А как у нас и как у них - новая линия подземного трамвая в Дюссельдорфе

Nov 14, 2016 18:15

У нас сейчас метрогипротранс очень любит изготавливать ансамблевые станции. В принципе, как мне кажется, это правильный ход, особенно в условиях нынешней политики; ее можно назвать "видимая экономия", когда станция должна не только быть дешевой и типовой, но и выглядеть таковой.

В такой ситуации создание подчеркнуто ансамблевого образа - это гораздо лучше, чем унылая попытка загнать мусор под ковер, изо всех сил добавляя в типовой проект разнообразия, как это было при Хрущеве: плиточка такая, плиточка сякая, вроде бы станции оформлены по-разному, но ведь от пассажиров ничего не скроешь.



01. Раменки - яркий пример ансамбля в проекте МГТ.

Но не все так здорово: хотя правдивость образа (ряд типовых станций оформлен как ряд типовых станций) соблюдена, однако почему-то менее унылыми они не стали. Возьмем, скажем, участок Раменки - Парк Победы с тремя совершенно одинаковыми станциями.

Возможно, они и неплохие (рендеры всегда обманчивы), но назвать их архитектурой можно с большой натяжкой. Скорее, это дизайн: подборка "обоев" для колонн и цвета таблицек на путевой стене. Работы с объемом здесь нет как таковой.



02. Мичуринский Проспект. На всех рендерах есть кликабельные ссылки на источник, кстати.

Буквально несколько дней назад я наткнулся на очень похожую ситуацию: тоже ряд однотипных станций, тоже попытка придать им ансамблевое звучание; но сделано все это совершенно по-другому, при чем так, что после изучения того проекта недостатки нашего видны как на ладони.



03. Минская

Ниже я привел практически полный перевод статьи, убрав лишь незначительные абзацы. Оригинал для тех, кто умеет в язык потенциального противника, приведен тут.

Линия Wehrhahn является крупнейшим и одним из наиболее сложных градостроительных проектов в Дюссельдорфе, открываясь в эти выходные после 15 лет строительства и планирования. Изюминкой участка являются шесть станций метро. Архитектура и искусство поразительно сошлись, создавая волшебные впечатления от пространства. Художники также внесли свой вклад в замечательные решения в качестве равноправных партнеров с самого начала планирования. Каких-либо рекламных поверхностей на станциях, кстати, не предусмотрено.



04. Эскалаторный наклон с теми самыми структурными ромбиками. Это как раз делал архитектор, но паттерн присутствует на всех станциях. Эта и последующие картинки взяты отсюда.

Проект был реализован бюро Netzwerkarchitekten из Дармштадта для всех шести станций. Они разработали общую концепцию метротоннеля как “подземного континиума”, похожего на гигантскую змею, скользящую по земле, и замедляющуюся в соответствующих местах, прежде чем продолжить свой путь. В отличие от ярких цветных пятен общественного пространства, тоннель имеет рельефную структуру, подобную светлой сетке. Модуль графического дизайна - ромб, сформированный структурными швами и постоянно меняющий свои очертания, в результате чего выходит объемный рисунок. Структура континуума систематически сжимается или расширяется в результате динамического пространственного эффекта.

В общем, вместо того, чтобы самим заниматься дизайном, они пригласили толкового оформителя. У нас же работу, которая более подходит художникам, все равно сделали архитекторы (насколько я знаю)

Станции имеют выход через яркие отверстия в городском пространстве, каждое из которых создает яркий и индивидуальный образ. Ключевые принципы проектирования: простор, зрительное взаимодействие между уровнем платформы и конкорса, ясность, простота ориентации и как можно больше естественного света как можно глубже под землей. Во втором конкурсе в 2002 году, художники Ральф Брег, Урсула Дамм, Мануэль Франке, Хаэгле Энна и Томас Стрикер вошли в шортлист. Вместе с архитекторами каждый разработал специальную конструкцию для доступа к конкретной станции.

Каждую станцию оформлял разный художник, хотя задачи у них стояли вполне типовые: разработать арт-объект, сопровождающий пассажира от "дырки в земле" до платформы.


05. Kirchzplatz. Тут у нас проволока складывается в стихи, видимые только с одного ракурса. Гораздо интереснее схожей задумки с картинкой паровоза на Минской, размазанной по колоннам.

Для станции на Кирхплац, Haehnle Enne писал поэтические тексты, и затем дал им скульптурную жизнь. Строки текста, сопроаождая спускающихся в метро пассажиров, начинаются у трех входов, спускаются в метро, пересекаются там, а затем сопровождают пассажиров на платформы. Четвертый текст проходит через центральный атриум. Строки, выкованные из стальных тросов, которые затем покрылись ярким цветом, можно только читать с определенной перспективы, благодаря их объемности. Игра между абстракцией и удобочитаемостью разворачивается таким образом, в зависимости от расположения пассажиров и угла зрения.



