они и выклали".
Возникновение лабиринтов на Соловецких островах монахи связывают с Петром Великим. Архимандрит Досифей сообщает: "На острове Заяцком, близ коего стоял Российский флот, повелено было Государем (Петром Первым) соорудить деревянную церковь во имя святого апостола Андрея.
Также неподалеку от этой церкви был выкладен на земле в два ряда булыжных камней вавилон, или лабиринт, который и поныне виден".
Позднее строительство всех соловецких лабиринтов приписали Петру Первому. Вот и верь после этого архимандритам! Не только строительство крепости себе приписали, но и сооружение лабиринтов. Знал бы Петр I, что ему такое глупое дело приписывают, вот бы посмеялся. А я представил, как Петр камни собирает и аккуратно выкладывает лабиринт, и тоже посмеялся.
Фото 15. Лабиринт на плоской, вероятно, цельнокаменной поверхности террасы.
Думаю, что его сделали в те времена, когда уровень моря был выше современного и терраса тогда находилась в зоне морского прилива - отлива.
Фото 16. Лабиринт на возвышении.
Он почти идеален для получения соли вымораживанием морской воды. Центр лабиринта немного приподнят над его периферией. В центре есть горка из камней, благодаря которой выливаемая новая порция морской воды не растекалась по верху льда в канальцах, а попадала под него. Фото с сайта И.С. Манюхиной.
Фото 17. Судя по распределению кустарничковой растительности, лабиринт устроен на цельнокаменной поверхности, отполированной ледником.
Слой рыхлой земли здесь очень мал, и поэтому деревья и кустарники расти не могут.
Фото 18. Этот лабиринт практически готов к использованию по назначению.
Правда, за тысячу лет море отступило, и морскую воду придется носить довольно далеко. Лабиринтами для получения соли, скорее всего, пользовались, когда леса на берегах Белого моря не было. Вот и разработали технологию получения соли без дров. На Чукотке подобная технология была неизвестна. Там сушеную и мороженую рыбу ели несолеными. Чукотская юкола - очень невкусный продукт, я пробовал.
Фото 19. Справа хорошо видно, что лабиринт построен на каменной плоской, отполированной ледником поверхности.
Судя по тому, как на камнях развиты накипные лишайники, можно предположить, что использование этого лабиринта для получения соли прекратили никак не менее 1000 лет назад.
Хочу обратить внимание на то, что лабиринты расположены на каменных террасах подобных той, что на фото 8. Благодаря каменной поверхности, на которой расположены лабиринты, морская вода, которую заливали в канальцы, не просачивалась вглубь, а оставалась в канальцах и сверху замерзала.
Концентрированный соляной раствор не уходил вглубь, и при новых порциях морской воды он становился все более концентрированным. Возможно на дно канальцев укладывали какой-то пористый материал вроде сфагнового мха или торфа. При вымораживании морской воды торф пропитывался концентрированным раствором соли.
Потом торф сгребали и промывали его в небольшом обьеме морской воды. Так получали раствор соли большой концентрации. А торф снова укладывали на дно канальцев. Подобную технологию получения соли из морской воды использовали древние китайцы (см. выше).
Не исключаю, что в канальцы лабиринта укладывали разделанную рыбу, которую надо было засолить. Ее заливали морской водой. Летом вода испарялась и концентрация раствора увеличивалась, зимой вода вымораживалась и раствор тоже становился концентрированнее. В обоих случаях рыба хорошо просаливалась.
В литературе я не встретил никаких вразумительных легенд о назначении лабиринтов, а те, которые встретил, мне кажутся сомнительными. Люди начисто забыли о том, зачем далекие предки лабиринты строили. А забыв, стали использовать их как культовые сооружения.
Фото 20. Ловля рыбы близ д. Унежма ставными крыленами во время прилива - отлива.
Все исследователи отмечают связь лабиринтов с морским побережьем с местами активной рыбной ловли. Так, 156 лабиринтов провинции Норрланд на севере Швеции находятся близ рыболовных тоней. Вблизи кандалакшского лабиринта находится тоня Питкуля. У п-ова Красная Луда близ лабиринта также было место рыбной ловли.
Понойские лабиринты расположены в устье реки, являющейся важнейшим местом семужьего промысла. Соловецкие острова и Кузова тоже известны как места, богатые рыбой.
Таким образом, многие лабиринты связаны не с морем вообще, а именно с местами активного рыболовства. На островах лабиринты "жмутся" к морю и отсутствуют вдали от него. Отсутствуют лабиринты на пресных водоемах, в том числе и таких значительных, как Ладожское и Онежское озера.
Все сказанное выше о лабиринтах позволяет выдвинуть еще одну гипотезу о том, для чего их строили. Думаю, что лабиринты использовались древними людьми для выпаривания или вымораживания соли из морской воды, для получения более концентрированного солевого раствора, в котором производили засолку пойманной здесь же рыбы.
Воду, возможно, приносили из моря и выливали на каменную горку в центре лабиринта. Пока вода стекала по каналам лабиринта, она замерзала или выпаривалась.
Добавляя новые порции воды, увеличивали концентрацию солевого раствора подо льдом в каналах лабиринта. При неоднократном удалении льда можно получить воду с высокой концентрацией соли, пригодную для засолки рыбы.
Если лабиринт располагался в зоне прилива-отлива, то и носить воду было не нужно, она сама приходила во время прилива, а при отливе лабиринт задерживал ее, и вода замерзала. Сходную технологию добычи соли использовали и китайцы в древности.
