Сергей Якупов, разработчик нового проекта zvzda.ru издательства «Звезда», за чашкой кофе рассказал Петру Кравченко, как «Сверхновая Звезда» сочетается с одним из самых традиционных изданий Пермского края, о вере в длинные тексты и каких журналистов не хватает на пермском рынке.
- Сергей, первый вопрос очень предсказуемый: почему «Звезда»? На пермском рынке она отвечает за очень четкий сегмент традиционной журналистики «старой школы» и соответствующей аудитории.
- Это очень мощный шлейф, да.
- Насколько я понимаю, в печатном издании ничего меняться и не будет. То, что ты делаешь, это какая-то параллельная реальность, но под одним брендом?
- Что касается концепта газеты, я не в теме, моя епархия - это интернет.
- У «Звезды» же есть сайт, он будет отдельным ресурсом?
- Старый сайт будем использовать в качестве архива. Там будут размещены выпуски газеты в pdf, старые материалы и новости. Мы решили не переносить архив с ресурса на ресурс, чтобы не потерять данные. Поэтому мы просто сделаем на главной странице баннер архива газеты «Звезда». Возможно, перерисуем главную страницу, чтобы она была более архивная.
Основной новый контент будет размещаться на новом сайте. С газетой у нас, конечно, будут выстраиваться взаимоотношения. Мы будем обмениваться некоторыми текстами.
- На уровень совместного определения повестки дня вы не будете выходить?
- Я пока не готов сказать, как это будет все технически реализовано и насколько повестка дня будет (и вообще будет ли) диктоваться. Сейчас моя задача - сделать технически сайт, набрать базу контента (что мы сейчас усиленно делаем), чтобы в сентябре запустить проект. Скажу, что на сегодняшний день нам не диктуют, какая будет повестка дня, мы ее определяем сами.
- Формально издание принадлежит издательству «Звезда»?
- Сайт еще не зарегистрирован как СМИ. Он будет регистрироваться сразу же после открытия.
- Собственником будете выступать вы или это будет проект «Звезды»?
- Нет, я тут выступаю просто как наемный менеджер. Это будет просто такой зонтичный бренд: есть газета «Звезда» и сайт со своими аудиториями.
- Кто будет аудиторией сайта?
- Сайт по своей миссии будет являться общественно-политическим изданием. Это будет интернет-журнал, не новостное издание, не лента новостей.
Есть два термина, характеризующие контент сайта наиболее полно: slow journalism и explanatory journalism (объясняющая журналистика). Мы будем делать материалы не «горячие», т.е. мы не гонимся за какой-то строчкой в новостной ленте. Нам это не сильно важно. Мы гонимся за глубиной и мультимедийной проработкой текстов. У нас есть специальный человек, который отвечает за эту мультимедийную проработку. Мы его называли продюсером. Человек будет обрабатывать данные, делать инфографику.
- А этот человек будет из Перми? Где в Перми можно найти такого человека? Ни у одного издания такого нет. Я слышал только, что этому учит Иван Печищев в Пермском университете.
- Да. Мы с Иваном по весне еще общались, и он рассказал, что в его потоке выпускников есть люди, которым это интересно и которые начинают в этом разбираться. Это молодые люди, достаточно амбициозные, с новыми знаниями. Самое главное они практически не зашорены работой в наших медиа.
- А вообще кто в команде?
- Команда такая разношерстная получается. Это в основном практикующие журналисты, но есть и совсем новые имена.
- Каким требованиям надо соответствовать, чтобы участвовать в проекте?
- У штатного журналиста будет план - делать в неделю по 4 текста. Казалось бы, это мало, но с другой стороны, мы же не делаем новости, мы собираем материалы, встречаемся с экспертами и т.д. Работы в итоге будет достаточно много. При этом никогда не знаешь, какая тема будет именно сегодня. Поэтому одно из важнейших требований - быть в курсе новостной повестки дня, быть более или менее универсальным, уметь писать, уметь забуриваться, работать с тем, что есть. Таких людей, к сожалению, очень мало.
Я хочу сформировать команду, которая была бы не ангажированная и не примелькавшаяся в нашей тусовке. Это огромный труд, но хотелось бы сразу заявить о себе как о серьезном ресурсе.
У нас в городе дефицит журналистов, которые умеют писать длинные тексты и тех, кто умеет отказаться от собственного мнения в материале. Многие из них выросли в ЖЖ и теперь высказывают свое мнение направо и налево по любому вопросу. У меня задача - создать команду, которая свое мнение высказывала бы отдельно. Есть какая-то тема, в ней есть 2-3 участника, и у каждого участника есть своя правда. Задача такая: озвучить все, привести все факты и поставить точку. То есть сделать материал, который провоцировал бы мысленный процесс у читателя, а не у журналиста. Журналист - медиум. Он - промежуточное звено между информацией, собственником информации и читателем. Когда журналист начинает навязывать свое мнение, а любое высказанное мнение - это навязывание, тем более в СМИ, это не журналистика, а блогерство, публицистика, на мой взгляд.
Я хочу такую журналистику, где журналист просто говорил бы факты, мнения разных экспертов, глубоко проработал тему, собрал какие-то данные, свел их в материал. Если есть какая-то личная позиция, то для этого есть авторские колонки.
- По последним исследованиям, тексты становятся все короче и короче. «Длинная» журналистика становится все больше для эстетствующей публики. Вы себя позиционируете как проект для небольшой аудитории?
- Нет, мы позиционируем себя как издание для думающей аудитории, а большая или не большая покажет жизнь.
