Паломничество в Испанию, часть пять - старая мельница

Dec 06, 2016 00:24

Утром седьмого октября - уже привычное стремительное перемещение в юртовое поселение. Нет, ну сначала проснуться в темноте от будильника, сказать себе - габи, всё равно надо, слезть с второго яруса кровати, проскрипеть в ванную и оттуда, походить крадучись по комнате, собирая тёплые вещи и планшет, последний раз скрипнуть, уже дверью, осторожно спуститься по лестнице, находя выключатели, засесть в кресле на втором этаже, не очень уютно, темно и прохладно, но надо работать, даже тут, в глубине туманных гор, рано утром и поздно вечером, когда не в лесу, сама напросилась проверять отчёты... и вдруг внезапно уже завтрак, спускаться ещё ниже, что-то быстро есть, собираться окончательно, скорее по куеригским улицам на поезд, пройти через барьеры на станции, потом садимся, отправляемся, минут двадцать поездки, высыпаемся на станции Сан Антонио, снова улицы, вверх, по краю шоссе, мимо лающих из окон собак, пересечь шоссе, нырнуть в лес, по лесным тропам, вверх, последний подъём по рукотворным из дерева и земли ступенькам, пересечь зелёную лужайку, на другом конце которой юрты...

А пока Сан Антонио.

Где-то в той стороне - Куериго, откуда мы приехали. Внизу не столько туман, сколько дым от костра. И в Испании, бывает, тоже жгут что-то непонятное.

А пока доходим до юрт, уже снова солнце... нам видимо очень повезло с погодой, практически всю неделю было пасмурно с прояснениями либо солнце - редкое явление в этих дождливых местах.

День начался с сессии про органические огороды, и мы какое-то время ходили и их разглядывали.

А ещё там было очень много малиновок. Я в первый день промочила ноги, сильно мёрзла и расстраивалась по этому поводу и вообще, ушла ближе к лесу, сидела там тихо, уговаривала себя, что всё хорошо, и тут рядом в кустах появились даже не одна, а две птицы... добрый знак. И ещё очень много раз их видела, но снять получилось только так.

Местный кукошел.

Что было потом, уже не помню... помню только, что вечером проверила очень много отчётов. )

А на следующий день, восьмого, можно было спать дольше, потому что наш поезд отправлялся позже - поезд до местечка Мореда, куда мы приехали навестить старую водяную мельницу.

Вот это да.

Пришли. И почему-то первой вещью, которую все тут заметили, была лягушка-игрушка.

Всё это происходило под старым оррео - строением, характерным именно для северной Испании. В интернете можно много красивых увидеть, если знать, что искать, но блин... если бы я преподавала кому-то историю или географию, я бы такие вещи рассказывала. На севере Испании есть Страна Басков и есть Астурия, и вот в Астурии люди строят дома с каменными крышами и избушки-на-курьих ножках. Такие простые и удивительные открытия, которые надо видеть.
И ещё же так много таких, про которые я не знаю... путешествовать от этого сильнее не хочется, вроде и дома хорошо с деревьями и всеми делами, но когда всё-таки выбираешься и видишь...

Говорят, это были хранилища для зерна и разной другой провизии, нормальной лестницы к ним не было (это тут целый мост, потому что музей и потому что хозяин в инвалидной коляске не смог бы туда заезжать), чтобы грызуны не забирались... всё это строилось без использования железа, металлическим были только замок и ключ. Ключ же хранился у старшей женщины в доме, и решения касаемо еды принимала тоже она.
Говорят, оррео давали в приданое - если постараться, его можно было увезти на двух телегах, и тогда у новой хозяйки сразу было своё хранилище, ну или в крайнем случае даже дом.
Говорят, оррео - вернее, место под ним - служило пристанищем для бродячих торговцев и их ослов; платой за ночлег было то, что они продавали. Горшки, инструменты, другие полезные вещи. Так послушаешь, и сразу хочется завести себе оррео, чтобы собирать разное полезное, хотя ясное дело, никто так на ослах уже не ездит по селениям.

Калабаса.

Внутри оррео.

Гуиндилла.

Калабасин. )

Абехас! Осторожно, пчёлы!

"Улей".

Забыла, как кого зовут, но тут две истории. Первая - куда делись ноги, и делись они туда, что когда-то на какой-то дороге была большая авария, и этот человек не попал в неё - нет, он помогал пострадавшим... и пострадал от не заметившей его машины уже тогда.
Но это его всё равно не остановило - он по-прежнему не только вырезает по дереву и управляется с мельницей, но и ездит на ручном велосипеде (!) по дорогам и чего только не вытворяет.
А вторая история просто про то, как вкусно готовить разную еду в печи в глиняном горшке.

