Крестовые походы против славян

Jul 12, 2023 06:03


1. Вступление от rus-imperia.ru.. .

Многие читатели уже знают, что западная трактовка истории (которая сегодня в учебниках) - весьма тенденциозна и умалчивает множество исторических фактов.

Приведу три цитаты знаменитых людей: Сэмюэл Батлер (1835-1902 гг., английский писатель) "Бог не может изменить прошлое, но историки могут", Джордж Бернард Шоу (1856-1950гд, ирландский драматург) "История, сэр, солжет, как всегда", Бернар де Фонтенель (1657-1757 гг., французский писатель) "История - лишь принятая всеми басня".


Официально (в учебниках, справочниках, в Wiki), есть девять крестовых походов 1096-1272 годов. Вот только их не девять, а двадцать четыре. Повторю - 24 шт! Официально это походы на мусульманский Ближний Восток, в Палестину-Сирию-Египет-Тунис, направленные на освобождение Иерусалима с Гробом Господним, против турок.

Учебники пишут о походах европейцев с целью завоевания святых мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. Все это огромная и циничная ложь. Насколько в таких определениях все лживо, показывают:
  • 4-й крестовый поход на православный Константинополь в 1204 году. Город - захвачен, христианские храмы - осквернены, жители (православные греки) - убиты. При чем тут турки?
  • два детских крестовых похода 1212 года (французский и немецкий), когда каждый раз более двадцати пяти тысяч подростков и маленьких детей собирали и вели работорговцы исключительно для продажи в Северной Африке в рабство. Даже комментарии не нужны;
  • жажда власти и гордыня Ватикана - см. цитаты из бесстыдного текста "Догмата о непогрешимости Папы Римского": "Он властен из неправды сотворить правду... вопреки правде делать все, что ему угодно. Власть Папы не имеет меры и пределов. Кто отрицает верховную власть и главенство папы, тот... есть еретик. Папа имеет власть отнимать и раздавать Империи, королевства, княжества и всякое имущество. Все, что Папа делает, угодно Богу. Папа... может все...". Догмат действующий!
В Средние века определение термина "крестовый поход" было более честным и означало различного рода религиозные войны католиков против тех, кого они считали врагами истинной веры или врагами церкви, эту веру воплощавшей.

Правильное определение этих 24х крестовых походов стран Запада - походы, провозглашаемые Папой Римским и проводившиеся с целью уничтожения объявленных католической церковью врагов.

Врагами римской курии в разные походы были объявлены турки, греческое православие, антиклерикальные течения в Европе (катары, гуситы и др.), язычники Балтийского моря (в т.ч. полабские славяне), племена славян и русов восточной Европы.

Походы называли:
1. Паломничеством (peregrinatio)
2. Деяниями (gesta) 3.
Экспедициями (expeditio)
4. Священной дорогой (Via sacra).

Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095 году Папа Римский Урбан II (французский монах Эд де Шатийон де Лажер, 1042-1099 гг.). И продолжались крестовые походы почти непрерывно в течение двух столетий, а остановили их только восточные скифы - моголы. Это тот самый поход на Запад хана Батыя в 1241-1242 годах, переломивший хребет западным крестоносцам и до сих пор вызывающий там злобу и ненависть.

Но все закономерно - в очередной раз (вспомните Аттилу) народы Азии "поставили на место" оборзевшую Европу.


Кадр из фильма 1938г. режиссеров Сергея Эйзенштейна и Дмитрия Васильева

Благодаря усилиям Голливуда и западным легендам сегодня крестовые походы окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духа и отваги. Это - ложь. Нет и никогда не было прекрасных рыцарей-крестоносцов, а были убийцы, садисты и насильники.

То, что рыцари-монахи считали обычным делом насиловать всех молодых женщин как во взятых городах, включая монашек или просто встреченных на пути... не чурались крестоносцы и "содомского греха" - это еще цветочки.

На острове Кипр латинские прелаты жгли православных на кострах, а православных священников - распинали на крестах.

Об идеологии крестовых походов отлично говорит факт истории: когда один из предводителей войска Христа спросил у папского легата Арнольда Амальрика о том, как отличить католиков от еретиков, тот ответил: "Убивайте всех! Господь узнает своих!".

