Железные дороги Турции и Болгарии: субъективные впечатления

Jun 29, 2023 21:15


Не столь давно впервые довелось впервые основательно ознакомиться с железными дорогами вне пространства 1520. Впечатлений и заметок по этому поводу накопилось масса, да таких, что в краткую заметку в тг-канале явно не влезут (кстати, подписывайтесь, кто еще не). При этом сразу предупрежу, обзор не тянет на какой-то энциклопедический, это скорее рассказ о путешествии. Что ж, начнем!



Вокзал Халкалы с двумя ночными поездами: в Софию (слева) и в Анкару (справа)


Поездка 1: Стамбул - Пловдив

Из Стамбула мы отправились на международном поезде Стамбул - София. После открытия тоннеля под Босфором и Marmaray - "стамбульских центральных диаметров" - в городе появился и свой Восточный вокзал на далекой окраине. Поезда перенесли из центра европейской части города на вокзал Халкалы, западную конечную Мармарея. Ехать туда, как можно догадаться, прилично, и мы чуть не опоздали: спасло только то, что перейти из электрички в поезд удалось за три минуты.

Да, снова параллель с мелким и компактным вокзалом Восточный. В отличие от него, в Халкали, правда, не экономили на ширине проходов, галерей и платформ, поэтому давки на вход и на выход никогда не бывает.



01. Во внутренних турецких поездах можно купить воду по цене примерно в два раза выше, чем в обычном магазине

Сразу стоит упомянуть, что на сайте TCDD (турецкие железные дороги) никаких таких поездов в Болгарию нет и в помине (на болгарском сайте он прослеживается до границы, а затем пропадает без упоминания конечной точки следования). С большим трудом удалось найти в интернете сведения о расписании и особенностях данного поезда: и да, билет на него тоже можно купить только в кассе, при чем не во всякой а исключительно в международной. Пришлось напрячь сходить друга, за что мы бесконечно ему благодарны.

Да, в Европе нет единой системы продаж билетов (забегая вперед - во многих странах нет и электронной), поэтому иногда при покупке возникают такие вот странные моменты.



02. Вид из коридора поезда в Софию на поезд в Анкару. На всех окнах турецких вагонов имеется такой вот полумесяц

Поезд Стамбул - София ходит круглогодично, ежедневно. Летом к нему цепляют вагон беспересадочного сообщения Стамбул - Бухарест (19 часов в пути, это вам не шутки), но единый пересадочный билет на маршрут продают круглогодично, что почему-то позволяет говорить о том, что поезд в Бухарест тоже курсирует круглогодично. По крайней мере наши бедные спутники ехали именно в Бухарест, и в 5 утра их выкидывали из спального вагона во второклассную сидячку, чтобы ближе к следующему вечеру опять пересадить в купе.

В поезде имеется четыре типа вагонов: купе на 1, 2, 4 места (мы ехали в четырехместном), и болгарский карательный вагон с полками в три яруса (было ли в купе 3 или 6 мест, мы не посмотрели).



03. Вагон приписки БДЖ, единственный болгарский в поезде

Самый низкий класс спального вагона в Турции - стандартное четырехместное купе; его мы и взяли. Компоновка его совершенно стандартная и привычная, но есть ряд отличий в деталях: так, залезть на верхние полки можно исключительно по деревянной приставной лестнице. Перегородки между купе и коридором стеклянные, завешиваются занавесками; в самом купе нет никакой такой багажной полки, только хилая стеклянная, на которую тяжелее подушки боязно что-либо класть.

В вагоне два туалета, по одному в каждом торце (как же это неудобно, я уж отвыкать начал). В Турции это хоть как-то обосновано тем, что один из туалетов мусульманский, с биде и чашей Генуя, а второй - для светских пассажиров.



04. Вид на купе и мою лысину вместе с лысиной попутчика из Швейцарии. Сверху - та самая стеклянная полка

Одеяла и полотенца в турецком поезде не предусмотрены, только простыни. Так как погода не была теплой, пришлось укрываться подручными средствами. Зато есть недостижимая для отечественных составов технология - персональный климат-контроль в купе! Который, вдобавок, еще и работает: теоретически можно было выкрутить ручку до 27 и более градусов (но становилось нестерпимо душно).

Отдельно стоит сказать про сервис: титана - нет. Кулера - тоже. Проводник в международном поезде ничего не продает (во внутренних продает воду и, наверное, что-то еще, но это не точно). Будят всё купе сразу. Если ваши попутчики выходят в пять утра, а вы в восемь - не беда, считается, что вы все равно не будете три часа спать. Зато зачем-то дают листочек, на который ручкой необходимо переписать свои паспортные данные и передать в соседнее купе.



05. Туалет и иллюстрация к типичному турецкому сервису: ну и что, что вместо встроенной урны висит мешок, а полотенце намотано на кран. Туалет, кстати, мусульманский

Запыхавшись, мы вскочили в вагон в минуту отправления, и... ничего не произошло. В общем-то если бы мы знали сразу - не спешили бы, так как отправление состоялось на три часа позже запланированного. Зато мы выспались, так как по плану наша остановка была в 6 утра.

Если пунктуальность европейских железных дорог хромает, то в скорости им отказать нельзя. По Турции мы ехали медленно - ну, как - для России это средне быстрая скорость, 90-120 км/ч. Нетипична для железных дорог европейского континента была грузонапряженность линии: на каждом разъезде мы обгоняли или скрещивались с пачками грузовых поездов, пропускающих нас. Порой меня не покидало ощущение, что мы едем где-то между Дмитровом и Савёлово.



