Leave a comment

balansirovschik September 26 2014, 19:30:12 UTC
При первобытном коммунизме право в каком-то виде, похоже, всё же было. Например, кровная месть -- что это, если не право?

Reply

(The comment has been removed)

balansirovschik September 26 2014, 20:11:16 UTC
Дык я про родоплеменной и говорю. И если верить этнографам, осуществлять её могли не кто попало, а определённый круг лиц и в определённых обстоятельствах, т.е. формальные признаки права налицо.

Reply

(The comment has been removed)

sov0k September 26 2014, 21:07:06 UTC
Если "первобытный коммунизм" отождествлять с дикостью, то никакой кровной мести в нём конечно же не было.

Reply

saavedra_ru September 26 2014, 20:12:51 UTC
- И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без
солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без
тюрем, без судебных процессов - все идет своим установленным порядком. Всякие споры и
распри разрешаются сообща теми, кого они касаются, - родом или племенем, или отдельными
родами между собой; лишь как самое крайнее, редко применяемое средство грозит кровная месть,
и наша смертная казнь является только ее цивилизованной формой, которой присущи как
положительные, так и отрицательные стороны цивилизации.

Reply

sov0k September 26 2014, 20:23:39 UTC
Не люблю этого термина, на самом деле, тем более, что, строго говоря, первобытный строй делится на дикость и варварство. Обычай кровной мести появляется в позднем варварстве - там, где родовые связи уже преобладают над племенными - в результате возникновения частной собственности на землю (или скот), и семьи (какая кровная месть без более-менее гарантированного отцовства?), т. е. эксплуататорских отношений.

Reply

balansirovschik September 26 2014, 21:17:04 UTC
Насколько я помню "Происхождение семьи..." (и если Морган и прочие не ошибались), то и во времена родовой собственности на землю кровная месть существовала. Кажется, там даже в пример ирокезы приводятся, у которых на тот момент частной собственности не было, а месть -- была. Да и гарантированное материнство вроде бы ничем не хуже отцовства в этом контексте.

Reply

sov0k September 26 2014, 21:33:02 UTC
"If any person from outside the gens killed a gentile member, the obligation of blood revenge rested on the entire gens of the slain man."

Я бы сказал, это слишком вольное употребление термина "кровная месть", или, по крайней мере в этом случае, она не являлась нормой права. Именно потому, что смысл обычая кровной мести - в ограничении насилия путём ограничения круга лиц, имеющих "право" мести. А тут никакого ограничения. Вся толпа может прийти разбираться - с другой такой же толпой, естественно.

"First, mediation was tried; the gens of the slayer sat in council, and made proposals of settlement to the council of the gens of the slain, usually offering expressions of regret and presents of considerable value. If these were accepted, the matter was disposed of. In the contrary case, the wronged gens appointed one or more avengers, whose duty it was to pursue and kill the slayer. If this was accomplished, the gens of the slayer had no ground of complaint; accounts were even and closed.Ну то есть явочным порядком и от случая к случаю ( ... )

Reply

balansirovschik September 26 2014, 23:05:40 UTC
Вот это on the entire gens я и имел в виду, когда выше написал, что осуществлялась вендетта определённым кругом лиц. Т.е. мстить имел "право" род, не больше и не меньше. Какой-нибудь сочувствующий соплеменник из другого рода -- уже нет. А вторая цитата говорит о наличии некой установленной "процедуры". Конечно, это имело характер обычая, так же как и запрет на половые связи внутри рода, но с правом в позднейшем понимании уже много общего: тоже есть запреты, тоже одним можно, другим нельзя, и тоже религиозная обёртка со временем появлялась.

Отсюда моё предположение: частная собственность -- основной, но не единственный источник права. Вероятно, и в светлом коммунистическом обществе даже после полного упразднения собственности какие-то рудименты права будут некоторое время оставаться в виде обычаев.

Reply

revolutionar September 26 2014, 23:49:28 UTC
Эо не право, а обычай. Право появляется с возникновением государства и аппаратом насилия, который может само право реализовать. Нет государства, не права, а есть обычай, традиция и т.п.

Reply

balansirovschik September 27 2014, 00:20:18 UTC
По-моему, разница здесь по большей части в терминологии. Например, если бы при родовом строе кто-то вздумал склонить к соитию родственницу (или, чем чёрт не шутит, родственника), то его быстро бы поставили на место и без всякого государства. Для поддержания обычая тоже нужны какие-то рычаги давления на индивидов со стороны общества.

Reply

revolutionar September 27 2014, 02:21:36 UTC
Разница не в терминологии, а в сущности этих разных явлений. Право поддерживается насилием именно государства и без него не существует. А другие нормы общежития поддерживаются самим обществом, поэтому и не являются правом.

Reply

balansirovschik September 27 2014, 08:22:22 UTC
Ну ежели в основу определения права положить именно насилие и именно со стороны государства, то да. Но вообще-то это только один из признаков.

Reply

korzh18 September 27 2014, 11:34:47 UTC
В обществе тоже есть "государь" - либо самый здоровый, либо самый опытный.

Reply


Leave a comment

Up