Так что нравы рыцарей-монахов в художественных фильмах "Александр Невский" (1938 г.) и "Крестоносцы" (1960 г.) не только не очернены, а скорее приукрашены, поскольку даже сегодня в кино нельзя показать всех мерзостей, которые творили католические монахи-рыцари.

В фильме 1938 г. есть эпизод, когда крестоносец бросает в огонь ребенка. Это не выдумка режиссера! Крестоносцы насаживали детей на деревянные копья и жарили на огне!

Интересный факт: крайне нелестные характеристики немецким рыцарям ("псы-рыцари", "крестоносная сволочь" и т.п.) пошли не из фильма, а после публикации конспекта всемирной истории - "Хронологических выписок". Ее автор - Карл Маркс, родоначальник марксизма. Эти слова и тиражировались, и повторялись многократно.

2. Подготовка к крестовым походам на полабских славян

Еще в первой половине IX века учёный Ал-Хорезми (среднеазиатский учёный Абу Абдуллах Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми, 780-850 гг.) писал:

"Страна Германия, а это земля славян".

Посмотрите на карту. Главная река всего региона - Лаба, поэтому он и назывался Полабье, т.е. земли по Лабе (ныне это немецкая р. Эльба).

Напомню, что по берегу Варяжского моря все южные и восточные берега были плотно заселены большими племенами славян. Они там жили минимум с конца VI века.

Из них главные - это славяне-венеды западнолехитских племен - бодричи/ободриты (сами ободриты себя звали варины), лютичи, руяны с острова Руян (рутены/раны) и поморяне.

Племена, которые называли себя Лютичами своим предком считали волка, имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо "волк" говорили "лютый". Отсюда же происходят и древнерусское личное имя Лют, и название месяца - лютень (ныне февраль). В союз лютичей входили хижане, черезпеняне, доленчане и редарии.

Ободриты жили родоплеменным строем и настоящего государства не имели. Поэтому чаще об ободритах говорят как о протогосударственном образовании. Даже в XI веке, в годы правления князя Удо (1019-1028 гг.), ободритский союз еще был нестойким племенным союзом, в котором у каждого племени - бодричей, варнов и т.д. - на первом плане были их интересы.

Каждое из больших племен (бодричи, лютичи, руяны, поморяне) управлялось своими вождями, имело своих богов и городища: например, в Вагрии - Старгард, в Полабии - Ратцебург.

Столицей племенного союза ободритов был Мекленбург. Немцы сегодня составили каталог славянских городов и крепостей на территории Германии, там 703 славянских города! Повторю - 703 города.

Славянские крепости-замки представляли из себя мощные кольцеобразные укрепления из деревянных срубов и земли с высотой валов более 10 метров (см.фото ниже). Несколько таких славянских замков сейчас в Германии восстановлено как музеи:




Реконструкция крепости славян под Гросс-Раденом

Кроме вышеперечисленных, славяне жили по рекам Варнов, Лада, Солава, Одра, Хобола, Нотец. Город Добин стал второй, после Любицы, крепостью ободритов, где археологически подтверждена чеканка их собственных монет.

Но славяне были раздроблены на ряд небольших племен и племенных объединений, им никогда не удавалось объединиться и создать против Запада единый союз. Никто не смог убедить балтийских славян в том, что их природный и главный враг - католический Запад, а в X-XI веках - в первую очередь Германия.

Первый поход на землю лютичей Карл I Великий (Karolus Magnus, 742-814 гг., король франков с 768г) совершил еще в 789 году, дойдя до столицы князя Драговита и взяв ее.

Еще два похода против лютичей были предприняты Карлом I в 811-812 гг. В 929 году под городом Лучиным славяне потерпели поражение уже в войне с саксами. Восстания племен лютичей продолжались четыре года - с 936 по 940 год.

В 954 году славяне подняли восстание против германских захватчиков, приступом освободили город Волислав в Старой Марке и перебили большую часть немцев, но все закончилось битвой на реке Ракса и поражением.

Восстания вспыхивали вновь в 958, 959, 960 годах, но... сил для победы - не хватало.

При немецком императоре Оттоне I (912-973 гг., император Священной Римской империи с 962 года) с 936 года начали создаваться германские пограничные зоны на землях славян, т.н. марки. Будущая Австрия ещё при Карле I Великом была основана на землях славян именно как "Остмарк" - "Восточная марка", это была одна из первых "Восточных марок".

