Проторыцарство и "волосатые мотороллеры".

Dec 02, 2017 01:35



Николай Смирнов о вооружении и снаряжении поместной конницы 16-17 веков

"Клим Жуков. Мы когда смотрим на Уложения, которые издавал Карл Великий ещё в 9 веке и Карл Мартелл в 8 веке, обнаруживается, что проторыцарство, которое они создавали в 8-9 веке, не могло бы физически появиться на русской почве вообще, потому что русский дворянин - это 56 га и 5-6 дворов, в хорошем случае если он владеет, то всадник при Карле Мартелле выставлялся с 40 дворов. С 40-ка, а не с 5-ти.

Николай Смирнов. У них потому что доходы были больше, земля-то давала больше явно, поэтому…

Клим Жуков. Конечно. Ну даже если представить себе, что это такая же земля, как у нас, то это не 5 дворов, а 40, и вот с неё выставляется всадник, а у 5 дворов никакого всадника не могло быть в принципе.

Николай Смирнов. Причём основного всадника, а не какого-то…

Клим Жуков. Конечно, основного боевого танка.

Николай Смирнов. …вот сейчас мы ещё про запасных, дополнительных…

Клим Жуков. Хотя это 8 век, там, это вооружение вполне было сопоставимое с тем, что у нас было у поместной конницы, в смысле количества надетого железа. Т.е. там шлем, кольчуга - это уже хорошо."

Leges Langobardorum. Ahistulfi Leges. Середина 8 века.

Владеющий 7 дворами (septem casas massarias) должен выступать в броне (lorica), оснащенным (cum reliqua conciatura) и с лошадьми (cavallos). При этом коня следовало выставлять уже с надела в 40 югеров (quadraginta iugis terrae). Латинский текст тут и тут. Английский перевод тут. Русский тут и тут.

Уже можно рассуждать о нищих франках из австразийских болот, которые на коня скидывались гуртом в 40 дворов?

Почему "100 четей" у ув. К.Жукова это "5-6 дворов, в хорошем случае" - малопонятно. В обычном случае это 10+ дворов (имхо, скорее даже "около 15"). И подобных странностей по всей видеолекции можно кулек собрать.

"Клим Жуков. Ну и экономическая ситуация сложилась так, что по-другому было никак, самостоятельно люди вот так начали при Иване Третьем вооружаться, потому что им больше не во что было, у них просто не было денег с земли, куда их посадили, чтобы вооружаться на условно рыцарский манер - в кованую рать".

Каковую псковичи выставляли в виде "всадник с 4 сох" - тот же десяток и более дворов...

Дополнительно - раз, два, три.

"Клим Жуков. Ну потому что тегиляй - это же такое средство, которое… т.е., по сути дела, очень толстый стёганый халат, кафтан. Он от оружия, например, от сабли, очень неплохо спасёт, потому что она просто там завязнет, а вот от пули или от стрелы он не спасёт вообще - что у тебя просто кафтан, что у тебя будет тегиляй - тебе, собственно говоря, будет ни холодно, ни жарко. А т.к. люди были всё-таки в первую очередь рассчитаны на дистанционный бой, они не были предназначены для тяжелой рукопашной схватки лоб в лоб, то я лучше ничего не надену обычную гражданскую одежду".

Из какого лука, какой стрелой, с какого расстояния?

"Николай Смирнов. Да, но при этом могу сказать, что ещё есть момент вот этот - что у нас очень низконаселённые эти поместья, плюс сама база для набора вот этих помещиков у нас тоже очень маленькая. Вот если взять шляхетство польское в 17 веке, то там почти 250 тысяч человек в этом сословии на 17 век. Если взять русское дворянство, то их, я думаю, 50 тысяч - и всё. Поэтому понятно, что даже если у вас там погибало какое-то количество народа, то всегда поляки могли восполнить желающими, умеющими и обеспеченными товарищами, и это несопоставимо просто. Но вообще это отдельная, действительно, история".

Шляхты было в 5 раз больше. Осталось обосновать "умелость и обеспеченность". Так-то процент дворян в Испании, Польше и Венгрии был раз так в 5-10 выше, чем во Франции, к примеру. А в Дании и Швеции - в 5-10 раз ниже. И что?

Складывается впечатление, что почти все вне рамок "Николай Смирнов рассказывает о поместной коннице второй половины 16 - начала 17 века" можно просто пропускать...

За компанию.

- Simon Coupland. Carolingian Arms and Armor in the Ninth Century.
-
Capitulare missorum in Theodonis villa datum secundum, generale. Тут требуется иметь брюнну с владения от 12 мансов (duodecim mansis bruneam habeat). О мансах - Ganshof F.L. Manorial Organization in the Low Countries in the Seventh, Eighth and Ninth Centuries // Transactions of the Royal Historical Society, Vol. 31 (1949), pp. 29-59. Опять - плавающая мера "приблизительно от обжи до сохи".
- Karoli ad Fulradum abbatem epistola
- Capitulare missorum 792 vel 786

P.S. Вторая часть. Тут, на мой любительский взгляд, просто "все хорошо".

P.P.S. Чтобы два раза не вставать. Попытки оценить размеры армий Европы на эпоху Тёмных веков.

- Bachrach B.S. Early Carolingian Warfare. Prelude to Empire. 2001
- Sawyer P.H. Age of Vikings. 1971
- Timothy Reuter. The recruitment of armies in the Early Middle Ages: what can we know? // Military aspects of Scandinavian society in a European perspective, AD 1-1300. 1997.
- Brooks N.P. England in the Ninth Century: The Crucible of Defeat // Transactions of the Royal Historical Society, 5th series №29. 1979.
- John France. The Composition and Raising of the Armies of Charlemagne // Journal of Medieval Military History, №1. 2002

- Tim Reuter. Plunder and Tribute in the Carolingian Empire // Transactions of the Royal Historical Society. №35. 1985
- Tim Reuter. The end of Carolingian military expansion // Medieval Polities and Modern Mentalities. 2006
- Karl Leyser. Early Medieval Warfare // Communications and Power in Medieval Europe: The Carolingian and Ottonian Centuries. 1994
- Niels Lund. The armies of Swein Forkbeard and Cnut: leding or lið? // ASE 15, 1986
- Simon Coupland. The Carolingian Army and the Struggle against the Vikings // Viator. №35. 2004
- Goffart W. The Recruitment of Freemen into the Carolingian Army, or, How Far May One Argue from Silence? // Journal of Medieval Military History. Volume XVI. 2018
- Roscoe P. Social Signaling and the Organization of Small-Scale Society: The Case of Contact-Era New Guinea // Journal of Archaeological Method and Theory, 16(2), 69-116. (2009)
- Keiser R.L. The Vice Lords: warriors of the streets. Case Studies in Cultural Anthropology. 1969

Previous post Next post
Up