- Сейчас все сводится либо к новостной журналистике, либо к спискам «10 фактов как жить»?
- Есть серьезная проблема недостатка в глубине материалов. Все читают только один-два абзаца, а дальше уже с трудом. Это формирует такую жвачную аудиторию, когда читателя даже не пытаются заставить думать. Я хочу провоцировать человека думать. Мне кажется, что таких людей, на самом деле, много.
А что касается падения тренда на длинные тексты… Есть разные исследования. Одни говорят, что интерес к ним падает, другие - нет. Он падает в газетах, кстати.
Тот же самый Buzzfeed, который является синонимом листиклс (lists + articles = listicles) некоторое время назад организовал у себя на сайте рубрику, посвященную только longread - длинным материалам. И сейчас они получили 50 миллионов долларов на развитие. Развитие лонгридов - один из приоритетов. Тем самым редакторы проекта как бы перераспределяют внимание.
- Это то же самое, что «Лента» делала. Мне Ваня Колпаков рассказывал, что они сделали ставку именно на длинные истории и у них был успех.
- Все вокруг начинают думать, что длинные истории уходят в прошлое. Но как только появляется какой-то проект, ты начинаешь рассказывать длинную историю, и люди начинают это читать. «Уходит в прошлое» - это просто перегретый тренд.
- А есть какой-то прототип зарубежный?
- Atlantic в 2012 году запустили ресурс Quartz (qz.com), ориентированный длинные и среднеразмерные материалы. Это не новостной ресурс, они берут какие-то актуальные темы и просто их разворачивают.
Второй ресурс, на который я ориентируюсь - это Vox.com. Это синоним так называемой explanatory journalism, объясняющей журналистики.
Есть понимание того, что новости нужно объяснять. То есть человек может сказать: «Я знаю, что это новость, я знаю, что это здорово. Но почему именно эта новость является новостью, я не знаю».
Эти два ресурса послужили контентной основой нашего сайта. Хотя я сейчас, конечно, могу говорить о чем угодно, но посмотрим, что будет в итоге.
- А есть какая-то рекламная модель?
- Она обычная, с одной стороны, а с другой стороны, хотелось бы иметь необычный подход, который рекламодатели ценят. Среди популярных рекламных инструментов - это, конечно, баннерная реклама, но баннеров у нас будет мало. Это связано с тем, что сайт мобильноориентированный, и не хочется его утяжелять. Дальше будем ориентироваться на sponsored content.
- А будет именно мобильная версия сайта или мобильное приложение?
- Нет, мы делаем адаптивный дизайн под все экраны. Основная наша работа сейчас - довести нашу мобильную версию сайта до блеска.
- Мне кажется, Костя Долгановский про выравнивание текста тебе сразу напишет.
- Мы когда работали с ним в «Новом компаньоне», он мне постоянно говорил «сделай выравнивание текста». Не буду я его делать.
Должна быть идеальная мобильная версия. В связи с этим баннеров будет ограниченное количество. Структура сайта такая, что у нас нет чёткой и привычной главной страницы. Она формально, конечно, есть. На сайте всего три блока: шапка, лента и центральное поле. Мы специально пошли по упрощенной схеме. У нас нет в полном смысле этого слова навигатора, есть некие темы, которые актуальны на сегодняшний день, в течение 7 дней, например.
- То есть таких тем в навигаторе как политика, ЖКХ, транспорт…
- Нет, не будет. У нас там будут такие актуальные темы как зоопарк, Черняевский лес, Басаргин.
- Тэговая система?
- Да. Через неделю будут другие темы. Кроме того, у нас еще будет разделение по типам материалов: статьи, инфографика, интервью, колонки, фотографии, видео.
- Сразу хочу уточнить, насколько такое разделение отражает восприятие потребителя? Есть такое ощущение, что когда на сайте выделяют фото и видео, так очень удобно администратору, но ни один человек не заходит на сайт с мыслью «посмотрю-ка я фото и видео». Это нереальное для человека желание. Человек читает и хочет видеть подтверждение чего-то. Человек не захочет смотреть просто фото и видео. Условно говоря, предполагается, что человек захочет смотреть мультимедиа?
- Это будет меню второго уровня, первый уровень - это все-таки актуальные темы. Мы ориентируем человека на то, что действительно актуально. Он нажимает на тему и попадает на список материалов по ней. Есть и те, кому интересно посмотреть только форматы, а не материалы, но это второй уровень. Кому-то интересны только колонки, например.
Вообще, идеальный новостной сайт - это просто одна лента и все. У нас нет новостей, у нас боковая колонка и фильтрация - новые и популярные материалы. Соответственно, главную страницу можем сделать кастомизируемой, как это сделал в прошлом году Guardian, когда разместил везде материалы по рождению сына у принца. Там можно было нажать на страницу и получить материалы только о ребенке Гарри, либо сформировать всю страницу только по запросам.
- На каком движке делается сайт?
- Сайт делаем в WordPress. Он достаточно гибкий и позволяет делать нам все, что угодно.
- Есть какая-то дата старта? Когда зажжется новая «Звезда»?
- Чёткой даты нет, но для меня сейчас это проект номер один. Даже по значимости это важнее чем мой mediamedia.me. Я уже недели три своим проектом не занимаюсь. С одной стороны, очень грустно, а с другой, я понимаю, что мне сейчас нужно сделать действительно качественный продукт и просто расставить приоритеты. Мы замахнулись на очень высокие позиции.