On the Edge

Apr 19, 2011 09:08

Решила пересмотреть его в очередной раз. Делала клип c Мёрфи, потом немного обсуждали это дело - захотелось пересмотреть.

Нет, определённо это там было сделано специально. Я про песню "Singing In the Rain".
А может, в этом что-то и есть... ) Определённо в это что-то есть. ) Мне начинает нравиться.)))

В первый раз царапнуло, потому что совсем незадолго до этого я как раз пересматривала "Заводной пиписин". И он у меня вызвал не самые приятные эмоции. Не только в плане сюжета, темы и всего такого, но и в плане того, как этот фильм сделан.
Но в то же время он такой мощный. Мощный, резкий и агрессивный. Выхолощенный. И очень сильно претендующий.
А этот фильм, "На краю", он наоборот, весь такой мягкий, лёгкий, воздушный. Очень живой. И не претендующий ни разу (по крайней мере, по моим ощущениям). Вот и царапнуло это несоответствие. И увиделся в нём некий намёк на претензию, совершенно неуместный, как мне тогда показалось. И честно говоря, вот просто не понравилась эта параллель между персонажем Мёрфи и персонажем Макдауэлла. Тем более что они оба такие голубоглазые. ) Это несколько оскорбило моё чувство прекрасного. )
А сейчас думаю, а может, и неплоха вовсе эта аллюзия. Ведь это же не столько параллель, сколько противопоставление. А если параллель, то не столько с персонажем Мёрфи, сколько с девицей его (см. предыдущую сцену). И прочими подобными любителями экстрима. Я ещё раньше думала, что та девушка, которая берёт его за руку в холле возле телевизора, откуда звучит эта песня - что это именно та девушка, о которой потом ему поведает Рейчел. Почему-то я всегда была уверена, что это именно она и есть (хотя скорей всего это не так :). Но с песней я это не связывала тогда (во всяком случае, на сознательном уровне). А теперь вот всё сложилось в цельную картину у меня. ) Ведь это, по сути, тоже стёб. И противопоставление. Того насилия, замешанного на всяких сексуальных извращениях, этим сексуальным извращениям, замешанным на насилии.
Если несколько дистанцироваться от "Пиписина", что я сейчас уже сделала, ибо прошло время и он уже не так свеж в моей памяти, то уже можно это воспринимать не так болезненно остро и увидеть вот такие интересные вещи. И проникнуться ими. )

Не говорите мне, что "Singing In the Rain" - это ещё и сам по себе фильм такой. И что эта песня заезжена по самое нехочу где только можно и где нельзя. Я знаю. ))) А в душе её ещё у Хичкока пели. )
Поэтому я раньше и выдвигала версию с паранойей (у меня). Но сейчас я уверена, что там это не просто так вставлено. Я верю в этого режиссёра. ) Кто-то, может, и не видел "Мариенбад", но в этого режиссёра я верю. )