Но в ходе Лютичского восстания 983 года объединившиеся славянские племена (лютичи подняли восстание, и повели за собой ободритов) отбросили немцев на запад, а все немецкое духовенство Бранибора попало в плен к лютичам, лишь епископу Бранибора Волькмеру и Маркграфу Дитриху удалось бежать.

В течение нескольких недель славяне освободили свою территорию и восстановили свой прежний племенной строй. Так, почти на 150 лет, до падения Лютичского союза в середине XI века, германская экспансия епископств и маркграфств - была остановлена.

А в храме Ретры стало собираться "народное собрание", решавшее вопросы племенного союза. Власть короля у ободритов сначала была выборной (его утверждало вече), а со 2-й половины XI века стала наследственной.

Бодричский князь Готшалк (сын ранее правившего князя Удо, из династии Наконидов) в XI веке даже создал Вендскую державу - большое раннефеодальное государственное объединение полабских славян, включавшее также часть лютичей.

Созданные Готшалком основы единой княжеской власти просуществовали около столетия. Формально Готшалк ничего не предпринимал против языческих святынь, но пытался насаждать в племёнах христианство.

Против такой внутренней политики князя в 1066 году вспыхнуло языческое восстание простых бодричей, во время которого Готшалк был убит при Лучине (ныне - г. Ленцен на Эльбе), а жена князя (дочь датского короля) была изгнана из города.
"Сердцу немецкого солдата близки три заповеди...
Онемечивание, выселение, истребление"
(Вадим Кожевников, книга "Щит и меч")

Первые планы крестового похода против славян-вендов появились ещё в 1107-1108 годах по итогам Первого крестового похода и даже независимо от Рима. К этому времени относятся первые призывы к крестовому походу против языческих полабских славян, содержавшие идею захвата их земель. Захвата для расселения растущего населения и власти - просто странам Запада требовались новые территории.

В 1147 году состоялся первый крестовый поход против полабских славян Балтики (по нем. Wendenkreuzzug).

В прозападной Wiki он назван как "Вендский крестовый поход" и официально его относят ко Второму крестовому походу. Это - ложь.


Католический аббат Бернард Клервосский



Папа Римский Евгений III

На Франкфуртском сейме 19 марта 1147 г. французский богослов монастыря Клерво, аббат Бернард Клервосский (Bernardus Claraevallensis, 1090-1153 гг., цистерцианский монах, будущий католический святой) обнародовал особое воззвание к католикам Франции и Германии, в котором приглашал христиан "вооружиться" против язычников-славян Балтики, чтобы "или совершенно искоренить их или обратить в христианство".

Участникам этого крестового похода Бернард обещал такое же "прощение грехов, что и тем, которые направлялись в Иерусалим" (Bernardi "Epist. 457; у Roczek'a. Cod. dipl Моr. I, 253").

Папа Римский Евгений III (папа в 1145-1153 гг.) в особой булле, обнародованной 11 апреля 1147 г., подтверждал обращение Бернарда Клервосского, причём в полном согласии с ним предписывал действовать решительно, запрещая "принимать от язычников... деньги и выкупы и дозволять за это коснеть в их неверии" (Jaffe "Regesta Pont. Rom.". №6297).

Цель обращения язычников-славян в христианство - это западная ложь. Элемент грабежа виден со всей отчётливостью:

"Если крестоносцы пожелают, они могут завоевать самую лучшую страну для поселения. Хотя язычники скверны, их земля богато одарена мясом, мёдом и мукой" (Архивная книга Магдебургского архиепископства 193, с.251. цитата по: Lotter 1977, 60).

И этот убийца Бернард в 1174 году был канонизирован Папой Александром III; а в 1830 г. папа Пий VIII вообще провозгласил Бернарда Клервоского учителем Западной Церкви! А тем временем предложение отправиться походом на вендов было одобрено всеми участниками рейхстага во Франкфурте.


Герцог Саксонии Генрих Лев



Граф Альбрехт Медведь, маркграф марки

3. Крестовый поход против славян 1147 года

Инициаторами похода были саксонские феодалы и духовенство, стремившиеся еще раз захватить славянские земли за рекой Лаба (ныне - р. Эльба), утраченные немцами после побед славян в 983 и 1002 годах.

