В связи с помещамой статьёй, хотелось бы поделиться весьма пренеприятным наблюдением
. Когда работал репетитором по математике с французскими детьми, то выявил стойкую тенденцию: дети, по мере взросления (>11 лет), тупеют. Интеллектуально и мотивационно.
Причём процесс оглупления общ как для детей из проблемных семей, так и при весьма и весьма обеспеченных родителях. Более того, родители могут быть оба русскоязычными, либо только мать или же оба чистыми французами - тенденция сохраняется.
Единственное исключение, весьма редкое, - русскоязычные родители плюс частое общение внуков с бабушками, да и то не во всех таких ситуациях.
Естественно, возник вопрос: а какова причина подобной деградации детей? Работаю с учеником на протяжении нескольких лет, вижу, что в возрасте 9-11 лет ребёнок активен, любознателен, трудолюбив. А затем...
Во-первых, полная потеря мотивации к учёбе. Домашние задания под самыми разными предлогами либо вообще не выполняются, либо делаются частично и с большим количеством ошибок. Т.е. налицо обычная отписка. Аппелируешь к родителям - те ничего в этом плане не могут сделать!
Во-вторых, интеллектуальное оглупление: потеря ранее отлично проявляемых навыков устного счёта; неспособность логически рассуждать даже в пределах одного шага (посылка-прямое следствие) - вместо этого даётся радостный „ответ”, откровенно притянутый за уши.
В-третьих, невозможность сконцентрировать внимание на изучаемом вопросе: крутим-вертим-разбираем ручку, непрерывно меняем позу.
Частичный ответ на вопрос о причинах деградации есть: равнение на слабых. Поясню: во Франции для оценки успеваемости обычно используется 20-балльная система. И считается, что 12 из 20 - это нормальная оценка! Т.е. наша троечка с минусом.
А почему так? Равнение на слабых, которых нельзя обижать низкой оценкой (причём нередки ситуации, когда откровенно УО помещают в обычные классы)!!! Вот и деградируют ранее сильные ученики, равняясь на такую среднюю оценку - их же никто не ругает за плохую успеваемость! Учителя хвалят, а значит и родители довольны.
Но это лишь частичное объяснение, ибо в семьях с достатком обычно родители больше внимания уделяют реальным успехам своих чад. Тем не менее процесс отупления учеников имеет место даже в таких семьях. Значит, существует ещё, как минимум, один важный фактор, приводящий детей к такой ситуации.
Поначалу таковым считал обязательное прививание школьников в возрасте 11-12 лет. Затем пришло понимание, что отмена доказательной части в математике, а особенно - в геометрии (т.е. там теоремы лишь постулируются, но не доказываются!) также способствует деградации логического мышления вместо его развития.
Да, безусловно, эти факторы влияют на общую деградацию детей. Однако окончательно причина её была выявлена в результате простого события, которое можно рассматривать как эксперимент.
Мать одного давнего ученика отобрала у сына телефон. На месяц. И уже спустя неделю ребёнка было не узнать! Вернулась мотивация, стал активно работать на уроке и, о чудо! даже делал домашние задания! Всё, как пару-тройку лет до этого, когда ребёнку было 9-10 лет.
Какой вывод? На усмотрение читателя.
*„Смартфоны убивают наших детей”: социальный психолог объявил войну гаджетам
Социальный психолог Джонатан Хайдт (США) выступил с революционным призывом: он считает, что детей необходимо отлучить от гаджетов, если мы хотим уберечь их психику.
Свою точку зрения он аргументировал в книге "Тревожное поколение: как масштабная перестройка детства вызывает эпидемию психических заболеваний", которая наделала немало шума в обществе, пишет CNN.
![](https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/4314300/4314300_600.jpg)
Некоторые специалисты сомневаются в научной обоснованности тезисов Хайдта (он профессор этического лидерства Томаса Кули в Школе бизнеса Леонарда Н. Стерна при Нью-Йоркском университете), но он настаивает, что опирается на результаты многолетних исследований, которые показывают растущие проблемы с психическим здоровьем среди американских подростков.
Более того, официальная статистика также подтверждает, что многие подростки в Соединенных Штатах уже находятся в состоянии депрессии или тревоги в той или иной степени.
Американская психологическая ассоциация (АРА) поддержала обеспокоенность специалиста в новом отчете. В нем говорится, что платформы социальных сетей "по своей сути небезопасны для детей".
