Энциклопедия Аванты "Всемирная литература" том 1

Jan 19, 2020 12:40


Итак, пресловутые «энциклопедии для школьников» Аванта, накупила их порядком на излете нулевых, в надежде, что пригодятся для дочкиного развития. В итоге теперь взялась их читать сама. Хотя они и позиционируются как школьные, на самом деле там во многих случаях материал вполне достойный, что-то среднее между школьным факультативом и ВУЗ-овской программой. НО! Качество весьма неравномерно, как в целом, от тома к тому, так и внутри тематических томов. Повникав в разные, я поняла в чем дело. Издавалась энциклопедия на базе РГГУ, соответственно и уклон - большинство томов тематически гуманитарно направленных качества довольно хорошего и даже иногда очень хорошего; но все, что касается точных и естественных наук... ну как сказать, для непроходимых гуманитариев, знаете таких, которые «ах я даже не могу посчитать количество прочитанных в книге страниц!», может оно еще и ничего, но для тех, кто по-настоящему интересуется естественными и/или точными науками, авантовские тома - пустая трата ресурсов.

Что касается первого тома по Истории Всемирной Литературы (Второй еще не читала), то с уверенностью могу его рекомендовать всем, кто желает начать вникать в литературоведческий процесс и не обладает пока что систематическими знаниями по этой теме. Для начала пути, плюс как организующий путеводитель - идеальное решение! Обстоятельные, интересные, но не слишком длинные статьи по следующим темам:

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО РИМА



-/- БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И ВИЗАНТИИ

-/- ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

-/- ВОСТОКА II - XVIII веков (там очень коротко, но все-таки - Индия, Арабская литература, Персия, Армения и Грузия, Китай, Япония - все это богатство, если честно, я пока что пропустила, поскольку сосредоточилась для начала на европейской, но еще вернусь к этим статьям обязательно)

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (итальянская, немецкая, французская, английская, испанская и португальская)

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVII века (снова тот же набор, как в Ренессансе, за исключением сошедшей со сцены Италии)

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII века (снова тот же список национальных культур, но снова появляется Италия, а Испания исчезает, доминирует и завершает тему и том дуэт Гете и Шиллера, к моей превеликой радости)

В общем, проделала я за прошлый год этот самый путь «от Гомера до Гете», очень этому рада, многое в голове прояснилось. Помогало еще и то, что я параллельно себе завела проект по изучению человеческого сознания (в биологическом аспекте, по-просту говоря, проект про мозг ;)), но об этом поподробнее расскажу как-нибудь потом (может быть). Ставила разные вопросы сама себе (и иногда другим ;)), большинство из них оказывались в конце концов абсурдными, что тоже неплохой результат. Например, в какой-то момент я увлеклась вопросом о происхождении поэзии, почему она вроде как раньше прозы в литературе возникла и каким образом тоже зародилась в литературе проза, по каким законам она развивалась, является ли поэзия обязательной составляющей любой человеческой культуры? Вообще тут имеем смысл сказать, что еще год, да какое там, еще полгода назад, я была полнейшим профаном в поэзии. Это кстати сейчас во всяких околокнижных соцсетях типа лайвлиба или букстаграма такой очень модный тренд - читают в основном крупную прозу, поэзия и рассказы отдыхают от массового современного читателя. Многие говорят, что поэзию не понимают, то же самое еще недавно говорила и я, хотя меня это немного смущало и я втайне надеялась как-то этот момент, хотя бы в отдаленном будущем, поправить. Но внезапно это будущее наступило очень скоро ;))))

Так вот, возвращаясь к конкретному авантовскому тому, некоторые авторы статей тут оказались супер классными профессионалами-филологами. Некоторых я попыталась разыскать в сети, найти что-то из их научного творчества. Особенно сильное впечатление на меня произвели статьи (сюрприз-сюрприз!) про литературу Древней Греции. Написаны они в большинстве своем Ольгой Левинской (Ахуновой, как я нашла потом в сети, по-видимому, фамилия после замужества). Ниже привожу пример одной страницы из энциклопедии:



Ольга Левинская - крупный специалист по античности, работает в МГУ, я так подозреваю, что в традициях великого Гаспарова. Она много изучала Апулея (кстати, как ни странно, но статьи в аванте про римлян вообще и Апулея в частности написаны другими авторами, ну да ладно), ищу кстати ее книгу по «Метаморфозам (или золотой осел)», пока удалось только пару статей прочесть, посмотреть короткие видео на Постанауке и беседу с ее участием в скучной литературной передаче, которая когда-то выходила на телеканале «Культура» (а может и сейчас еще выходит).

Апулей кстати меня очаровал! Ради него купила издание серии литпамятников Академии наук, с огромным удовольствием прочла его «Метаморфозы». Меня удивляет, что эту книгу относят к эротическому чтению... но не суть, наверное, имеет смысл все-таки как-нибудь поговорить про приключения золотого осла отдельно, с удовольствием вернусь к этой книге опять.

Еще конечно по ходу своего литературноисследовательского путешествия читала некоторые вещи, восполняя пробелы. Еще у Гаспарова в его «Занимательной Греции» меня очаровал Ксенофонт со своим «Анабасисом», его я тоже прочла, кстати смешно было, что вначале на одну страницу текста приходилось читать 2 - 3 страницы комментариев. Очень понравилось, я думаю, кстати, что это произведение как раз является одним из основоположников будущей прозы, про которую мне все так хотелось что-то понять :)))

Из трагиков больше всех ... ой, ну в самом деле, надо бы уже остановиться и как раз про трагиков и комиков написать отдельно, попробую в следующий раз ;)

Самасебефилолог

Previous post Next post
Up