Кошмар петрозаводских велосипедистов

Sep 11, 2021 01:46


Как-то раз в обычный день самый обычный городской активист Кирилл Прохоров (кстати, он выдвигается в Петросовет, голосуйте за него!) ехал по своим делам на велосипеде. Так бы он и доехал, но не тут-то было - все его планы нарушила машина, поворачивающая направо прямо насквозь через Кирилла. Видео инцидента можно посмотреть ниже:

image Click to view



Вместо того, чтобы заниматься своими делами, вести предвыборную агитацию и вообще жить в свое удовольствие, Кирилл был вынужден три недели лежать, прикованный к кровати - и спасибо еще, что обошлось так легко!

Мнение горожан по поводу аварии разделилось: большинство сетовали на невнимательность водителей, некоторые придерживались альтернативной точки зрения (велосипедистов необходимо увешать мигалками, жилетами и шлемами). Но надеяться на сознательность участников дорожного движения - это все равно, что оставить квартиру открытой и ожидать, что никто в нее не зайдет.




Продолжая аналогию, для удобства и безопасности жизни придуманы двери и замки, а для удобства и безопасности передвижения - дорожная инфраструктура, которая помогает нам сохранить свою жизнь и перемещаться с комфортом. Или не очень?

Перекресток, где подбили Кирилла, Т-образный, без светофоров и переходов, зато с двумя оттянутыми разворотами и скоростными съездами больших радиусов. Полос на обеих улицах немало: Ровио имеет по две в одну сторону, Комсомольский так и вовсе три.



План существующего положения на ул. Ровио/Комсомольском. Зеленое - трава, серое - тротуар, темно-серое - проезжая часть.

Машина, которая сбила Кирилла, ехала с Ровио и поворачивала налево. Для того, чтобы это сделать, по правилам необходимо выехать в крайний правый ряд Комсомольского, а затем перестроиться через две полосы: только тогда можно будет развернуться по оттянутому развороту.

На все эти маневры проектировщик отводит автомобилистам... 70 метров! Совершенно очевидно, что перестроиться безопасно и по правилам на этом перекрестке нельзя. Водители, в общем, и не пытаются, а с нарушением выезжают направо сразу в третью полосу.



Незатейливая схема: синим - маневр по правилам (и по задумке), красным - как вышло

Для того, чтобы повернуть сразу в левый ряд, нужно очень внимательно и очень издалека высматривать машины не столько в крайнем правом, сколько в среднем и левом рядах. В таких условиях внимания на незначительную помеху в лице велосипедиста не остается.

Есть множество сравнительно простых способов исправить ситуацию, сделав проезд этого перекрестка удобным и легким - при чем, для всех участников дорожного движения. Один из них представлен ниже:



Транспортная схема перекрестка Комсомольского проспекта и ул. Ровио

Красным на схеме показаны велодорожки, серым - проезжая часть, ну а желтым - тротуары. Кружочки цвета светофора показывают, что собственно, на перекрестке есть светофор.

Как это все может выглядеть вживую, можно посмотреть ниже: это панорамы очень похожего на рассматриваемый перекрестка в Гааге, Нидерланды.



Вместо оттянутых разворотов на перекрестке поставлен светофор. Благодаря канализированию потоков, которые четко разделены по направлениям и пересекаются под максимально прямым углом, фазы светофора будут недолгими, а пропускная способность даже больше, чем сейчас.



Велоинфраструктура имеется на всех плечах перекрестка

Для того, чтобы велосипедистов больше не сбивали, со всех сторон перекрестка есть отдельные велодорожки. Есть и пешеходные переходы, которых так не хватает в Петрозаводске: в этом месте не раз сбивали пешеходов.

Вместо небезопасных скоростных примыканий под острым углом, снижающих взаимную обзорность машин, сделаны канализированные пересечения и примыкания стандартного радиуса. Водителю достаточно слегка повернуть голову направо (или налево), чтобы убедиться в безопасности маневра. И уж точно не нужно смотреть на все три ряда, когда поворачиваешь налево!



Пешеходные переходы

Во всех местах, где сейчас пешеходы переходят дорогу, сделаны безопасные переходы: один со светофором, синхронизированным с перекрестком, два других - с островками безопасности. Светофор на западном переходе необходим, чтобы избежать типичной аварии: правая машина останавливается, и пешеход переходит прямо под колеса несущейся левой. Там, где полоса для машин одна, можно обойтись простым островком.

Все улицы в проекте «похудели» на одну полосу, но сохранили свою пропускную способность за счет добавления поворотных и накопительных полос именно на перекрестках. В среднем полоса дороги на перекрестке имеет вдвое меньшую пропускную способность, чем на перегоне, а раз так, то зачем сохранять все две/три полосы между светофоров?



Примыкание внутридворового проезда к дублеру.

Самый непонятный элемент перекрестка - это правоповоротный дублер, по которому ездят троллейбусы, маршрутки и местные жители. Практической функции у него почти не имеется, и такая широкая проезжая часть там уж точно не нужна.

Можно было бы закрыть дублер, вывести дворовый проезд на основной ход, а на месте асфальта поставить качели и посадить деревья, но к сожалению, там висит контактная сеть троллейбуса (перевесить ее стоит как два таких перекрестка). Было принято решение сделать его двухполосным, с парковкой, выделенной полосой и встречным движением автомобилей - с физическим запретом транзита (см. выступ тротуара на перекрестке).

Почему двухполосный? Чтобы в случае чего троллейбус мог объехать препятствие с выездом на встречку. Почему встречный? Во избежание соблазна погонять по широкой односторонней проезжей части.



Автобусная остановка и бонусный переход

Автобусная остановка сделана безо всяких карманов - не очень понятно, зачем они на полосе, где кроме общественного транспорта ничего не ездит. Бонусом в районе остановки оборудован дополнительный пешеходный переход с вызывным светофором (по кнопке).

Что можно сказать в итоге? Всего лишь изменением дизайна перекрестка можно добиться фантастических результатов: автомобилисты получат возможность удобного левого поворота, а также проезжать перекресток без «сюрпризов» в виде пешеходов или велосипедистов там, где их меньше всего ожидаешь. Пешеходы наконец могут ходить безопасно там, где они и раньше ходили (и будут ходить, пока к каждому не приставят персонального гаишника), велосипедисты - с облегчением покинуть проезжую часть.

Надеюсь, мы еще увидим улицы Петрозаводска удобными и безопасными. Подробно посмотреть чертеж транспортной схемы можно по ссылке:


Перекресток Комсомольского и Ровио

Посмотреть и скачать с Яндекс.Диска

disk.yandex.ru

дилетантская аналитика, Петрозаводск

Previous post Next post
Up