Отправляемся на собственно мельницу.

Не знаю, кто и зачем выкинул столько ежевики, но пчёлы радуются.

А тут радуются люди.

Мельничный канал.

Про старые жернова и про узор бороздок, который у каждой мельницы был свой.

Тут стирали.

Лягушоночек.

Фундуки везде!

И, наконец, сама мельница!

Глубоко-глубоко под полом даже не одно, а два колеса - можно переключать их с помощью рычага.
И они должны быть строго параллельны жерновам сверху - а то ничего хорошего не получится.

Всякая всячина вокруг.

Кстати, мы тоже мололи кукурузу - ну, не мы, а мельница, - из зёрен, которые были почищены во время постройки юрты.

А это уже "обычная" мельница.

И всё это - та самая "Мельница Адель". Адель была испанка, которая в 1933 году унаследовала здесь ферму, включавшую в себя то самое оррео и мельницу. На мельнице она работала вместе с мужем, и, в горячее время, они находились на мельнице день и ночь - сюда везли зерно из всех окрестных селений; кроме того, её услугами пользовались и владельцы угольных шахт, которые активно эксплуатировались в те времена. До 1970-х гг. чуть выше по реке была ещё одна мельница, но в какой-то момент она закрылась, и владельцы "Мельницы Адель" взяли рабочих к себе.
В последние десятилетия мельница была реконструирована, но продолжает работать... говорят, это единственная рабочая мельница сейчас в долине реки Рио Негро. Не знаю точно, как насчёт промышленных количеств муки, но, кажется, у меня теперь есть новый любимый музей.

Идём дальше - в экскурсию к угольным шахтам. Экскурсия с самого начала затянулась, я с утра видимо не очень завтракала, рюкзак оставила под оррео, а инжир внутри уже давно закончился.. и тут мы с Женей узнали, что такое настоящий "лесосад". Отстав от экскурсии, мы добыли сначала яблоко (которое уже немного меня спасло), а потом ещё полные карманы фундуков и каштанов, ещё не совсем спелых, но уже съедобных...

Пока мы всё это собирали и ели в моём лице, экскурсия закончилась, мы вернулись под оррео и начался обед, за которым мы поглотили огромное количество мандаринов (такое ощущение, что никто больше не раскусил, какие они классные, ну или это мы в Молдове такие дикие, что они у нас не растут) и прочей еды, хотя столкнулись с технической сложностью - посуда была в основном одноразовая. Я такую не люблю не столько из экологических соображений, сколько мне просто не очень приятно из неё есть, так что нашла пластиковую, но всё-таки многоразовую тарелку, и стала пробовать, что там можно есть руками. Оказалось, практически всё, даже рисовый пудинг.
Женя удивился, долго искал нормальную ложку, а потом неожиданно тоже присоединился. Мы потом очень смеялись про то, кто настоящее activEco и устойчивость в действии... и что надо кроме своей бутылки и баночки с мёдом таскать с собой ещё и ложки. Возможно, и тарелки. В автобусном путешествии у нас они были, просто в обычный день мы их с собой не догадались взять.

Потом у всех было свободное время, и кто-то пошёл пить кофе, кто-то вообще поехал в музеи в Овьедо, а мы - я, Женя и гречанка Крис - пошли в горы.

По идее, по дороге мы должны были найти разнообразные "фуенти" - источники, и долго их искали, пока не поняли, что эти самые фуенти - каменные поилки для животных возле тропы. Ну или не поилки или не только для животных, но выглядело оно не прямо так вдохновляющее.
Зато были ещё каменные крыши, лошадь, которую я гладила, много-много инжира (и он каким-то образом ещё поместился сверх обеда)), а также фундуки. Немного, но всё же.

Потом время стало клониться к вечеру и тучам, мы начали спускаться и спустились под накрапывающим дождём в Мореда как раз к началу местного фестиваля - музыке, пляскам и лужам яблочного сидра (потому что наливать его нужно непременно не глядя и с высоты))). Я нашла себе какао, и мне тоже стало хорошо.
Кажется, на этом этапе я поняла, что начинаю находить у испанцев сходство черт лица. То есть понимать, что да, таки есть какие-то этнические признаки.

А потом много кто остался дальше на фестивале, а я, Женя и Лукас вернулись на электричке в хостел, и там нам досталась офигительная пицца с грибами и сырами и фундуками. Хороший был день.

осень, Испания, seed it forward, на_выезде