06. Станция Graf Adolf Platz.

Мануэль Франке использовал сотни панелей, светящихся зеленым стеклом, чтобы создать эффект погружения сквозь хроматическую среду, прерываемый только мощным потоком линий, сопровождающих пассажира от улицы, через вестибюль и вниз на платформу. Тонкие линейные связи чередуются со взрывными всплесками цвета. Эта изюминка цвета была достигнута с помощью специально разработанного аналогового процесса, осуществляющего художественное вмешательство в производство (шта?).
Ну, в общем, те же Раменки с их зеленью, но получше.


07. Benrather Strasse Station: “Heaven Above, Heaven Below”

Через концептуальные инверсии пространства вокруг архитектуры, Томас Стрикер принес Вселенную, со своими планетами и звездами, своим спокойствием и невесомостью в подземный мир метро. В сотрудничестве с netzwerkarchitekten, дизайн интерьера космического корабля разработан для станции. Из нержавеющей стали тисненый матрицы покрывает стены, перемежаясь с большими панорамными окнами в форме мультимедийных дисплеев. Эти экраны показывают 3D видео анимаций во Вселенной, который дает пассажирам взгляд из космического пространства.Ну как по мне, так самый спорный проект. И самый невыразительный: по сути, кроме дисплеев и стали ничего здесь нет.



08. "Три модели" на станции Heinrich Heine Allee.



09. Вторая из трех моделей.

Ральф Брёг разработал три новых входа на Хайнрих-Хайне-аллее станции в качестве визуальных и звуковых объектов для изменяющихся звуковых композиций - “аудитория”, “театр” и “лаборатория”. Каждый из трех модельных объектов может качественно воспроизводить звук, что позволяет проводить в метро настоящие концерты.

Каждый из этих трех объектов имеет свою сложную и не совсем понятную для узких умов программу, но Брег художник, он так видит.



10. Станция Schadowstraße и арт-объект "турникет".

Урсула Дамм создала интерактивную инсталляцию с участием нескольких элементов. В её центре расположен большой светодиодный экран, отображающий в реальном времени движение прохожих на городской поверхности - трансформируемое с помощью компьютерной программы. Получившиеся снимки мелких, виртуальных форм жизни создают в постоянно изменяющемся поле прохожие. Эта концепция повторяется в синих стеклянных стенах станции.Если говорить про цвет, то это как Мичуринский проспект, только опять же, интереснее. И тематика похожая: математически трансформируемые формы прохожих, что-то точное и цифровое.



11. Станция Pempelforter Strasse, инсталляция "окружение".

На этой станции Хайке Клуссман работает с 3D-эффектами специфической геометрии пространства. Она взяла направлений движения от каждого входа, вписав их в архитектуру и поместила четыре белые полосы, каждая с такими же размерами, как входы, как перевернутую скульптуру по полу, стенам и потолку. Направления по краям пространства были зафиксированы так, что они могли разбить и обработать геометрию помещения. Структура группы имеет самостоятельные закономерности после разрыва с геометрией пространства и режет своими линиями объем по всему периметру помещения станции. Получается удивительный трехмерный эффект игры с размерами поверхностей и пространств. Фактические размеры станции скрадываются, а пространство приобретает динамичность.
Честно - я не осилил, что они там напроектировали. Но вообще задумка интересная, транспонировать с помощью геометрии траектории путей пассажиров с поверхности на платформу, изменив их до невозможности.


12. Вот какая-то такая трехмерная конструкция вышла.

Если подвести итог вкратце - все как у нас. Аскетичные формы архитектуры из слегка деформированных ромбиков (аналогичные по смыслу типовым темным панелям путевой стены и потолка), но всё гораздо разнообразнее, и, что самое главное, интереснее гораздо: не банальная шелкография паровозиков и листиков с циферками.

Почему так? Очень просто: архитекторы взяли и позвали а)художников и б)разных для каждой станции. Я сейчас не говорю, что так нужно делать повсеместно, но в случае с явно декоративными и оформительскими решениями, как, например, на участке ПП-Раменки это гораздо лучше.

Я сейчас не касаюсь самого вопроса, почему архитектуру заменили на дизайн обоев, глубоко чуждый вообще изначальным принципам проектирования московского метрополитена. Но если уж взялись - то можно было сделать гораздо интереснее. Впрочем, посмотрим на все это при открытии станций, возможно, впечатление окажется совсем другим.

Метро, архитектура, заграница

Previous post Next post
Up