Назад в будущее

Oct 08, 2013 19:48

Старина имеет для людей ни с чем не сравнимое обаяние.  Романтизация прошлого - явление понятное и нормальное, потому что идет из глубины сердца каждого человека.  Это не рассудочная категория, скорее, речь о человеческом инстинкте наделять минувшие века благородными свойствами.  Людям всегда казалось, кажется и будет казаться, что "раньше было лучше, люди были чище".  Сегодня в разговорах совсем молодых людей можно услышать сожаления о том, что время, когда брошенный женский платок останавливал схватку кровников, прошло.  Традиция рушится, ей нет адекватной замены, задача по формированию такой замены обществом не осознается и не ставится.  В результате возникает вакуум, который в Осетии заполняется кем попало и как попало.  Возникает чудовищный микс из  явных и скрытых религиозных радикалов, лишенных национального самосознания людей, либералов всех мастей, "традиционалистов" со своей эрзац-религией и прочей невиданной доселе в таком количестве на осетинской земле публики.  Все эти группы пытаются, если говорить просто, качать свои темы, иногда объединяя свои усилия в тех или иных направлениях и создавая весьма причудливые союзы.  Любую ценную мысль можно довести до абсурда, если впасть в крайность.  У любой ценной мысли такая крайность есть.  Если брать то, с чего я начал, - романтизацию прошлого, - то крайность зовется "архаизацией".  Восхищение стариной рождает иллюзию о том, что ее в той или иной форме можно системно воспроизвести сегодня.  Тупиковая по сути архаизация общественной жизни выдается за тот самый путь, на который нужно встать для спасения Отечества.

Архаисты при этом в большинстве своем не знают, какой на самом деле была жизнь осетин 100-150 лет назад.  Книг, документальных и художественных, они читать в большинстве своем тоже не хотят, история ими идеологизируется в худших традициях периода становления Советской власти.  "Знания" в основном черпаются из обрывочных цитат в соцсетях.  В осетинской литературе есть шедевры социального жизнеописания, но архаисты, как правило, не могут читать длинные связные тексты на родном языке.  Люди говорят о необходимости следовать Традиции, категорически отрицая многие негативные элементы современности.  Вдохновение черпается в прошлом, но вот здесь и возникает коллизия.  В каком прошлом?  Из моего опыта общения с "бегущими в горы" могу сказать, что в подгонке прошлого Осетии под свои текущие потребности они почти вне конкуренции.  Прошлого, о котором они говорят, которое они себе представляют, на деле никогда не существовало.  Речь в данном случае не может идти о возвращении к истокам.  Эти истоки формируются сейчас, прошлое создается на наших глазах, а потом искусственный продукт искусственно экстраполируется в текущую реальность. Нехитрая двухходовка.  Как патриотизм является, по меткому выражению Уайльда, последним прибежищем негодяев, так и апелляция к прошлому на фоне реально существующих проблем часто становится в Осетии категорией с двойным дном. Инстинктивно чувствуешь, что за ней есть что-то не совсем дружественное и правильное, прикрывающееся блеском осетинской старины и благородством осетинских обычаев.  В лучшем случае она бывает поиском пассионарности в неверном направлении или желанием из обычной гордыни казаться суровым джигитом или скромной горянкой.  В худшем за ней ощущается деструктивное начало, управляемое и направляемое.

Наивность и невежество? Лицемерие и недобросовестность? Каждый случай индивидуален.  Продолжение следует.

Осетия, мысли, осетины

Previous post Next post
Up