Петрозаводск

Sep 28, 2018 17:43


В последнем посте про Кимры залетные тролли упрекали меня, что я (бессмертная классика) вижу только грязь вокруг и не люблю провинцию. Но давние читатели этого блога знают, что это совсем не так! Итак, сегодня - пост про чудесный город, в котором хочется бывать снова и снова - Петрозаводск.





По традиции, ставшей привычкой, дисклеймер - все, что тут содержится, можно назвать разве что личным мнением не самого компетентного автора. Но у всяких постов про хорошие города есть приятный пролог - про первые впечатления.

0. Поездка

В Петрозаводск я ехал из Питера. Несмотря на то, что очень хотелось поехать на ночном мурманском плацкарте, пришлось уезжать гораздо раньше на Ласточке - опыт подсказывал, что после одиннадцати в провинции на улице делать нечего. Как же я ошибался! (но об этом потом)



01. Площадь Кирова с памятником одноименному товарищу

Так что пришлось ехать на Ласте. Через шесть часов криокамеры (+12 в салоне в конце июня) я наконец-то вывалился куда-то потеплее. Несколько минут вокзальной суеты, встреч, и мы в городе! Конечно же, познакомившись, я начал задавать своим спутникам ехидные вопросы.

- "А сколько у вас в городе кинотеатров?"

Тут надо пояснить, что в Петрозаводске, на минуточку, живет 300 тысяч человек - это примерно столько же, сколько и во Пскове. И Псков имеет аж два кинотеатра еще советской постройки - и это не так уж и мало, потому что обычно на город "достаточно" одного.



02. Местный типа исторический центр - деревянные постройки финских времен. Больше похоже на поселки Амишей

В ответ сначала послышалось мычание. Затем кто-то родил:

- нуууууу, хороших - четыре...

Однако! А сколько же плохих? Город уже начинал быть интересным. Но это была только присказка: где-то часа в два ночи настала пора отправиться в заведение. Я только успел вернуться из Кимр, где на весь город есть три ресторана, которые даже в ночь с Сб на Вс работают максимум до двух, и поэтому был настроен крайне скептически.



03. Это, на минуточку, благоустроенный парк на окраине (Куковка). Где еще в регионах вы видели благоустроенный парк на окраине?

Что ж, найти, где отметить знакомство не только удалось - еще и можно было выбирать! И это все были не дешевые провинциальные рыгаловки с Бузовой из динамиков, а бары, в которые я бы и в Москве сходил с удовольствием. Петрозаводск с первой же ночи в городе несколько не вписался в стереотипы о типичной провинции, милой, но слишком уж спокойной и ограниченной.

1. Местоположение и генплан

Почему Петрозаводск не похож на остальные города России, в которых я бывал, с похожим населением? Ответ кроется в его окружении. Город находится в крайне выгодном географическом положении: в шести часах езды от Петербурга, в четырех - от Финляндии, служит воротами на весь европейский север России.



04. Новые районы Петрозаводска. Хотели бы вы так жить?

Внутри своего региона его положение описывается тремя словами: Петрозаводск - столица Карелии. Его отношения с карельскими городами и ПГТ действительно ближе не к классическому тандему "облцентр - областные поселения", а к взаимоотношению столицы с регионами. Для Сортавала, Лоухи и прочих Ужесельга город играет роль местной "Москвы" - что бы вы ни вкладывали в это слово.



05. Прекрасная сталинская застройка центра

Сам город стоит на берегу Онежского озера и имеет довольно замысловатое территориальное деление. Чем-то он напоминает Нарву, да и все города, расположенные на одном берегу водоема: вокруг центра полукругом выстраиваются окраинные районы. Картину чуть осложняет железная дорога, благодаря которой город словно бы разрезан на две колбаски по обеим ее сторонам.



06. Недокварталы в панельной Кукковке

Застройка Петрозаводска довольно интересная: центр образован роскошными по провинциальным меркам сталинскими, ну или хотя бы обдирными домами. Так как город был полностью разбомблен, то восстанавливали его фактически заново. Южнее центра когда-то был расположен петровский завод - но он сыграл в ящик, и сейчас территория готовится к масштабному редевелопменту. А за пустырями, оврагом и каскадом заводских прудов расположена Ключевая - самый населенный район города, застроенный старыми и не очень приятными панельками.