А ещё я обратила сейчас внимание, как много в этом фильме движется камера. Она движется почти постоянно. Вот странно. Странно, что я раньше не акцентировала на этом внимания. Я больше смотрела на свет, цвет. Субтитры. :D Но больше всего, конечно, на Мёрфи. ))) Смотрела, как кролик, и не могла налюбоваться. ) А на постоянные движения камеры как-то особого внимания не обращала. И это не так уж и странно, на самом деле. Потому что она тоже движется там очень мягко, плавно, непринуждённо. Завораживающе. Как естественное дыхание такое. Которое заметишь, только если оно вдруг прекратится. ) Но я уже писала раньше, как мне нравятся начальные кадры, когда герой оооочень долго едет сначала на велосипеде, потом на машине. И вот это - из той же оперы. Этот фильм - постоянное движение. Постоянное дыхание. Я бы сказала, лёгкое дыхание. Как у Бунина. ) А вот, кстати, он чем-то похож на Бунина, этот фильм. А я ведь обожаю Бунина. )
Можно, конечно, задаться вопросом, а соответствует ли такой стиль той теме, которой посвящён фильм. Но мне кажется, что это и хорошо, что он именно такой. В отличие от множества других фильмов о псих-лечебницах, где намеренно нагнетается жуткая, тяжёлая, клаустрофобная атмосфера, от которой начинаешь задыхаться, хочется завыть и запустить чем-нибудь в экран, здесь всё как раз наоборот. Здесь очень много воздуха. Хотя дело происходит в закрытом, замкнутом учреждении, откуда не так-то просто выйти. И даже клаустрофобная сцена, когда герой мечется по палате, как тигр в клетке, не вызывает, на самом деле, приступа клаустрофобии. Она тоже достаточно мягкая. По свету. Хотя там такие ракурсы, которые заостряют мягкие кругленькие черты Мёрфи до состояния буратино. )
И мне это нравится. Мне нравится, что на эту тему снято именно так. И с юмором. Там ведь очень много юмора. Не извращенского какого-нибудь. А вполне себе милого такого юмора.
Вообще, я очень не люблю фильмы о псих-лечебницах. Они меня угнетают. И возможно, я благодарна режиссёру и оператору, что они это сняли именно так. Не давя паровым катком на психику своего зрителя. Я видела ещё один фильм этого режиссёра - "Once". Он тоже очень лёгкий и милый, хотя снят очень паршиво, но сам по себе он очень милый и жизнеутверждающий. Наверное, это у него стиль такой. Это нужно уметь так видеть и так показывать жизнь. Особый какой-то дар. Без капли пошлости и агрессии. Он хотел сделать жизнеутверждающий фильм. Он его сделал. Если бы этот фильм был снят по-другому, он бы не вызывал таких чувств. Хотя, если честно, лично у меня после просмотра возникало желание пожить в таком вот чудесном местечке. Уж очень мило и воздушно там это показано. )
А в конце герой снова сел на велосипед и снова поехал. Вот такое вечное движение жизни.

А кстати, в сцене с унылым монологом его друга в машине камера не движется. Совсем. Даже не дышит. То-то она меня так напрягала. Вот тут-то и возникает ощущение клаустрофобии - хочется вырваться из этой мертвенной неподвижности, возникает жуткое ощущение обречённости, выхода нет. Это практически единственная! сцена в фильме, в которой камера не дышит. Из продолжительных. А свет такой мертвенно бледный. Но всё равно мягкий. Он там везде мягкий. Ну и потом, когда друг опять оказывается в машине, камера снова перестаёт дышать - в кадрах же, с которыми эта сцена монтируется, камера дышит очень явственно, по контрасту.
Вообще, дышит она тоже в разных сценах по-разному. Я когда начала писать про движения камеры, имела в виду реальные движения - панорамные объезды, отъезды-наезды и прочая, но там не только это присутствует - она реально дышит, то есть производит небольшие передвижения даже, казалось бы, на статичных кадрах. Полной статики там нет почти никогда.

P.S. Хотела написать только про песню. Как обычно, в общем. ) Остапа занесло. Тоже своего рода постоянное движение. Мысли, или что-то там у меня вместо неё - неконтролируемый поток сознания? )))

Ну и раз так, то добавлю ещё. )
Поскольку я позорно забила на идею последовательно и методично написать о каждом фильме с Мёрфи и неизвестно, вернусь ли я к ней когда-нибудь. Скопирую сюда то, что написала в изначальном черновике, когда эта идея у меня только родилась. Предупреждаю: там много спойлеров.

On the Edge
Разумеется, я не могла пройти мимо такого названия. )
Действие происходит в психущке. Уже хорошо. ) Но тема фильма ещё более узкая. Это тема суицидников. Прямо скажем, не слишком от нас далёкая. И наверное, поэтому меня все эти вещи не сильно трогают. Все эти унылые монологи, сопли-слёзы, порезание своего тельца.
Замечательно, что главный герой принципиально отказывается говорить на эту тему. Он постоянно отшучивается или же... в общем, на эти вопросы он не отвечает. И это его неотвечание гораздо красноречивее, чем все унылые монологи его друзей вместе взятые.

