Oct 08, 2013 19:48
Старина имеет для людей ни с чем не сравнимое обаяние. Романтизация прошлого - явление понятное и нормальное, потому что идет из глубины сердца каждого человека. Это не рассудочная категория, скорее, речь о человеческом инстинкте наделять минувшие века благородными свойствами. Людям всегда казалось, кажется и будет казаться, что "раньше было лучше, люди были чище". Сегодня в разговорах совсем молодых людей можно услышать сожаления о том, что время, когда брошенный женский платок останавливал схватку кровников, прошло. Традиция рушится, ей нет адекватной замены, задача по формированию такой замены обществом не осознается и не ставится. В результате возникает вакуум, который в Осетии заполняется кем попало и как попало. Возникает чудовищный микс из явных и скрытых религиозных радикалов, лишенных национального самосознания людей, либералов всех мастей, "традиционалистов" со своей эрзац-религией и прочей невиданной доселе в таком количестве на осетинской земле публики. Все эти группы пытаются, если говорить просто, качать свои темы, иногда объединяя свои усилия в тех или иных направлениях и создавая весьма причудливые союзы. Любую ценную мысль можно довести до абсурда, если впасть в крайность. У любой ценной мысли такая крайность есть. Если брать то, с чего я начал, - романтизацию прошлого, - то крайность зовется "архаизацией". Восхищение стариной рождает иллюзию о том, что ее в той или иной форме можно системно воспроизвести сегодня. Тупиковая по сути архаизация общественной жизни выдается за тот самый путь, на который нужно встать для спасения Отечества.
Архаисты при этом в большинстве своем не знают, какой на самом деле была жизнь осетин 100-150 лет назад. Книг, документальных и художественных, они читать в большинстве своем тоже не хотят, история ими идеологизируется в худших традициях периода становления Советской власти. "Знания" в основном черпаются из обрывочных цитат в соцсетях. В осетинской литературе есть шедевры социального жизнеописания, но архаисты, как правило, не могут читать длинные связные тексты на родном языке. Люди говорят о необходимости следовать Традиции, категорически отрицая многие негативные элементы современности. Вдохновение черпается в прошлом, но вот здесь и возникает коллизия. В каком прошлом? Из моего опыта общения с "бегущими в горы" могу сказать, что в подгонке прошлого Осетии под свои текущие потребности они почти вне конкуренции. Прошлого, о котором они говорят, которое они себе представляют, на деле никогда не существовало. Речь в данном случае не может идти о возвращении к истокам. Эти истоки формируются сейчас, прошлое создается на наших глазах, а потом искусственный продукт искусственно экстраполируется в текущую реальность. Нехитрая двухходовка. Как патриотизм является, по меткому выражению Уайльда, последним прибежищем негодяев, так и апелляция к прошлому на фоне реально существующих проблем часто становится в Осетии категорией с двойным дном. Инстинктивно чувствуешь, что за ней есть что-то не совсем дружественное и правильное, прикрывающееся блеском осетинской старины и благородством осетинских обычаев. В лучшем случае она бывает поиском пассионарности в неверном направлении или желанием из обычной гордыни казаться суровым джигитом или скромной горянкой. В худшем за ней ощущается деструктивное начало, управляемое и направляемое.
Наивность и невежество? Лицемерие и недобросовестность? Каждый случай индивидуален. Продолжение следует.
Осетия,
мысли,
осетины