Организаторами похода были герцог Саксонии Генрих Лев Вёльф (1129-1195 гг., монарх из династии Вельфов) и граф Альбрехт Медведь (Albrecht der Bar, 1100-1170 гг., Альбрехт Балленштедтский, маркграф Бранденбургской марки), стремившиеся силами крестоносцев превратить славян за рекою Лаба в рабов.

В походе принимали также деятельное участие католические епископы, и прежде всего бывшие епископы славянских областей, вынужденные после славянских восстаний конца X и начала XI веков сбежать из своих бывших епархий.

Эти епископы, возглавляемые Ансельмом, епископом Гавельбергским (1033-1109 гг.), который назначался папским легатом при крестоносцах [Ibidem, N6297], мечтали вернуть потерянные десятины и иные доходы и земли, когда-то пожалованные им Императором немецкой Римской империи Оттоном I (912-973 гг.).

К походу примкнули также датчане, получавшие славянскую "ответку" за набеги, и даже французские (бургундские), чешские и польские феодалы.

В воззвании Бернар Клервоский даже указал дату сбора - 29 июня и место сбора - город Магдебург. На земли славян-вендов вторглось 100 тысяч немцев, 100 тысяч датчан и 20 тысяч польских крестоносцев.

Сравните - две армии второго крестового похода против мусульман состояли (по разным оценкам) от 15.000 [Norwich, 1995, pp.94-95] до 70.000 воинов [Успенский, 1900-1901]. Вели войска против мусульман германский король Конрад III и король Франции Людовик VII Молодой.

Цель поставлена большая - отнять г. Эдессу у мусульманского эмира Занги. Причем более верная цифра - именно 15.000. Всего! Т.е. на турок - 15-20 тысяч. А против славян - 220 тысяч! Вот вам приоритеты агрессии Запада.


Статуя Никлота в Шверинском дворце. Скульптор Кристиан Геншов

Генрих Лев претендовал на земли бодричей, т.е. на территории ободритов к северу от Эльбы и Эльды, а Альбрехт Медведь - на земли южнее и северо-восточнее, т.е. на территории лютичей и поморян.

Руководил обороной - дружинами бодричей/ободритов князь Никлот (~1090/1105-1160 гг.) - последний независимый князь полабских славян (княжил в 1129-1160гг).

С 1131 по 1160 год именно Никлот возглавлял союз трех племен (бодричей, хижан и черезпенян), будучи одновременно правителем Зверина/Шверина, Кутина (крепость на острове Коль) и Мальхова. На протяжении почти 30 лет Никлот противостоял немецкому натиску, будучи лидером сопротивления всех славян южной Балтики...

...Справка о племенах: хижане (кессины, нем. Kessiner, в древности kycini, chizzini) и черезпеняне (нем. Zirzipanen/Circipanen) - племена западных славян из союза лютичей. Их земли находились на побережье Балтийского моря.

Центром хижан была крепость Чижын (ныне - Кессин). Черезпеняне вместе с хижанами селились к северу от реки Пена, что и дало им их название. Основные поселения черезпенян были у Тетеровского озера.

Впервые черезпеняне появились в этих краях в VI и VII веке, основав город Тетеров. В IX веке они построили на острове в Тетеровском озере крепость, которая служила не только как резиденция князя, но и как культовое святилище бога Святовита.


Города полабских славян в XII веке (ныне - Померания)

С саксонским графом Адольфом II Гольштейнским князя Никлота даже связывал союзнический договор, но саксы изменили ему и сами приняли участие в крестовом походе. Разведка у полабских славян была хорошей и Никлот попытался сорвать крестовый поход упреждающими ударами.

Еще до подхода сил крестоносцев славяне совершили внезапный удар по немецким колонистам на южной Эльбе, захватив их имущество и взяв пленных. Затем 26 июня 1147 года бодричи напали на портовый германский город Любек - это бывшая славянская Любица, к этому времени уже онемеченная.

При этом в помощь князю Никлоту послали свой военный флот руяне (славяне с острова), хозяева Варяжского/Балтийского моря. Осада Любекской крепости продолжалась всего в течение трёх дней и Любек был взят, а поселение при крепости - разгромлено.

