Об оккупации Украины - вчерашней и сегодняшней
. 80 лет назад, в 5 часов утра 6 ноября 1943 года, Военный совет фронта направил в Ставку Верховного главнокомандования лаконичную телеграмму, в которой говорилось: «Город Киев полностью очищен от немецких оккупантов. Войска Первого Украинского фронта продолжают выполнение поставленной задачи».
«Правда», 7 ноября 1943 года. От военного корреспондента Якова Макаренко:
«Киев
горел всю ночь. Под стремительным натиском Красной Армии немцы подожгли его лучшие здания, школы, клубы, университет, театры, обрекли огню целые кварталы.
Небосвод над городом кровоточил яркими отсветами гигантского зарева с самого вечера, и утром пламя пожара зловеще отражалось в космах тумана.
Кучи битого кирпича
загромождают Николаевскую улицу, Крещатик. Пустынно на Красной площади, на площади Верховного Совета. Мертвый, с мрачными молчаливыми трубами Подол…»
На архивных фотографиях запечатлена картина - красноармейцы идут по обезображенному развалинами городу. Вокруг тишина и безлюдье. Но через некоторое время появляются люди, увидевшие красные знамена и знакомую форму.
Вспыхивают улыбки, льются слезы. Женщины воздевают руки к небу, молятся, целуют солдат.
Анатолий Кузнецов в романе «Бабий Яр» писал:
«…Через Куренёвку в город входили главные части наступавшей армии. Взорванные мосты перегородили улицы, поэтому дорогу проложили через парк культуры и железнодорожный переезд на Белецкой улице, откуда валили танки, невиданные еще студебеккеры, артиллерия, обозы. Пехота шла змейками прямо через завалы.
Были они запачканные, закопченные, уставшие, потрясающе родные, знакомые, потрясающе те же самые, что уходили в 1941 году. Шли они не в ногу, мешковатые, с прозаически звякающими котелками. Некоторые, очевидно, вдребезги разбив ноги, шли босиком, неся ботинки перекинутыми через плечо и тяжко ступая красными ногами по земле, уже застывшей от ноябрьских заморозков.
О великие русские солдаты!»
«Красная звезда», 11 ноября 1943 года:
«Киевская битва окончена. Достигнута великая победа. Историки, которые ее будут изучать, отметят Киев не только, как один из этапов Отечественной войны... Они отдадут должное воинам, которые беззаветно и умело исполнили свой долг перед Родиной».
В радостный день освобождения Киева вспоминалась осень сорок первого, когда Киев был отдан на поругание врагу. Немецкие войска вошли в столицу Украины 19 сентября. Однако в сообщении Совинформбюро в тот день говорилось, что «наши войска вели бои с противником на всем фронте и особенно ожесточённые под Киевом».
Вечером 21 сентября страну ошеломил диктор Юрий Левитан, который стальным голосом произнес: «После многодневных, ожесточённых боев наши войска оставили Киев…»
Страшно было представить, что по родному городу марширует чужая, оголтелая солдатня.
В очерке «Киев» Илья Эренбург писал:
«На войне нужно уметь переносить горе. Горе питает сердце, как горючее - мотор. Горе разжигает ненависть.
Гнусные чужеземцы захватили Киев. Это - горе каждого из нас. Это - горе всего советского народа…
Мы
освободим Киев. Вражеская кровь смоет вражеский след. Как птица древних Феникс, Киев восстанет из пепла, молодой и прекрасный. Горе кормит ненависть. Ненависть крепит надежду. Сомкнем ряды. Нам есть за что драться: за Родину, за наш Киев...»
В Москве горевали, а в Киеве… ликовали. Завоевателей встречали нарядные мужчины и женщины в вышиванках, с цветами, хлебом-солью. Чужеземцев ублажали песнями и танцами, гремели колокола Печерской лавры и других храмов. Ни в одном русском городе, а Киев был матерью городов русских, немцам не устраивали такую помпезную встречу.