В отчете APA говорится, что у детей нет "опыта, суждений и самоконтроля", чтобы управлять собой, пользуясь электронными ресурсами.
Ассоциация утверждает, что бремя ответственности не должно полностью ложиться на родителей, магазины приложений или самих подростков - оно должно лежать на разработчиках платформ.
"Детство детей всегда было основано на играх и активностях вне дома, но в 1980-х и 1990-х годах мы постепенно ушли от этого из-за растущих страхов перед похищениями и другими угрозами. Освободившееся время дети заполняли другими занятиями.
В 1990-х годах мы думали, что интернет станет спасителем, что он сделает наших детей умнее. И мы не проявляли тревоги, когда наши дети начали проводить четыре, пять, шесть, а теперь и семь-девять часов в день за своими телефонами и другими гаджетами", - сетует профессор Хайдт.
Основной аргумент книги заключается в том, что мы чрезмерно защищаем наших детей в реальном мире и недостаточно защищаем их в интернете. И оба этих подхода неверны.
Хайдт приводит неожиданный аргумент: раньше у мальчиков-подростков был самый высокий процент переломов костей - из-за активных и часто рискованных занятий. В начале 2010-х годов количество травм и госпитализаций резко сократилось - подростки проводят большую часть времени за компьютерами и видеоиграми, поэтому физически они в безопасности. Но это происходит за счет здорового развития ребенка, убежден профессор.
![](https://ru.sott.net/image/s35/705441/super/photo_2024_04_30_12_27_15.jpg)
Отмечается повышение уровня тревожности и у девочек, хотя они меньше увлечены видеоиграми, но зато больше проводят времени в соцсетях и постоянно сравнивают себя с другими подростками, которые выглядят более успешными."Я думаю, что этот год должен стать переломным. В 2019 году дебаты по этой проблеме только начинались. Затем случился Covid-19, и это был новый вызов, который затмил предыдущие тенденции.
Но пандемия только усугубила подростковые проблемы. Прошло уже несколько лет после Covid-19, закрытия школ, ношения масок, и всем стало ясно, что с детьми не все в порядке.
Хотя данные о показателях психических заболеваний показывают нам, что основной рост произошел задолго до появления Covid-19.
После выхода книги я обнаружил, что почти все видят проблему. Родители в отчаянии. Они чувствуют себя так, словно джинн выпущен из бутылки. Они говорят: "Ты же не можешь запихнуть зубную пасту обратно в тюбик?" На это я отвечаю: "Если вам действительно нужно это сделать, вы это сделаете", - говорит Хайдт.
Хайдт сформулировал несколько правил для родителей и детей:
- Никаких смартфонов до старшей школы. Мы должны исключить их из средней и начальной школы. Просто дайте детям раскладной телефон или часы, чтобы они могли контролировать время и связываться с вами.
- Никаких социальных сетей до 16 лет. Эти платформы созданы не для детей. Они, по-видимому, особенно вредны для детей, в том числе, по причинам безопасности и стимулировании "взрослого" поведения (в том числе, раннего полового созревания).
- Отдавайте предпочтения школам, в которых детям не разрешают пользоваться смартфонами. На самом деле нет никаких оснований для того, чтобы позволить детям носить в кармане во время занятий устройство, которое по самой своей сути предназначено для отвлечения внимания и мешает нормальным занятиям.
- Предоставляйте детям больше независимости, свободы действий и ответственности в реальном мире.
Как простимулировать родителей, чтобы они следовали этим рекомендациям?
Профессор Хайдт объясняет:"В начальной школе учиться легко. Если вы уже подарили своему ребенку телефон или его собственный iPad, вы можете ограничить пользование им и не разрешать брать его в школу.
Только обязательно обсудите проблему с родителями друзей вашего ребенка, чтобы он чувствовал, что он не единственный. У детей по-прежнему может быть доступ к компьютеру; они по-прежнему могут переписываться с друзьями на компьютере.
Но если ваши дети учатся в начальной школе, просто возьмите на себя обязательство не давать им эти вещи до старших классов".
В средней школе, с подростками, сложнее. Большинство учеников средней школы полностью поглощены смартфонами и социальными сетями."Главное, что можно сделать, - это строгие ограничения по времени. Например, доступ к интернету ограничить парой часов в день. Сейчас половина подростков говорят, что они почти постоянно находятся в Сети", - рекомендует профессор Хайдт.
Джонатан Хайдт
***
Источник.
НАВЕРХ.