Итак, первым результатом объявленного на Франкфуртском сейме крестового похода против славян были разгром богатого немецкого торгового города на Балтийском море и почти полное уничтожение колонистов, с большим трудом собранных католической церковью в разных областей Германии и Нидерландов для поселения в ранее завоёванной Вагрии.

Вернувшись на суда, славяне "отплыли, обременённые пленными людьми и разным имуществом, которые они захватили в земле вагров".

Ну, а конница бодричей громила саксонские посёлки и ушла только после того, как получила донесение, что подходит северное войско крестоносцев.

Как принято на Западе, нападение бодричей стало оправданием для уже начавшегося крестового похода ("дабы обуздать их жестокость"). Католические священники трубили, что славяне первыми начали войну, о защите христианских земель и т.п.

Главными католическими лицами в войске Генриха Лева были Адальберт, архиепископ Бремена и епископ бременский Дитмар. С этой армией должны были соединиться датчане, предводительствуемые двумя своими королями - Свеном и Канутом.



Саксон Грамматик, Деяния данов, XII век

Очень часто пишут (та же любимая молодежью Wiki) что "бодричи предприняли активные действия против крестоносцев, вынудив их к миру", что крестоносцы "не добилось успеха".

Увы, все не так радужно. Войско Никлота было остановлено северным войском (саксонско-датским) и отброшено к крепости Добин (см. выше карту) на пресноводном Шверинском озере (21*6 км, ныне - озеро Шверинер-Зе в федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания).

Малочисленные славянские дружины избегали открытых сражений и уходили в подготовленные крепости, скрывались в лесах и болотах.

По сути, Никлот разорил территорию своего княжества, по которой должны были проходить крестоносцы, и засел с большим запасом провианта и большими силами в Добине.

Никлоту удалось избежать решающего поражения, так как город-крепость Добин крестоносцы взять не смогли. Славяне не только держали оборону, но и совершали вылазки, в результате одной из которых "убили многих данов и удобрили землю их трупами" (Гельмольд, I, 65).

Отмечу, что на помощь соседям-бодричам пришли руяне, выполнив вторую часть искусно задуманного плана обороны Никлота - перерезать морские коммуникации крестоносцев и нанести удар по датскому флоту, который доставлял продовольствие осаждающим - ведь покинутая жителями область ободритов и опустошённая Вагрия не могли прокормить армию крестоносцев.

Саксон Грамматик довольно подробно описывает морское сражение руянцев с датчанами. Руянцы напали на плохо охраняемый датский флот, стоявший на якоре недалеко от острова Руян (ныне о. Рюген) и частично потопили его.

Причем они хитро напали только на часть флота - на подчинённых правителю Свену шоненцев и разбили его, а подчинённые королю Кануту ютландцы не захотели оказать никакой помощи. К тому же руянам повезло - начальник флотилии Свена - епископ рёскильдский Аскер - испугался и в самом начале сражения сбежал со своего военного корабля и спрятался на торговом судне.

По тексту Саксона Грамматика, "зрелищем постыдного бегства он привёл в смятение тех, кого должен был бы своим примером возбудить к мужеству в битве".

Несмотря на то что значительная часть датского флота уцелела, всё же на море господствовали руяне. Причем скрывая сравнительную малочисленность своего флота, они по ночам отводили часть судов в мope, а по утрам приводили их вновь, чтобы создать впечатление прибытия подкрепления.

Даны, узнав о нападении руян, оставили осаду крепости Добин и поспешили к судам. Не в силах захватить крепость и оставшись без продовольствия, Генрих Лев заключил с Никлотом мирный договор, обязывавший славян принять христианство и освободить содержавшихся в крепости датских рабов.

Так бодричи ещё на 13 лет сохранили независимость своего государства.


Храм Ретра, реконструкция К. Шухардта

Вторым крестовым войском руководил граф Альбрехт Медведь [см. фото выше ], из светских князей были пфальцграфы Фридрих Саксонский и Герман Рейнский, а главным католическим лицом был Конрад I Мейсенский, архиепископ Магдебурга.

Войска крестоносцев, действовавшее против лютичей и поморян, прошли через Хафельберг, через Мальхов на юго-восток. Крестоносцам удалось взять штурмом древний славянский город-крепость и религиозный центр Ридегост/Радогощь (Трёхрогая Радегощь).