06. Коридор в нашем вагоне. Совершенно обычный, за исключением стеклянных перегородок, которые можно задернуть занавесками

В середине ночи мы приехали на границу; последний участок пути поезд шел со скоростью 15 км/ч под дизелем (в Турцию сименс поставил электровозы с дизельным двигателем «последней мили», позволяющим маневрировать по неэлектрифицированным путям). Возможно, в этом и крылась причина нашего трехчасового опоздания.

Поезд лихо проехал приграничную станцию насквозь и сдал назад с пассажирами на занятый встречным составом путь - действие, немыслимое в России, а тут как-то очень просто и естественно выполненное.



07. Вид вперед, на электровоз нашего поезда

Турки не умеют в погранконтроль поездов, поэтому нас просто вывели из поезда и поставили в очередь на вокзале, как будто мы едем в автобусе. Те, кто прошел турецкую границу раньше, могли наблюдать за сменой локомотива: наш сименс повезет в Стамбул встречный поезд, ну а с него к нам перецепился болгарский чебурашка 44 серии.

Сразу после пересечения границы мы втопили 160, путь стал неожиданно тихим и плавным: разница между турецкими и болгарскими дорогами сразу почувствовалась. Умеют болгары и в паспортный контроль без выхода пассажиров из поезда: сразу вспомнились вайбы поездок в Эстонию года этак 12-13.



08. Смена локомотива на турецкой границе

Поездка 2: Пловдив - Бургас

Понятное дело, что в Болгарии как в сравнительно небольшой стране, больше всего развиты сидячие поезда. При этом в стране также до сих пор крайне высока доля локомотивной тяги. По сути, электрички используются только на коротких маршрутах в крупных городах, а всё остальное ездит даже не на пуш-пуллах, а вот так вот просто, электровоз и вагоны. Именно на подобном поезде мы и поехали, взяв, конечно же, самый дешевый билет II класса.

image Click to view



Типичный скорый поезд в Болгарии - все видно на видео: 4 вагона, новый электровоз и умеренно старые вагоны, сверху донизу в граффити (тут еще как-то мало). Сразу скажу: более мерзкую компоновку я вообще никогда не видел. Сидячие места расположены в купе по 8 штук (4+4): ноги не вытянуть, спинку не откинуть, если в рожу светит солнце - на другую сторону не пересесть, в общем, максимально мерзко. Из плюсов - можно подрубить свой микроклимат на восьмерых.

И нет, билеты I класса давали только пропуканное купе на шестерых, в остальном все абсолютно тоже самое. Одним словом, полное непотребство.



09. Фрагмент купе поезда Пловдив - Бургас

Из впечатлений во время поездки: половина болгарских железных дорог перекопана, при чем, реконструкция идет неслабая: скорости поднимаются с 60 до 160 км/ч (да, именно так), звеньевой путь меняют на бесстыковой, полотно спрямляют. Работы при этом ведутся очень масштабно, на половине станций закрыты вообще все пути, кроме одного, в работе бывают целые перегоны (так, в Пловдиве мы ехали в объезд основного участка).

Сами поезда очень лихо разгоняются и тормозят, не чета отечественным: стоя можно легко с ног упасть. Естественно, скрещения и прибытие под красный для них не помеха: разъезжаются чуть ли не задевая друг друга, как трамваи. Смена направления движения происходит за 10 минут - и это с винтовой сцепкой! Чудны, конечно, европейские железные дороги.



10. Наш поезд Пловдив - Бургас. Как обычно в Болгарии, ливрея "авторская".

Поездка 3: Бургас - София

Честно сказать, до некоторого времени я думал, что в Болгарии нет спальных ночных поездов. Но необходимость сидя ехать в Софию семь часов мотивировала меня разобраться в вопросе: так был приобретен билет на ночной поезд Бургас - София.

Пару слов о том, как он приобретался: наши паспортные данные для резервации кушета вписывались ручкой в журнал. После этого мы серьезно засомневались в том, что можно купить билет и обратно тут же - но кассирша заверила, что все в порядке! И позвонила в кассу Софии. Куда долго диктовала наши паспортные данные. Видимо, чтобы тетушка в столице также записала их ручкой в журнал.



11. Коридор нашего вагона

Мы купили билет во II класс: очень хотелось поездить на таком же старом вагоне с шоколадным пластиком, как в поезде Стамбул - София. Но вместо этого в поезде оказался довольно новый вагон производства Сименс.

Внутри не оказалось шестиместных купе, но оказались трехместные: как раз заняли целиком одно. Сразу выяснились минусы: сесть нормально на нижней полке было решительно невозможно, только скрючившись под среднюю. Убрать среднюю полку тоже оказалось невозможно - чтобы ее разложить обратно, нужно было позвать проводника с ключом :)



11. Интерьер купе 2 класса

Зато совершенно царской вышла противоположная от лежаков стенка. На ней была персональная раковина, шкафчик для мелких вещей, ниша для чемодана и целый шкаф для одежды!

Езда в ритме 160 на ночном поезде, откровенно говоря, менее комфортна, чем не спеша. Поезд скрипит, быстрые разгон и торможение вжимает тушку пассажира в стену или наоборот, так и норовит скинуть с кровати на пол. Семь часов в пути тоже не располагают ко сну в полном объеме - ни то, ни сё. Но это всё еще лучше, чем 7 часов сидя.

В завершении хочется добавить ссылку на прекрасный ресурс про болгарский транспорт (в основном, железные дороги): с историей, схемами и много-много чем еще. Наслаждайтесь!



12. Маневровый тепловоз в Пловдиве.

ж/д, заграница

Previous post Next post
Up