“Янус, Юпитер, Марс-отец, Квирин, Беллона, Лары, божества пришлые и боги здешние, боги, в чьих руках мы и враги наши, и боги преисподней, вас заклинаю, призываю, прошу и умоляю: даруйте римскому народу квиритов одоление и победу, а врагов римского народа квиритов поразите ужасом, страхом и смертью. Как слова эти я произнес, так во имя государства римского народа квиритов, во имя воинства, легионов, соратников римского народа квиритов я обрекаю в жертву богам преисподней и Земле вражеские рати, помощников их и себя вместе с ними”.
Это знаменитый отрывок из VIII книги Тита Ливия «История Рима от основания города», описывающий один из узловых моментов объединительных войн Рима в Италии. Эпизод относится к битве римлян с латинами в 340 году до н.э. Ливий рассказывает о подвиге консула Деция Муса. Когда левый фланг римского войска, которым командовал Мус, дрогнул, он совершил редкий и, по всей вероятности, очень древний обряд, называемый “devotio”. Суть его заключалась в том, что военачальник, становясь на копье (важная подробность), обращался к богам с просьбой даровать победу войску взамен собственной жизни. Devotio совершался очень редко, в случаях исключительной важности, в самые критические моменты. Крайне дурным знаком считалось, если при дарованной победе совершавший его оставался жив. Человек считался живым мертвецом, нечистым и не мог приносить жертвы богам. В описываемой битве, совершив обряд, Деций Мус вступил в битву и геройски погиб, найдя желанную смерть. Ливий описывает ярость, снизошедшую на него после совершения обряда: "И тогда внушенный им страх охватил всех, и в трепете рассыпались передовые ряды латинов, а потом ужас перекинулся и на все их войско. И нельзя было не заметить, что, куда бы ни направил Деций своего коня, везде враги столбенели от ужаса, словно пораженные смертоносной кометой”. Победа осталась за Римом. Devotio Деция Муса, помимо Тита Ливия, в цикле из 7 картин изобразил Рубенс. Вот полотно, на котором запечатлен сам ритуальный акт:
Речь, повторяю, идет об очень древнем ритуале, которому приписывалась сокрушительная мощь. Деций Мус совершал его под наблюдением понтифика, и Ливий подробно описывает все тонкости происходившего действа. К чему я описываю любимые мной римские древности: удивительное кроется рядом. В Южной Осетии, в урстуальском селении Рук, есть очень почитаемое святилище Хисты Дзуар. Хист по-осетински - поминки, поминальное угощение. Давно думал над происхождением названия дзуара, довольно нетипичного для Осетии. Эта нетипичность могла означать только исключительные обстоятельства, при которых возник Хисты Дзуар. И вот недавно умные знающие люди дали мне ответы на все вопросы, относящиеся к теме. До сих пор под впечатлением. Святилище Хисты Дзуар возникло после того, как в Руке перед военным походом в Грузию совершил то же самое devotio знаменитый осетинский воин Амиран (Аврам) Дзанагов. История просто поразила меня очевидным параллелизмом древнеримского и древнеосетинского обрядов, их идентичным смысловым и сакральным содержанием. Единственное пришедшее в голову объяснение поразительной аналогии devotio Деция Муса и Дзанагова - общие индоевропейские корни, теряющиеся в глубине веков.
В селении Рук осетины собрали воинство для похода на Грузию в качестве ответной меры на очередные бесчинства грузинских тавадов (хронологически это 18 век). Поход предполагался масштабный, собрались мужчины из разных осетинских обществ. Военачальником был выбран знаменитый воин Амиран Дзанагов из Джимары. Своего Тита Ливия у осетин, к сожалению, не нашлось, текст ритуальной клятвы Дзанагова нигде не зафиксирован. Устные предания говорят следующее. Перед выступлением осетины принесли в жертву быка (или быков). Дзанагов встал на шкуру жертвенного животного (Деций Мус становился на копье) и вознес молитву Богу с просьбой даровать удачу в походе, сохранить жизни осетинских воинов и забрать жизни врагов и самого Дзанагова. Поход был удачен, были наказаны тавады Церетели и Херхеулидзе (и те, и другие, очевидно, сами из бывших осетин, но это уже другая история). О смерти Дзанагова имеется ряд предположений. По одной версии, он погиб, прикрывая отход войска обратно в Осетию. По второй, еще более сближающей эпизоды осетинской и римской истории, Дзанагов, отпустив войско с богатой добычей, сам вернулся обратно, желая до конца исполнить свою молитву и найти смерть, как Деций Мус задолго до него. Тело его привезли Рук и похоронили с большими почестями, а в честь самого события и акта божественной воли, реализовавшегося в виде devotio Дзанагова и дарованной Всевышним победы, возникло почитаемое святилище Хисты Дзуар.
На мой взгляд, это просто захватывающе. Древний Рим-Осетия, римский консул Деций Мус- осетинский военный лидер Дзанагов, древний ритуал посвящения своей жизни и сознательного поиска смерти в бою ради чего-то высшего.