Имя Трёхрогая - из-за своих трёх башен. На рисунке видны ее два ряда стен на холме, на берегу озера, три башни и храм. Католики называли храм - языческое святилище Ретра, так и ныне. Ретра была местом военных сборов. И там же, в Ретре, хранились военные знамена лютичей.
Следует различать старый и новый города-храмы одного и того же названия - Ретра. Адам Бременский описывает старую Ретру как большой город, который имел девять ворот и был разделён на девять частей, и располагался на девяти холмах, разделённых водой.

Согласно католическому миссионеру Гельмольду фон Босау (нем. Helmold von Bosau, 1120-1177 гг., известный хронист, автор "Славянской хроники"), город стоял на острове посреди глубокого озера, с противоположным берегом был соединен бревенчатым мостом:

"За медленно текущей Одрой и разными племенами поморян, на западе мы встречаем страну тех винулов, которые называются доленчанами и ратарями. Их город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства. Здесь выстроен большой храм для богов. Главный из них - Редегаст.

Идол его сделан из золота, ложе из пурпура. В этом городе девять ворот, и со всех сторон он окружен глубоким озером. Для перехода служит деревянный мост, но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих ответы...".

Епископ Титмар Мерзебургский (Thietmar von Merseburg, 975-1018 гг., немецкий хронист) в своей "Хроника", кн.VI, упоминает "в округе ратарей город, под названием Ридегост".

Вторая Ретра, которая была отстроена после первого разрушения и стояла всего на трёх холмах. Тот же Титмар Мерзебургский пишет: "Есть город в земле редариев, по имени Ридегаст, треугольный, и с тремя имеющимися в нем воротам".

Вот реконструкция из книги немецкого археолога Карла Шухардта (Carl Schuchhardt, 1859-1943 гг.). В XI веке немецкий историк Дитмар писал в своих "Хрониках":

"В земле редарей есть город по имени Ридегост, Ретра, треугольный, с тремя воротами, окруженный со всех сторон лесом, огромным и священным для жителей. В двое ворот могли входить все, а третьи, что на восток, меньшие и никому нe доступные, ведут к морю.

В городе нет ничего, кроме храма, искусно построенного из дерева... Стены его извне искусно украшены чудесною резьбой, представляющей образы богов и богинь. Внутри же стоят рукотворные боги, страшно одетые в шлемы и панцири; на каждом нарезано его имя. Главный из них Сварожич; все язычники чтут его и поклоняются ему более прочих богов".

Согласно сообщениям средневековых историков, храм Ретра была разрушен дважды. В первый раз это произошло в 955 году во время правления императора немецкой Римской империи Оттона I (912-973 гг.), когда город был разрушен, храм снесен, статуя Радегаста вместе со всеми сокровищами были подарены епископу Бранденбургской марки. Второй раз - крестовый поход 1147 года, когда город был полностью уничтожен, славянский храм - сожжен.

Точное место славянского города и святилища - не известно, но есть всего две близкие гипотезы. Первая - на Замковой Горе возле деревни Прильвиц (ныне входит в коммуну Хоэнцириц).

Более того, в 1690-х годах именно там были найдены бронзовые фигурки богов и обрядовые предметы из Ретринского храма, покрытые в соответствии с описанием Титмара славянскими руническими письменами.

Но Замковая гора в Прильвице была срыта по приказу немецких властей. Гора срыта под ноль! Конечно же срыта совершенно по другому поводу... кто бы сомневался.

Вторая гипотеза - немного восточней - в местечке Фельдберг (Feldberg), на берегу озера Луцин/Лужино. В 2006 году вышла книга Андреас Готтлиба Маша "Сокровища Ретры". В ней переизданы древние богослужебные предметы ободритов из храма в Ретре (на озере Толленцер / Толлензское озеро) из данных Даниэля Вогена, штрелицкого придворного художника герцога Мекленбургского в Берлине (рисунки 1771 года).

После Ридегоста/Ретры южное войско крестоносцев осадило крепость Деммин (нем. Demmin, см. выше карту). Оттуда часть крестоносного войска направилось к городу Щецину (главный город Поморья, ныне польский Штеттин) и также осадило его.

