Ни один человек не является островом в океане, и группы людей таким островом не являются. Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол. Времена бывают разные, одна человеческая жизнь может вместить в себя несколько эпох с принципиально отличающимися ценностями и мировоззрением. Время, в которое мы живем, наверно, ничем не хуже и не лучше прошлых дней, оно просто другое. Осетины - народ, склонный к рефлексии, что мне всегда в своих соотечественниках нравилось. Современное состояние осетинского общества мало кого устраивает. Оно может не устраивать старшее поколение, которому есть с чем сравнивать. Но и у молодежи есть обоснованные претензии к современному миру и состоянию Осетии в нем. Вакуум, оставшийся после распада СССР, в течение 20 лет на территории отдельно взятой маленькой Осетии заполнялся различными идеологиями, часто противоположными. Как-то незаметно выросло поколение, которое является очень разношерстным в мировоззренческом плане. Жизнь - активный процесс. Мне с самого детства приходилось каждодневно видеть людей действующих. Сейчас я по факту являюсь частью реальности, которую они создали своими руками на моих глазах. Хороша эта реальность, плоха - вопрос другой, но без направленных действий на ее изменение со стороны простых и непростых людей она была бы точно хуже. Мне не нравится в современной осетинской рефлексии только одно: ей не хватает активного отношения к реальности. Есть постоянные кивки на соседей, на чью-то рождаемость, чей-то вес в федеральных структурах, чьи-то короткие юбки. Среди нас стало много людей, у которых недовольство реальностью незаметно для них самих перешло в бегство от нее и самообман.
Сон разума рождает чудовищ. Рефлексия, помноженная на праздность, рождает монстров. Анализировать недостатки и сложности нужно, но когда это становится самоцелью, то возникает проблема. Возникает неуверенность. Неуверенность в себе, неуверенность в своих соотечественниках. У соседей лучше, соседи крепче, а мы так, сидим в своем болоте. Если объективно взглянуть на вещи, то история осетин последних 300-500 лет, при всех ее перегибах и перекосах, при всех жертвах и крови, представляет собой классическую американскую "success story". Историю успеха, имеющую мало аналогов. За последние 20 лет Осетия сумела решить в свою пользу 4 военных конфликта (1989-1992, 2004, 2008 с грузинами, 1992 с ингушами), ни в одном из которых не являлась нападавшей стороной. Наконец, была достигнута высшая форма политического успеха - обретение общностью людей своего государства. Уникальное достижение, которое в общем и целом осетины пока сами не осмыслили. Зато осмыслили внешние наблюдатели, в этом сомнений нет. На момент начала войн с Грузией на юге Осетии проживало всего 10-12% от общей численности этноса. Есть народы численностью в десятки миллионов, не имеющие государства, а у нас оно есть. Это ничто иное, как показатель силы.
Самобичевание, вынос своих пороков на всеобщее обозрение и какое-то непонятное смакование их деталей с конечным выводом "все, дальше некуда" очень вредно. Испытания и сложности, через которые прошел осетинский этнос за последние столетия, были очень тяжелыми. Многие народы, находившиеся, как и осетины-аланы, в центре масштабных пертурбаций, навсегда сошли с исторической арены. Сила этноса, его способность влиять на события вокруг обычно заканчиваются "обраткой", когда он неминуемо слабнет в определенный момент. Чем большей была активность, тем сильнее обратка, часто она уничтожает этнос или трансформирует его до неузнаваемости. Народы-изоляты не знают таких волнений. Обратный эффект от прежней кипучей деятельности был для осетин-алан крайне разрушительным, но история и жизнь показали, насколько велика наша сопротивляемость внешним угрозам. Люди могут со скепсисом относится к свидетельствам о божественных знамениях в августе 2008 года в Цхинвале, но как у верующего человека у меня нет сомнений в том, что Всевышний не захотел нашей погибели. По всем аналитическим выкладкам она была неминуемой. В основе осетинской рефлексии, по моему мнению, должен априори лежать нехитрый постулат о преодолимости всех сложностей, конечном успехе и необходимости действовать, созидать. Исходя из этого нужно активно искать ответы на серьезные вызовы, которые ставит современная жизнь перед каждым человеком в отдельности и общностями людей в целом.