В День радио мы решили поговорить с Олегом Русских, главным редактором «Радио КП-Пермь». У ветерана медиафронта (который, как выяснилось, ветераном себя не считает) мы узнали, как развивается пермский рынок журналистики и сегмент NewsTalk радио, как удовлетворить инстинкт получения информации и почему не нужно звонить журналистам по вечерам.
- Мы знаем, что у вас историческое образование, и вы преподавали в школе. Почему вы перестали этим заниматься и как попали в сферу СМИ? С чего началась ваша карьера в журналистике?
- С кризиса 98-го. С одной стороны, в школе стало несколько голодно. С другой стороны, достаточно случайно мои знакомые позвали меня в газету для студентов «Молодежная часть света», сейчас ее не существует. Так потихоньку я стал писать. Причем достаточно долго длился период «потихоньку», потому что, преподавал я до 2001 года. Да и после смены профессии еще время от времени лекции читал и даже сейчас иногда это делаю. Потом я перешел в пресс-службу, работал пресс-секретарем «Единой России» с 2002 по 2005 годы. Как говорят, это было еще в те времена, когда работать на «Единую Россию» было не стыдно. Параллельно были еще какие-то газеты, в 2003-м я сделал первую программу для телевидения, а в 2005-м полностью ушел на «УралИнформ-ТВ» уже главредом.
- Вы работали во всех видах СМИ: в печатных, на телевидении и радио, в Интернете. Где вам было интереснее всего работать и почему?
- Так не бывает. В какой-то период интереснее в одном месте, в другой - в другом. Меняешься сам - меняются твои интересы. Поэтому, если сегодня интересно делать газету и преподавать в школе, то не факт, что завтра не понравится работа на радио, а по вечерам, допустим, грузить сахар, в качестве хобби.
- В каком направлении сейчас развивается журналистика, в эпоху Интернета и высоких скоростей? Оперативность, эксклюзив - что является основой журналистики сегодня?
- Мне кажется, что вы противопоставляете не противоречивые процессы. На самом деле, Интернет в данном случае - канал доставки информации. Раньше этим занимался калика перехожий, какой-нибудь былинный странник, который доставлял информацию от одной деревне к другой и рассказывал свежие новости в обмен на то, что жители его кормят и поят. Потом от глашатаев перешли к газетам. Затем радио, телевидение и Интернет. То есть Интернет, в данном случае, всего лишь еще один канал информации. Конечно, это качественно новая история. Как, например, качественно иным было и появление радио по сравнению с бумажными СМИ.
Появление качественно иного канала, безусловно, подразумевает новые методы, возможности, модели. Но на самом деле, суть журналистики не меняется существенно. Задача остается прежняя - удовлетворять потребности человека в одном из основных инстинктов. Наряду с инстинктами размножения, голода, жажды и выживания, есть инстинкт получения информации.
- На пермском медиарынке появилась часть новых СМИ, в том числе и «Радио КП-Пермь». Каков, по вашему мнению, их потенциал?
- То, что появляются и закрываются СМИ, это нормально. Что касается радио, в России - это достаточно жесткий бизнес. Несмотря на то, что большинство сетевых радиостанций принадлежит крупным медиахолдингам, это по-настоящему конкурентный рынок, очень тесный.
Сейчас на рынке Прикамья около 30 FM-станций. При этом рынок стабильный по аудитории, которая не растет, но и не уменьшается. В основном, рост рынка происходит за счет увеличения числа автомобилей, потому что, в определенном смысле радио слушают сейчас в машине. Важная деталь: радио дешево по затратам и производству, по сравнению с телевидением и сопоставимо по стоимости с Интернетом.
Но с другой стороны, если приглядеться - ниши есть, например разговорное радио. В формате NewsTalk полноценно не работает никто, кроме «Эха Перми» и теперь нас. К разговорным еще относятся немножко «Маяк», Краевое радио на «Радио России» и «Серебряный дождь». По форматам, диапазонам или по тому времени, которое местное вещание занимает в сетке этих радиостанций - именно «немножко». Поэтому, в моем понимании, «Радио КП-Пермь» потенциально способно и завоевать аудиторию, и быть коммерчески успешным.
- Благодаря чему вы планируете завоевать аудиторию, а может и занять лидирующие позиции в радио СМИ? Какова концепция «Радио КП»?
- «Занять лидирующие позиции» - в планах, конечно, есть. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Концепция любой разговорной радиостанции - это информация, интерактив, эксперты - три кита, на которых строятся NewsTalk станции. Дальше эти основополагающие элементы мешаются друг с другом в необходимых пропорциях.
Мы хотим привлечь к разговорному радио ту аудиторию, у которой интерес к такому формату есть, а продукта, отвечающего потребностям, нет. И таких людей в Перми достаточно. Многим не нравятся те или иные существующие разговорно-информационные радиостанции, потому что они слишком «хипстерские», очень «политизированные», «для стариков» и т.д.
Как показывают наши ощущения, основанные на опросах знакомых, друзей и реакции слушателей, все идет так, как должно идти. То есть «Радио КП-Пермь» попадает в нужный социальный сегмент, и люди воспринимают это хорошо.