Но, согласно анналам каноника Винценца Пражского (~1217г, Vincentius ecclesiae Pragensis canonicus et notarius) и записям христианского миссионера Гельмольда фон Босау (1120-1177 гг.), немецкие рыцари-крестоносцы тогда были столь неумелы в военном деле, что понесли в боях большие потери.

В истории Щецина/Штеттина есть факты о попытках использования славянами хитрости и дипломатии. На стенах крепости были установлены христианские кресты, а к крестоносцам отправлены послы, которые ссылаясь на Отто Бамбергского, заявили, что уже являются христианами и что для укрепления веры лучше вести миссионерскую деятельность, а не крестовый поход.

С учетом страшных потерь крестоносцев после этого начались мирные переговоры.


Король Дании и Ютландии Вальдемар I



Герцог Саксонии Генрих Лев

4. Крестовый поход против славян 1160-64 годов

Если Запад не может победить военным путем - он начинает разжигать гражданскую войну. В 1151 году, всего через 4 года, немцы инициировали восстание племен хижан и черезпенян, направленное против князя Никлота. Никлот смог его подавить только благодаря восстановленному союзу с Адольфом II Шауэнбургским.

В 1156 году Никлот открыто отказал Генриху Льву в принятии христианства и бодричами, и им самим. При этом, даже в давно захваченном Старграде процветало язычество.

Здесь под руководством жреца Мике и князя Рохе (происходившего из рода Крутого, по летописи - "идолопоклонника и великого морского разбойника") - открыто поклонялись богу Прове и совсем не хотели знать христианства. Да и повсеместно в славянской земле, по словам Гельмольда фон Босау (1120-1177 гг.), "приносили жертвы демонам, а не богу" и вместе с тем "производили пиратские набеги на землю данов".

В 1160 году король Дании и Ютландии Вальдемар I Великий (1131-1182 гг.; дат. Valdemar 1 den Store) и немецкий монарх Генрих Лев (1129-1195 гг.) объединились для решающего похода против ещё независимых славянских племён.

Вновь усилившиеся датчане напали с севера, а Генрих Лев вторгся во владения Никлота с запада. Скромные дружины бодричей не могли сравниться с объединённой силой католиков и не имея возможности защитить свои земли, Никлот сжёг города Зверин, Мекленбург, Илово и Добин (см. выше карту), а сам отступил в крепость Вурле на реке Варнов (Гельмольд, I, 87), совершая оттуда вылазки.

Саксы подошли к этой последней крепости Никлота с юга и запада, в то же время в устье р.Варнов вошёл датский флот, но разрушив г.Росток, не смог продвинуться дальше. Объединённый флот рюгенцев и поморян тем временем попытался перекрыть данам выход из р. Варнов, но безуспешно.

Во время осады Вурле, на вылазках вели воинов сначала как сыновья Никлота, так и он сам. В одной из таких стычек пожилой уже князь Никлот (~70 лет) был убит. Причем погибает Никлот в подлой засаде крестоносных рыцарей, переодетых в крестьян обоза.

В "Истории Мекленбурга" (Gotha 1920) Отто Витенсе так описывает последний бой Никлота:

"Никлот с несколькими храбрейшими из своей дружины осуществлял вылазку из крепости. Они залегли в засаду недалеко от вражеского лагеря. Вскоре из лагеря саксонцев появился отряд "заготовителей" для добычи провианта - кормов. Среди "слуг" были подмешаны рыцари, у которых под верхней одеждой простолюдина скрывались латы...

Стремительно врезался Никлот в гущу противника, ничего не подозревая о коварстве, и направил в одного из них своё копьё, но остриё копья отскочило от невидимого панциря. Тут Никлот понял, что был введён в заблуждение. Он попытался ускакать к своим, но было уже поздно. Неприятельские всадники догнали его, и ещё до того, как к нему на помощь смогла прибыть подмога, он был убит".

Этот момент показано на картине 1857 года "Смерть Никлота" художника Теодора Шлёпке. Картина ныне - в музее "Шверинского замка" (Schweriner Schloss).

Отрубленную голову Никлота католики затем несколько месяцев возили по славянским землям для подавления духа сопротивления.

Никлот был последним независимым князем ободрицкого племенного союза - никто не смог его заменить, а славянская власть над землями Полабья была ликвидирована вплоть до реки Пены.


