В субботу мы совершили поездку на автомобиле в Калязин. Дорога проходила по нашей любимой Ярославке, но самое загруженное место перед Тарасовкой мы, как обычно, объехали по Осташковскому шоссе. Вообще, на нашем пути особых пробок не было. Сергиев Посад, через который лежал прямой путь к нашей цели, мы тоже объехали. Расстояние до Калязина несколько меньше 200 километров. Чтобы попасть туда - нужно свернуть с Ярославского шоссе на дорогу Р104. Путь был довольно интересным, в некоторых местах весьма холмистым с крутыми спусками и подъемами. По дороге нам встретилось довольно много населенных пунктов сельского типа - как довольно крупных (в том числе даже с каменными домами в 3 - 5 этажей), так и совсем мелких - домов в 15. Качество дорог, в основном, вполне приличное; иногда есть просто вылизанные и новые участки, иногда встречаются и давно не ремонтированные участки, но резких торможений и опасных маневров они все же не требуют. Что интересно и странно, столь разные части могут чередоваться каждые 200 - 400 метров.
В самом Калязине на самом деле мало что можно посмотреть. Кроме колокольни на Волге (знаменитой, правда, на весь мир), двух-трех церквей и нескольких исторических строений, там больше нет ничего интересного. Издалека мы видели еще огромный радиотелескоп в форме спутниковой антенны. Еще есть там, говорят, музей Бабя-Яги, но мы в него не стремились. Значительная часть города была затоплена и разрушена при строительстве Угличского водохранилища; уцелела лишь колокольня Никольского собора. Впрочем, на берегу водохранилища можно хорошо отдохнуть, но лучше делать это не в самом Калязине, а на противоположном берегу - ехать туда нужно в объезд, через Кашин.
Колокольня находится от берега метрах в 100, при желании до нее можно даже добраться вплавь (хотя из-за невероятной грязности воды в Волге лучше этого не делать), а зимой, соответственно, по льду. Мы же прокатились на моторной лодке, причем нам устроили целый микро-круиз по водохранилищу; денег же взяли достаточно много - зарабатывают эти лодочники очень хорошо (но, скорее всего, только в выходные дни, когда приезжают туристы, а в будние никого нет, а зимой - вообще мертвый сезон). Колокольня раньше просто стояла в воде; теперь же вокруг нее то ли намыло, то ли насыпали маленький остров, по которому ее можно обойти вокруг. Колокольня довольно высокая - свыше 70 метров; состоит она из пяти ярусов, нижний из которых с самого начала был короче остальных, а теперь еще и засыпан песком. Вид же у колокольни средний, давно не реставрированный, и, хотя я против излишне восстанавливающего ремонта (на мой взгляд, он убивает ощущение старины и какую-то тонкую фишку строения), не мешало бы ее хотя бы оштукатурить или покрасить заново. Кроме того, было бы неплохо ее укрепить, чтобы на нее можно было смело подниматься, и устроить где-нибудь наверху смотровую площадку. Раньше она принадлежала Никольскому собору, она стояла отдельно, не была связана с другими строениями. При разрушении собора и затоплении Калязина ее оставили, потому что хотели сделать из нее парашютную вышку, но что-то не срослось. Зато это место стало знаменитым и одним из самых известных на всей Волге; иначе бы на Калязин обращало внимание гораздо меньше людей.
В остальном Калязин представляет собой весьма печальное зрелище. Он исторически был разделен на две части - на левом (главная часть) и правом берегу реки Жабни, впадающей в Волгу. В главной части более-менее прилично, есть каменные дома, как старинные, так и современные, а вот во второстепенной части совсем грустно. Дома сплошь деревянные и сельского типа; многие улицы имеют лишь грунтовую дорогу. В общем, условий для жизни практически никаких; работы, скорее всего, тоже. Так что, видимо, живут в Калязине или те, кто ездит на работу за многие километры, или те, кому просто деться некуда. Еще в тот день там был День Города. Народные гуляния проводились с утра до глубокой ночи на небольшой, практически не устроенной набережной, несколько в стороне от берега перед колокольней.
Дорога обратно шла у нас до родственников, которые живут в поселке Богородское, на месте известной деревни, в которой делали знаменитые деревянные игрушки с медведями. По пути нам хотелось перекусить (так как мы почему-то не сделали этого в Калязине). Но вот удивительно - нам практически не попалось ни одного кафе или ресторана, а попавшиеся почему-то все были закрыты, несмотря на субботний день. Нам все это сильно не нравилось, но сделать что-либо мы были бессильны. Кроме того, с бензином на той дороге тоже плохо - от Сергиев Посада до Калязина там всего 4 - 5 заправок. В общем, дыра дырой, лучше туда просто так не попадать - только проездом эти места миновать, как мы и сделали. Тем не менее, пейзажи симпатичные или просто очень красивые - настоящая российская сельская глубинка.
Переночевав у родственников и хорошо отдохнув, мы в воскресенье отправились в обратный путь. На нем была еще одна цель, приведшая нас в деревню Выпуково. Там мы решили проехать через деревню и попробовать выбраться на Ярославку, или какую-либо другую дорогу в Сергиев Посад напрямую, без возвращения в Богородское. Дорога нам досталась кошмарная, но красивая. Она не асфальтированная, грунтовая с множеством ям и выступающих камней, но проходит она в живописном лесу, через спуски и подъемы. Немного жаль, что мы не остановились пофотографировать, хотя это не беда. Так как у нас был навигатор, собственно и предложивший нам этот путь, мы не боялись заблудиться; кроме того, навстречу нам проехало несколько машин - значит было откуда ехать. В итоге мы попали в Краснозаводск, а оттуда уже без труда выехали сначала на старую Ярославку, а потом через большое автодорожное кольцо - на основную трассу. В целом, поездка мне понравилась, хотя была куда менее насыщенной, чем аналогичные поездки прошлого года.