07. Сохранившиеся на углу панелек забавные советские витрины

К северу город вытянулся гораздо дальше. За центром идут два длинных параллельных панельных района - Октябрьский и Первомайский. Вроде как, они и есть самые гопнические из всех, но и то относительно. За ними идет огромная промзона, в которой-то и находятся оставшиеся градообразующие предприятия. Небольшая полоса леса, гаражей и пустырей (и традиционных мест для купания) за ним оканчивается последним городским форпостом - Соломенной - дикими пердями типа Зеленограда в Москве, где деревянные финские бараки стоят вперемешку с вечными панельками.



08. Безысходность в Соломенном

Южнее всех за железной дорогой расположился район Кукковка. Традиционно он считается невзыскательным и пролетарским, но это, опять же, относительно - территориальной сегрегации Петрозаводска весьма далеко до Нью-Йоркских или Чикагских гетто. Район этот интересен тем, что типовые панельки в нем сложены в некоторое подобие замкнутых кварталов - ведь как мы знаем, урбанистика была в СССР минимум с 70х.



09. Те самые полузамкнутые кварталы в Кукковке

Сразу за вокзалом находится район Перевалка - а за ним, чуть в отдалении, окруженный небольшим зеленым поясом, "элитный" панельный район Древлянка. Его застраивали чуть более интересно, с эспланадами, общественным центром и тому подобными модернистскими штуками - но все равно, как уже сказано выше, отличия косметические.



10. Общественный центр и эспланада Древлянки

Уже за ней, в самом труднодоступном месте, словно иллюстрируя книгу Джарретта Уокера, расположился университетский кампус (в который ходит единственный автобус, что для зараженного маршрутками Петрозаводска нетипично).



11. Панельные перспективы Древлянки

К северу от Перевалки панельки сменяются частным сектором. За товарной станцией вырос довольно труднодоступный район, называющийся Пятый поселок (где остальные четыре?). Параллельно ему идет шоссе в еще один райончик с внушающим опасения названием Сулажгора. Это и правда гора - с нее теоретически виден весь город, хотя практически насладиться видом вам вряд ли удастся: Сулажгора безо всяких развязок сумела стать адом урбаниста.



12. Милый карельский домик на Сулажгоре

Вот такой вот город - довольно большой, хоть и компактный!

2. Транспорт



12а. Это электробусы (найдите московский МАЗ на фото)

К сожалению, насколько хорош сам город, настолько плох в нем транспорт. Основой городского транспорта всегда являлись троллейбусы, но в последнее время их систематически задвигают. Окна моей комнаты выходили прямо на троллейбусную стрелку, поэтому первое, что я сделал утром - это проснулся от характерных щелканий и побежал на кухню споттить.



13. Это еще ничего экземпляр

Троллейбусы в Петрозаводске страшные, как в свое время в Закавказье. Ржавые, немытые, с погнутыми бортами - словно из постапокалиптических фильмов. Тем не менее, оказалось, что все плохо, но не очень: техника ездит и даже перевозит пассажиров. Троллейбусы в Петрозаводске все еще образуют костяк сети общественного транспорта.



14. Троллейбус на к/ст Кемская. Обратите внимание на то, как подвешены штангоуловители: в большинстве регионов, в отличие от Москвы, роликовыми натяжителями не заморачиваются, и вешают "шнурок" на гвоздик по левому борту. В Петрозаводске пошли еще дальше и просто кидают веревку сзади - и так сойдет!

Кроме троллейбуса в городе нет маршрутов муниципального транспорта. Улицы города захвачены сотнями белых "Векторов", шныряющих по десяткам маршрутов. После Кимр, где автобусы, хоть и частные, но ходят по расписанию, в них принимают льготы и выдают билеты, маршрутки Петрозаводска производят тягостное впечатление: хаотичная сеть дублирующих друг друга маршрутов, три разных тарифа, встречающиеся рандомно, оплата налом в руку водителя и все прелести маршруточного "сервиса".



15. Вот они, враги муниципального транспорта

О дублировании стоит сказать отдельно. С Соломенной до Ключевой ходит один-единственный маршрут. Мы прождали его больше часа: а если бы были пересадочные билеты, то маршрут этот можно было бы вообще отменить - остальные автобусы и так ходят до центра каждые пять минут. Суммарное ожидание было бы в шесть раз меньше (5+5 на пересадку), а маршрутная сеть была бы проще, без кучи маршрутов, отличающихся друг от друга лишь хвостиками.



16.

ОДД в Петрозаводске не вызывает никаких необычных эмоций - классика провинции, где гаишники правят бал. Зато интересны велосипедисты, которых в городе довольно много. Они лихо ездят по тротуарам, распугивая прохожих, но при этом всегда спешиваются на переходах. Вообще, насколько я заметил - проезжать переходы на велосипеде - чисто московская привычка, в других регионах не встречающаяся (хотя казалось бы).