Конечно, радушие к немцам проявили далеко не все киевляне. Но коллаборационисты среди населения столицы Украины нашлись. Они охотно выдавали нацистам евреев и коммунистов, врывались в их дома, грабили, убивали.
Ключи от квартир партработников, профессоров, военных и других состоятельных людей хранились у домоуправов. Они вместе с немцами входили в пустые жилища, и оккупанты брали всё, что хотели. Остальное доставалось их пособникам.
На стенах домов и заборах появились плакаты с портретами фюрера и надписью: «Гітлер - визволитель», приказы новой власти, фотографии пленных красноармейцев и уничтоженной советской военной техники.
Оккупация Киева длилась больше двух кровавых лет - 778 дней. Это было страшное время, когда по городу день и ночь гуляла смерть - шли облавы, аресты, в лагеря - Бабий Яр, Дарницу, Сырец - увозили арестованных. В воздухе стоял грохот выстрелов, крики жертв.
От рук украинских националистов - немцы в «грязной работе» участвовали нечасто - погибли сотни тысяч людей разных национальностей.
Спустя много десятилетий Украина вновь оккупирована - на сей раз наследниками тех, кто сотрудничал с нацистами. Они выкрикивают те же лозунги, несут те же знамена. Бандеровцы, руки которых обагрены кровью тысяч людей, стали героями, их именами названы улицы и проспекты республики. Они не только действуют открыто, но и пользуются поддержкой властей.
История на Украине искажается до неузнаваемости, ведь человеком, выкормленным такой литературой, легко управлять - в его мировоззрении нет ни Пушкина, ни Достоевского, ни Чехова. Подвиги советских воинов и партизан преданы забвению, их памятники оскверняются.
На щите монументальной скульптуры «Родина-мать», установленной на правом берегу Днепра, советский герб заменили на украинский.
Накануне 80-летия освобождения Киева на площади Победы, переименованной в Галицкую, власти демонтировали звезду с гигантского монумента. Он был установлен по случаю присвоения столице УССР звания города-героя в 1982 году.
Нынешний правитель Украины страдает поразительным самомнением и дилетантизмом. Эти болезни он не стыдится выставлять напоказ.
Он, в частности, говорил, что в составе 1-го Украинского фронта воевали сплошь украинцы. Утверждал, что СССР так же виновен в развязывании Второй мировой войны, как и гитлеровская Германия. По его словам, Советский Союз не только не остановил холокост, но и способствовал его расширению. Комментировать эту подмену белого чёрным бессмысленно…
Два года назад осмелился критиковать Сталина и советских военачальников. Мол, во время битвы за Днепр и Киев в 1943 году они проявили некомпетентность и ради успеха пожертвовали жизнями десятков тысяч солдат и офицеров.
Президент Украины явно незнаком с историей Великой Отечественной. Хотя его дед Семен Иванович Зеленский был командиром миномётного взвода, возглавлял стрелковую роту и был удостоен двух орденов Красной Звезды и мог о многом рассказать своему внуку.
Может, так и было. Только внук, заражённый бациллой плохого актёрства, ничего не понял. Однажды, состроив проникновенное лицо, сфотографировался на фоне могильного памятника деду. Сделал вид, что чтит его светлую память.
Но вскоре стало понятно, что бывший шоумен привычно сфальшивил. Нагло и самоуверенно, не зная реалий того времени, он берётся судить о деяниях авторитетных исторических персонажей, в то же время равнодушно взирая, как в его стране бесчинствуют нацисты.
Президент Украины бездумно швырял камни в прошлое, и оно ему жестоко отомстило.
Сейчас одержимый «комплексом Наполеона» разоряет страну, жертвует жизнями сотен тысяч своих соотечественников, гибнущих на фронтах. Эту кровавую вакханалию может остановить только новое освобождение Киева от оккупации.
И это снова совершат великие русские солдаты.
Валерий Бурт
***
Источник.
НАВЕРХ.