А у них там в Ирландии правда так можно? Обнюхаться кокаина, угнать тачку, прыгнуть с обрыва - и после этого с тобой будут несколько месяцев цацкаться в прелестнейшем госучреждении? И даже в боулинг водить.) А ты будешь там выёбываться почём зря и посылать врача на хуй. ) Это мило, конечно. Я бы лично не отказалась пожить в таком милом местечке. ) Тут вспоминаются слова Патрика из "Завтрака на Плутоне", когда он умоляет полицейских позволить ему остаться в камере. И когда они его спрашивают: ну зачем тебе это? - он говорит: "I just want to belong."

Не понравилось:
Кадр с переворачиваением на 180 градусов. Я бы закончила это движение раньше. И не стала бы фиксироваться на перевёрнутом кадре. Как-то очень странно это выглядит. Попсово что ли. Не знаю. Хотя само начало движения мне нравится. Но я бы раньше его прервала.
Singing in the Rain - пиписин

Понравилось: когда он говорит, почему врачи не поощряли, если между пациентами завязывались отношения: "when the inevitable breakup comes, the person left behind is in twice the danger," - проецируешь это на девушку, а получается наоборот: the person left behind, в итоге, оказывается он сам. Неожиданный поворот. А потом уже думаешь: а собственно, откуда такие мысли? Она ведь раньше него туда попала. Да и врач предупреждал именно его (хотя врач мог иметь в виду и то, и другое: и будь осторожен сам, и будь осторожен с другими). Не, ну понятно, откуда такие мысли. Сам герой это тоже проецировал не на себя, когда говорил. По крайней мере, мне так кажется. Хотя бы даже чисто по грамматике его фраз. И позиционировал он себя там изначально таким образом: ну вы тут все и психи, а я не такой, я не с вами, что я тут вообще делаю?.. Плюс стереотип срабатывает, конечно, что все мужики сво ), а девушки невинные овечки, которых обижают всякие циничные гады. ) А он ещё в самом начале фильма одну девицу круто обломал, хотя перед этим обещал жениться кокаина и секса. ) В общем, меня проняло.
И очень пронимает меня ещё его финальный диалог с доктором. Такой трогательный он там, такой беззащитный. Сбросил все свои маски. Сидит чуть не плачет. НО!!! Не плачет. И как хотите, но это меня цепляет в тыщу раз сильней, чем тонны соплей из "Инсепшена". А главное: не за себя переживает ведь. ) Вот такая вот циничная сволочь. )

Отдельно хочется отметить:
шапочка
байки
пустынные улочки

Такой типично европейский городок. Очень знакомая атмосфера. Чувствуешь себя совсем как дома. ) Не знаю. Такое родное всё. ) Хотя я в Ирландии никогда не была. )

А ещё мне кажется, что я видела этот фильм раньше. Уж больно знакомая девица. Хотя может, она просто похожа на одну мою одноклассницу. Внешне. Не по поведению.

Фильм очень смешной.
Образчики чудесного юмора:

- Well, I`ll take it.

- Are you sure you want to hear it?
- Yeah. Is it dirty?
- It` s disgusting. (интонация у него на этой фразе неподражаемая просто)))ну и далее по тексту)))

И акцент у него такой классный. ) После /luv/ меня можно сразу выносить. ) Ну и всё остальное мне тоже нра. )

И тогда уж до кучи. Картинки. Мне кажется, из этого фильма у меня картинок больше всего сохранено. Они такие красивые все. ))) В общем, картинки будут в следующем посте. ) А вернее, они в предыдущем. )

Паутина из солнечных лучей. Мягкая такая, обволакивающая.

киллиан мёрфи, кинооп., кино

Previous post Next post
Up