- На кого рассчитан формат радио, где с одной стороны есть разговорные шоу-обсуждения утилитарных проблем, а с другой - передачи с экстрасенсами в прямом эфире?
- А передачи про поднятие потенции на «Эхе» вы не слышали? А про рекламу БАДов? Каждый зарабатывает так, как зарабатывает. Это реклама. То, что законно, то и продается.
Если набросать портрет среднестатистического слушателя «Радио КП», то это мужчина, старше 40 лет, среднего достатка. По роду деятельности - синий воротничок, отставной военный, бюджетник. Семейное положение - женат, есть дети, внуки на подходе. Дача, иномарка недорогая, например Renault Logan, Kia Spectra, Hyundai Solaris. Музыкальный вкус - от Григория Лепса до мелодичного рока. В хорошем смысле слова, это простой пермский обыватель, которого волнуют обычные человеческие проблемы. У него те страхи и мечты, которые в основном двигают российским обществом. Если говорить о политических взглядах, он не хочет войны с Украиной, но поддерживает присоединение Крыма. Это те люди, которые голосовали за Путина. И одновременно те, которых в меньшей степени интересует политика. То есть перестановки в администрации губернатора Прикамья в значительно меньшей степени интересны, чем вопросы благоустройства придомовой территории. Они не религиозны, хотя могут делать вид, что православны. В них много советского, но в сегодняшнюю реальность они уже вросли.
- Ориентируетесь ли вы на кого-либо в сфере радио? Кого вы можете назвать мастером?
- Любой человек, который занимается разговорным радио, первым делом назовет Алексея Венедиктова. И это совершенно правильно и справедливо. Он сделал разговорную радиостанцию входящей в тройку лучших в стране и на равных конкурирующей с музыкальными развлекательными станциями - это действительно хорошая история.
Мне нравится Дмитрий Губин. Он работал в разных СМИ, а около месяца назад он пришел на «Радио КП» в Москве и очень сильно оживил вечерний эфир. Я очень рад, что его туда пригласили. Он очень интеллектуально подкованный ведущий, то есть просто гениальный в этом смысле, очень эрудированный.
- На ваш взгляд, может ли существовать полезная и интересная журналистика в рамках прогосударственного холдинга? Если да, то на чем она строится?
- Может. Почему нет? «Эхо Москвы» принадлежит холдингу «Газпром-Медиа». Куда государственней? Холдинг «ГТРК» включает в себя около 30 каналов, среди них «Наука 2.0», «Экспедиция» и т.д. Одним из наиболее ярких примеров этого холдинга является «Россия 24», на мой взгляд, очень качественный канал... Кому-то может не понравиться идеология, которую они продвигают, но отрицать то, что телеканал «Россия 24» высокого качества, никто не будет. Газета «Коммерсант» - тоже пример качественной журналистики в России. Поэтому, конечно, полезная и интересная журналистика может существовать в рамках прогосударственного холдинга. Вместе с тем, наличие оппозиционного, негосударственного владельца никак не гарантирует СМИ ни свободу, ни независимость, ни коммерческий успех.
Любое СМИ находится под влиянием собственного менеджмента как минимум, владельца как максимум. И даже если последний не вмешивается в редакционную политику, он все равно на нее влияет самим фактом своего существования. А СМИ на владельца. Не бывает такого, во всяком случае, в России, чтобы общественно-политическое СМИ заводилось и содержалось исключительно для бизнес-целей.
Не хочешь лезть в политику - не покупай СМИ. Потому что, если у тебя есть общественно-политическое СМИ, тебе все равно будут задавать вопросы, тебя будут связывать именно с ним. А значит, придется перед деловыми партнерами, коллегами-политиками и всеми прочими так или иначе отвечать за то, что там говорят.
- Скажите, журналисту сегодня можно заработать деньги? Или люди занимаются этим из любви к искусству, а зарабатывают в какой-то другой сфере?
- Может, почему нет. Надо просто много работать. В журналистике, как и в любой сфере деятельности, из 100 человек, только 10 добиваются хорошего карьерного роста и повышения зарплаты, и лишь единицы - богатства и почета.
- Какой совет можете дать молодым медийщикам, начинающим пиарщикам и журналистам?
- Я уже ветеран, да? У меня-то ощущение, что я только вчера начал.
Пиарщикам я бы посоветовал не доставать журналиста. Больше всего меня нервирует, когда условно, в 10 вечера, на мой сотовый может позвонить барышня и спросить: «Вы получили мой пресс-релиз?». Ну, барышни, если вы послали мне пресс-релиз на электронную почту, убедитесь, что адрес верный. Вы рассчитываете, что я не проверяю свою электронку или вы сомневаетесь в моем профессионализме? Что я должен был сделать после того, как получил это пресс-релиз? Перезвонить отчитаться второму помощнику старшего заместителя начальника департамента вашей пресс-службы? Ребята, если я вам не ответил, значит, меня это не интересует, либо я принял это к сведению. Всё.
Вторая проблема, которая меня волнует, плохое знание русского языка. Над этим можно и нужно работать.
Что касается молодых журналистов - ребята, большой зарплаты точно не будет! То есть, если вы думаете, что на журналистике разбогатеете, вы ошибаетесь. Все места «наверху» заняты и в ближайшие 15 лет не освободятся.