Все мы очень любим будущее, и тем интереснее заглянуть в него хотя бы одним глазком, если такая возможность представится. А представляется она как правило в ходе инсайтов - озарений (или, если хотите более пафосно, пророчеств), полученных в результате обработки большого массива информации, среди которой есть место не только статистической, но и различного рода эмоциям и впечатлениям.
По результатам недавнего посещения Твери мне показалось уместным написать о том, как может выглядеть транспортная система типичного региона России в недалеком будущем: если, конечно, текущие тренды не поменяются радикально. Мы, конечно, знаем их все по отдельности: это и
сокращение дальних поездов, и транспортные реформы с
брутто-контрактированием, но как будет выглядеть итоговый, целостный результат?
Здесь и далее пост иллюстрирован фотографиями с
https://fotobus.msk.ru. Тверская область, ЛиАЗ-4292.60 (1-2-0) № 10017. Тверь, Хрустальная улица. Автор: Volkin69. Источник:
https://fotobus.msk.ru/photo/2585613/ Железнодорожный транспорт
За весь день мы ездили на четырех категориях поездов; при этом модель у них была одна! Сев на
«Ласточку» по МЦК, мы доехали до Лихобор, оттуда - на
Ласточке «комфорт» доехали до ближайшей пересадочной станции на
Ласточку «экспресс»... Обратно поездка была вообще совершена на
Ласточке дальнего следования с местами (которая Москва - Питер).
В ближайшем будущем нас ожидает рост размеров движения городских и региональных перевозок, а также многочисленных «дневных экспрессов». Естественно, все они будут на «Ласточках» - это престижно, и поезд действительно является самым комфортным среди отечественных.
ЭС2Г-106 Россия, Рязанская область, станция Рязань-I. Автор: vadimsrzn. Источник:
https://trainpix.org/photo/245440/ Классические поостановочные электрички напротив, будут стагнировать, а поезда с плацкартными и купейными вагонами - сокращать объемы движения, становясь очень быстрыми и очень дорогими овернайтами туда, куда не доедешь на скоростной сидячей Ласточке.
Плюсы такой системы очевидны и заключаются в возрождении системы региональных перевозок, фактически убитой в эпоху разделения поездов на пригородные и дальние, а также в серьезном ускорении поездок вообще. Минусы - тоже всем понятны, в дальнем сообщении бюджетные поездки теперь будут только сидячими, а пользователям укаждостолбного пригорода останется только автобус и плохой социальный сервис на ж/д.
Городской общественный транспорт
Я хорошо помню, как выглядел общественный транспорт Твери до реформы. Любители городского электротранспорта в первую очередь припомнят трамвай и троллейбус - но давайте будем честны, первое, что бросалось в глаза любому находившемуся на улицах Твери - это маршрутки. Толпы маршруток. Белые, желтые, с рекламой; До вокзалов, Речной вокзал, Мигалово по Калинина. Они ехали в несколько рядов, подрезали и обгоняли друг друга, резинили на остановках и отстаивались на тротуарах, заполоняя все свободное пространство.
Тверская область, ГАЗ-322133 (XTH, X96) № АМ 685 69 - маршрут 27 Тверь, улица Коминтерна. Автор: Alex A. Источник:
https://fotobus.msk.ru/photo/404491/ Город
пытался бороться с ними, спасая крохи оставшегося муниципального транспорта, но безрезультатно; казалось, победить эту орду невозможно...
Тем удивительнее, что сейчас в Твери не осталось ни одной маршрутки. Абсолютно все перевозки выполняются частными и муниципальными автобусами. Они окрашены в один бренд, ходят по четко установленным маршрутам и по расписанию, все как один принимают транспортные и банковские карты. Маленьких автобусов практически не встретишь - на линии сплошь ЛиАЗ 5292, 4292, редко встречается ПАЗ Вектор и Газель Некст.
Тверская область, ЛиАЗ-5292.65 № 10596 - маршрут 30. Тверь, Тверской проспект. Автор: Евгений Мамыкин. Источник:
https://fotobus.msk.ru/photo/2415196/ Отдельно стоит упомянуть про приложение! В нем заключено без преувеличения всё, что нужно знать о транспорте города, чтобы им воспользоваться - достаточно иметь лишь телефон с выходом в интернет.
Через приложение можно активировать и привязать транспортную карту. А потом и пополнять ее, и покупать абонементы - безо всяких касс, без
активации баланса и прочих мучительных процедур, которые приходится делать с Тройкой. Через это же приложение можно смотреть расписание и онлайн движение автобусов, можно строить маршруты по городу и даже покупать билеты на междугородние рейсы!
Один из скриншотов приложения "Волга". Скачать и попробовать можно здесь:
https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.avtopass.volga&hl=ru&gl=US Отдельно стоит сказать про
ассортимент билетов и цены на них: так, абонемент на сутки обошелся нам в 85 рублей на каждого. В райцентрах Тверской области он еще дешевле (да-да, даже в маленьких городках с несколькими автобусными маршрутами есть все тоже самое, что и в Твери: регулярные автобусы, расписание, абонементы, транспортные карты).
В ближайшем будущем классическая модель с убыточным ГЭТом разной степени дряхлости и юркими маршрутками окончательно исчерпает себя; маршрутки постепенно перестанут окупаться и встанет вопрос об обеспечении городов качественным транспортом.
Тверская область, Луидор-2250DS (ГАЗ Next) № 10711 - маршрут 207. Тверь, Волоколамский путепровод. Автор: Ян Мухтаров. Источник:
https://fotobus.msk.ru/photo/2459986/ Основным способом для этого будет
передача транспорта на уровень выше - в правительство региона и
федеральные программы софинансирования. Основной результат такого совместного действия муниципалитетов, регионов и федералов - частные автобусные перевозки по брутто-контрактам и регулируемым тарифом.
Шансы троллейбуса и трамвая в такой реформе не то что бы высоки - они дороже, сложнее и не особо вписываются в прокрустово ложе жестких федеральных гайдлайнов софинансирования. Сказываются и годы забивания болта на инфраструктуру, довести до ума которую теперь стоит огромных денег.
Тверская область, МАЗ-206.086 № 20021 - маршрут 204. Тверь, Волоколамский путепровод. Автор: Ян Мухтаров. Источник:
https://fotobus.msk.ru/photo/2455167/ Большое внимание в реформах общественного транспорта будет отдаваться IT-решениям: приложениям, транспортным картам, валидаторам. Тройка уже сейчас является федеральным проектом, а налаживание работы по контролю частных перевозчиков невозможно без цифровизации: не ставить же в каждый автобус по контролеру!
Напротив, пренебрежение реформами маршрутной сети и обеспечением приоритета общественного транспорта будет сильно
бить по экономике перевозок в целом: надеюсь, неожиданно большие убытки приведут не к откату реформы, а к выработке новых принципов уменьшения излишних издержек на общественный транспорт - не за счет развития низкокачественного самоокупаемого сегмента, а за счет организационных мер, повышающих конкуренцию с автомобилями.
Вывод
Это не попытка обрисовать собственные мечты относительно будущего транспорта в России; это попытка предугадать, какое оно будет на самом деле. Оценочного суждения здесь тоже не будет: можно самим решить, что важнее - замена маршруток качественным транспортом или ликвидация трамвая; быстрые региональные экспрессы или миграция ночных поездов в статус премиальных; удобное приложение или «передел транспортного рынка крупным бизнесом».