Фото 21. Трудно поверить, что когда-то этот продукт был так дорог и использовался даже в качестве денег.
Информация с сайта Википедия. Издревле на Руси из поколения в поколение передавали рецепт приготовления черной соли. Технология ее приготовления довольно сложна: обычную соль обжигали в русской печи с добавлением квасной гущи, морской водоросли ламинарии, ржаной муки и различных трав. Готовили такую соль обычно раз в год перед Пасхой в чистый четверг.
Тогда ее так и называли: четверговой. Обжигая соль, наши предки избавляли ее от многих вредных для человека соединений, в том числе от тяжелых металлов, излишнего количества хлора. Именно от тех вредных примесей, из-за которых врачи рекомендуют ограничивать себя в употреблении соли.
Долгое время считалось, что секрет приготовления черной соли безвозвратно утерян. Оказалось, что нет. До сегодняшнего дня в Костромской области сохранился обычай готовить черную соль. Черная соль полезна и вкусна. Это натуральный, экологически чистый продукт без синтетических добавок, богатый микроэлементами.
Одним из преимуществ черной соли, сделанной по старинному рецепту, является повышенное содержание кальция, который необходим организму. Соль обогащается кальцием за счет муки и дальнейшего ее золирования.
Черная соль меньше обычной удерживает воду в организме, а также регулирует процессы пищеварения. Углерод, содержащийся в ней в виде мелкопористого угля выводит из организма токсины.
Итак, варяги - это русские люди, жители побережья Белого моря, мореходы, солевары, за что, скорее всего, и получили название "варяги русь". Этот сплоченный пассионарный этнос сыграл важную роль в становлении русского государства. Разумеется, не все жители беломорского побережья ходили в Ладогу, Белозеро, Мологу, Ярославль, Ростов и Суздаль торговать солью. Вероятно, это была особая группа поморов - купцов воинов, которые ходили и в Булгар, где встречались с арабскими купцами.
В общем, ищите ключ к истории Руси-России на берегах Белого моря. Только не впадайте при этом в мистику и эзотерику. Все в нашей истории было рационально, но от этого история наша только выигрывала.
В истории надо принимать и черное и белое, но история - это не только вереница князей и царей, сменяющих друг друга во времени, не столько перечень войн и усобиц. История - это последовательность изобретений, новых технологий, строительства сел и городов, дорог и крепостей.
Для истории добыча соли и торговля ею была важнее бесчисленных склок и драк братьев князей и жадных до денег священнослужителей...
Использованные источники информации
Сборник "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "ОНЕЖСКОЕ ПОМОРЬЕ". Петрозаводск, 1997.
Кудряшов А.И. К истории и о значении солеварения. Ссылка: http://www.kriptoistoria.com/library.php?period=7&did=807&sort=title&alpha=%CA Соль в России. Историческое досье.
Ссылка: http://www.povarenok.ru/articles/show/4381/ Мартынов А.Я. О начале северного мореплавания (по археологическим источникам) // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. - Вологда: Книжное наследие, 2007. - С. 80-96.
Колдасов Г. О Норманнах, варягах и руссах.
Ссылка: http://russkysam.narod.ru/10-07.htm История Унежмы с древних веков до Октябрьской революции.
Ссылка: http://www.strana-naoborot.com/Unezhma/un_history2.htm Манюхин И. С. Кижский вестник №7 П. 2002.
Ссылка: http://www.vottovaara.ru/2010/karelia/karelia12_5.php О. Кодола. Самый важный минерал. 2010. Ссылка: http://www.cheflab.org/spice/86 Всеобщая история соли.
Ссылка: http://www.artkavun.kherson.ua/ua-vseobschaya-istoriya-soli.htm Поваренная соль // Википедия.
Ссылка: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Курлански Марк. Всеобщая история соли. - М.: Колибри, 2007 (Вещи в себе), с. 13-2 5.
Ссылка: http://ec-dejavu.net/s/Sol.html ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Ru :
Скрынников Руслан - Фрагменты из книги "История Российская. IX-XVII вв.
Галкина Елена Сергеевна - Тайны Русского каганата.
История Соловков до основания монастыря. На сайте "СОЛОВКИ: ЗЕМЛИ. Обзор достопримечательностей Архангельской области.
Ссылка: http://www.allross.ru/arh/solovky/his.htm Сергей Захаров. Загадочные Лабиринты Белого Моря.
Ссылка: http://www.photoline.ru/photo/1197233039 Элла Бикмурзина, Соли пермской земли. 19.07.2010.
Ссылка: http://mail.content.ru/arch/93655/5454979.htmlНемного из истории соли и солонки- 16-20 век.
Ссылка: http://marinni.livejournal.com/454875.html?thread=9250267 Иван Матвеевич Ульянов. Соль северной земли. Фрагменты из книги "Страна Помория" (1984 г.). Очерки истории Беломорья.
Ссылка: http://www.strana-naoborot.com/Unezhma/uljanov/un_mixed2.htm Многие фотографии позаимствованы с выше приведенных сайтов, а также с сайта по адресу:
http://images.yandex.ru/yandsearch?ed,с сайта Google Earth, официального сайта Архангельской области, сайта по адресу
http://www.strana-naoborot.com/Unezhma/un_history2.htm .
Всем авторам фотографий выражаю искреннюю признательность.
А. В. Галанин © 2011
***
Источник.
НАВЕРХ.