Создание зоны евро в конце 90-х годов привело к тому, что периферийные страны получили централизованный доступ к финансовому капиталу, а в конечном итоге кредитные ресурсы для этих стран сильно подешевели. Греция и компания получали дешевые кредиты, а Германия и Франция получали рынки сбыта в странах ПИГС. Все довольны.
Государства могли занимать по ставкам, сравнимым с немецкими, а компании, домохозяйства и банки привлекали предельно дешевые денежные ресурсы. Совершенно удивительный момент с точки зрения здравой логики. Вы, наверное, знаете, но не мешает повторить. На протяжении почти 8 лет такие страны, как Греция и Ирландия могли занимать по таким же ставкам, как и Германия! Спрэд между гос.облигациями Греции и Германии отсутствовал. Его просто не было! Это абсолютно невероятно и немыслимо. Это не поддержка со стороны центральных банков, это покупал и действовал частный капитал с казалось бы полным понимаем происходящего?!
Т.е. инвесторы на протяжении 8 лет не видели никакой принципиальной разницы между Германией и Грецией и готовы были давать денежные ресурсы по одним и тем же ставкам. Никаких рисков, никакой разницы. Казалось бы, две совершенно разные страны, ни в чем друг на друга не похожие, но такой фантастический парадокс...
Такому иррациональному безумия можно удивляться бесконечно. Период 2003-2008 олицетворял кредитное блядство и произвол. Тотальная недооценка рисков, полная дезориентация и потеря точек сопряжения с реальностью. Полный раздрай в головах. Это ситуация, когда дерьмо может стоить, как высококачественные и надежные активы.
Это кредитное безумие закончилось в 2008 году, и начался монетарный произвол. За последние 5 лет ФРС, ЕЦБ, Банк Англии и Банк Японии увеличили свои балансы на 5 трлн в долларовом выражении.
Но на графике вы видите, что спрэды стали расширяться с 2009 года. Почему так произошло?
Дефицит текущей и долгосрочной ликвидности на фоне острой потребности крупнейший стран в увеличении долгового бремени. Каким образом образовался дефицит? До кризиса в условиях расширения денежной массы и кредитных мультипликаторов, частный спрос генерировал рост национальных экономик, тем самым образовывая переизбыток ликвидности. Который в свою очередь абсорбировался на финансовых рынках в условиях крайне высокой степени доверия контрагентов . В 2008 все изменилось. Выпадающий частный спрос был замещен ростом гос.долга, а доверие исчезло. Кто будет финансировать гос.долг, если частный спрос сжимается? Откуда брать деньги?
Ликвидность изымается из товарных и фондовых рынков и из стран, обладающих наименьшей степенью защиты и огневой мощью. Кем можно пожертвовать? Странами ПИГС, как наиболее слабыми и наименее защищенными. Теми, с кем не так критично расставаться. Отсюда и расширение спрэдов между бондами ПИГС и Германии. Образовалась редкая ситуация, когда выживают сильнейшие. Ситуация, где кем то необходимо жертвовать, чтобы сохранить целостность всей системы. Ситуация, когда дерьмо начинает стоить, как дерьмо. Но как же так, если ЦБ закачали 5 трлн?
Эти деньги пошли частично на монетизацию гос.долгов, а частично на создание резервов под обесценившиеся рыночные активы, либо уже обесцененные с безнадежными, либо потенциально безнадежными кредитами.
Единственная реалистичная и фундаментальная возможность для фондовых рынков всплыть, а для долговых спрэдов немного сжаться - это сокращение потребности в заимствованиях на открытом рынке для крупнейших стран, т.е. сокращение дефицита бюджетов. За этим имеет смысл следить. Но всплыть и расти - это две противоположные ситуации. Рост не может быть без самообеспечения и самодостаточности частного сектора. Пока такого близко нет. Если никого не грохнут, то еще пару лет вялотекущего забвения на рынках, но и на этом спасибо ))