17. Чудесная велодорожка на набережной

Велодорожка в городе всего одна - там, где без нее можно было бы и обойтись, а вот велопарковок понатыкано нереальное количество. Кстати говоря, возле университета они весьма востребованы.

3. Архитектура и образ города

Для меня Петрозаводск стал тем городом, где органичнее всего сочетаются оживленность столичной жизни с качеством жизни в провинции. Жители здесь, как и везде за пределами Москвы, имеют по нескольку квартир, а жить в самом центре не является привилегией элит. Даже частный дом в 15 минутах езды от Проспекта Ленина - это не так уж и необычно.



18. Прекрасный вид на сталинский центр с набережной

При всем этом город достаточно живой и молодой, чтобы быть интересным и через неделю, и через месяц, и даже для постоянного проживания. Здесь расположен крупный и неплохой университет, в который едут учиться даже из-за границы, есть филиал Академии Наук, минимум два театра, а про кино и бары я уже говорил. В городе остается и живет молодежь - и не только ограниченное быдло. О местных неформалах ходят легенды - чем не столица?



19. Местное всратое мороженое - пломбир в картонной коробке без шоколада на палочке. Вкусом, к сожалению, не выделяется.

Но самое главное - без чего всего этого бы не было - здесь есть работа! И не только глупым рабочим на заводе, но и нечто более интеллектуальное. В общем, назвать Петрозаводск сонной провинцией язык не поворачивается.



20. "Тайна третьей колонны". Если встать у третьей слева колонны Оперного театра, то палец Кирова превратится в писюн. Не благодарите за точку для фото=)

Разумеется, в городе строится много новых домов. Чувствую, как ваш взгляд мрачнеет, предвкушая ряды двадцатиэтажных панелек типа Мурино. Нет, все совсем не так! Не сильно погрешу против истины, если скажу, что новые районы Петрозаводска намного лучше московских и одни из самых лучших в России.



21. Разомнемся с социального жилья. Даже это сверхдешевая отрыжка муниципалитета не так уж и плоха

По качеству благоустройства и прочих плюшек они вполне соответствуют новой застройке КРОСТа или ПИКа - конечно же, со скидкой на провинциальность. Но это с лихвой окупается градостроительными параметрами. Представьте себе - новые дома строятся не выше пяти-семи этажей!



22. Не совсем тот пример - но это и не только жилье, НЯП, а еще и коммерческая застройка. Как видите, архитектура вполне ОК.

Как мне рассказали, это следствие какого-то чудесного главного архитектора города. Что ж, охотно верю. По крайней мере, в городе видно его активное вмешательство в девелопмент, при чем довольно грамотное и достойное профессионала. Правда, как и везде, где дело идет о вкусе, не обходится и без перегибов - черно-красная гамма - это любимые цвета главного архитектора города.



23. Извините. Но это дом середины нулевых, требовать от него большее - глупо.

Но если честно, лучше уж так, чем недожать и привести к появлению очередных типовых уродцев.



24. Планы развития территории бывшего завода в центре города

Несказанно обрадовали передовые градостроительные практики города - вместо того, чтобы плодить в центре города пустыри, администрация инициировала масштабную реновацию бывшего петровского завода. К сожалению, большинство корпусов успели снести, но в оставшихся сейчас размещены всякие крутые штуки. Окружающая застройка, кстати, будет смешанной, квартальной и средней этажности - все, как мы любим.



25. Вид на бывшую территорию завода

К сожалению, не обошлось и без более традиционного расширения города на незастроенные территории. Правда, районы там все же в разы привлекательнее московских сверхплотных коробок по гонконгскому образцу.



26. Новые районы за Древлянкой

Очень надеюсь приехать в Петрозаводск во второй раз и сделать полноценный пост с заголовком "Новые районы Петрозаводска: хотели бы вы так жить?" Конечно, при желании в них можно найти много косяков, но это значительно лучше, чем 95% проектов нового жилья по всей стране!



27. Двор почти без машин - есть и дворы совсем без них. Жаль, с дорожками не справились чуть-чуть

Вот так встретил меня Петрозаводск - город вечной молодости и вечного разнообразия, идеальный образец провинциального комфорта и столичного темпа жизни. Пожалуй, это то место, куда можно с большим удовольствием приезжать еще и еще раз.



28. Вместо эпилога - панорама карьера, отделяющего центр от Ключевой

Города, Петрозаводск

Previous post Next post
Up