Картина 1857 года "Смерть Никлота"

Ещё некоторое время сыновья Никлота (Прибыслав и Вартислав) пытались сопротивляться, тем более, что они сохранили часть владений.

Через 3 года, в 1163 году, граф Шверина Гунцелин фон Гаген, назначенный Генрихом Львом наместником в землях бодричей, осадил замок, в котором находился Вартислав.

В итоге получивший ранение Вартислав был схвачен и отвезён в Брауншвейг.

Последняя попытка славян вернуть себе независимость выразилась во всеобщем восстании 1164 года. В нем приняли участие бодричи, лютичи, раны. Во главе их стал сын Никлота Прибислав, которому тайно помогали поморские князья.

Прибислав смог захватить крепость Мекленбург, после чего осадил Илинбург, где находился граф Гунцелин. Узнав об этом, Генрих Лев собрал армию и выступил против Прибислава, а пленного Вартислава велел казнить. 06 июля 1164 года около Ферхена (район Деммин) состоялась последняя битва; Генриху удалось одержать победу над Прибиславом, но при этом погибло множество немецких военачальников, включая графа Адольфа II фон Шауэнбурга.

Прибислав был вынужден бежать в Поморье. Не имея возможности дальше воевать с Генрихом Львом, Прибыслав сдался врагам - в 1166 году он начал переговоры и признал себя вассалом саксонского герцога. В 1167 году Прибыслав I принял христианство, предав свой народ и став приверженцем немцев, но получив право на правление на земле Мекленбурга на вассальных от Саксонии условиях.

"И доставил Прибислав герцогу и друзьям его обеспечение верности, не долженствовавшей нарушаться во время каких бы то ни было войн, то есть обещал повиноваться повелениям его..." - сообщает хронист Гельмольд (1120-1177 гг.). Известно, что предатель Прибыслав был одним из проводников в экспедициях Вальдемара против русов о.Руян.

В результате последующих походов на восток, начиная с 1160 года Генрих Лев захватил почти все земли лютичей и бодричей и стал владельцем огромной территории к востоку от Эльбы. Окончательное подчинение Поморья произошло в 1184 году. И конечно, массовое уничтожение славянского населения облегчило процессы ассимиляции и колонизации немецкими поселенцами.
После смерти Прибыслава в 1170 г. немецкие крестоносцы во главе с Альбрехтом Медведем [см. фото выше] захватили все его княжество, причем столицу Бранибор - с помощью алчной жены Прибыслава.

По одним данным - из-за женской алчности, по другим - граф Альбрехт Медведь просто соблазнил глупую княгиню.

В итоге женщина три дня скрывала смерть мужа, чтобы дать немцам возможность "по тихому", мелкими отрядами, ввести в столицу княжества свой гарнизон. Из-за этого захват крепости стал неожиданным для славян и они не смогли оказать сопротивления.

Сын Прибыслава, Генрих Борвин I, вообще заключил брак с дочерью убийцы дяди и деда - Матильдой. А потомки других славянских князей также были вовлечены в новую немецкую "элиту".

Но ненависть к немцам простого населения порождала и партизанское сопротивление. Например, в 1175 году целый немецкий отряд во главе с приближённым маркграфа - графом Конрадом Плоцковским - попал в засаду славян и был уничтожен.

Но надо понимать, что как и в завоёванной ранее Вагрии, западное католичество распространялось не путём крещения местных славян-язычников, которые напрочь не хотели знать немецкой веры, а путём переселения колонистов из Саксонии/Германии и Дании.

Т.е. на захваченные славянские земли активно привлекались немцы-колонисты, которых на несколько лет освобождали от всяких повинностей.

Колонисты пользовались личной свободой и имели свое самоуправление. А славян сгоняли с лучших земель для устройства немецких поселений. В городах славянам было запрещено заниматься торговлей и ремеслами, им отводились худшие кварталы и предместья.


А.Павинский "Полабскiе славяне"



Иосиф Первольф "Германизацiя Балтiйскихъ Славянъ"

Дм. Белоусов

***
Источник.

НАВЕРХ.

русы, Запад, Европа, история, славяне, Германия, религия, геноцид, Белоусов, Ватикан

Previous post Next post
Up