Политика Грузии по отношению к Южной Осетии и осетинам как этносу по своей последовательности напоминает ровную линию пульса. Если даже поверхностно ознакомиться с событиями в Грузии в 1917-20 годах, то возникает полнейшее дежавю с тем, что происходит в этой стране с 1991 года по сей день. Идет воспроизводство одних и тех же установок: "европейскости" Грузии, борьбы с русским языком (тогда его пытались сменить на французский как международный), дикого ягрузинства и комплекса мини-империи. Когда распалась Российская Империя, грузины начали с попытки физической ликвидации юга Осетии; когда распался Советский Союз, они сделали то же самое. В 1920 году Грузия как никогда близко подобралась к своей исторической цели по уничтожению Южной Осетии. Десятки тысяч беженцев, тысячи убитых и замученных людей - и, в результате, освободившиеся территории. На землю, из которой изгнали осетин, заселялись грузины, получавшие в распоряжение оставленное имущество . Ниже будет приведен удивительный по своей откровенности документ - "Постановление переселенческой комиссии грузинского правительства о выселении осетин от 17 июля 1920 года". Стилистика и логика постановления полностью совпадает с соответствующими документами нацистской Германии, которые выпускались для решения национальных вопросов на оккупированных землях. Тут вам и "очищение" территории от нежелательного элемента, и разделение осетин на "лояльных и нелояльных", и четкие указания на то, сколько может взять с собой из своего имущества покидающий свой дом осетин. Большинство народа должно было быть либо уничтожено, либо выселено. Оставшееся меньшинство быстро и эффективно ассимилировалось, и юг Осетии становился грузинским. Программа выселения осетин была важной составляющей частью геноцида, осуществленного Грузией в 1920 году в Южной Осетии. Осуществлялась она следующим образом.
«В опустевшие осетинские села меньшевистское правительство переселило грузинских горцев-мохевцев. Вооруженные и спровоцированные мохевцы, воспользовавшись всем добром, оставленным эмигрировавшим осетинским населением, продолжали грабить и чинить насилия над оставшимися стариками и женщинами. На укрывшихся в лесах осетин-беженцев устраивались специальные облавы». Из «Краткого очерка истории Автономной области Юго-Осетии». Подготовлено к печати в 1931 году, не пропущено в печать цензурой.
«Ныне часть осетин выселяется на север, а часть, лояльно настроенная, остается в наших пределах и вот теперь-то проявляется настоятельная необходимость в присылке того административного аппарата, о котором я вас просил в своем первом докладе. Скорое прибытие названного аппарата нужно для того, чтобы… помочь вновь прибывающим в этот район грузинам». Доклад главнокомандующего грузинской армией генерала Кониева (Кониашвили).
«Теперь после этих «великих подвигов» Рамишвили (Ной Рамишвили - тогдашний министр иностранных дел правительства Грузии) объезжает разоренные места и, проливая крокодиловы слезы, заполняет пустоту переселением туда крестьян-грузин из Рачинского, Озургетского и Душетского уездов». Газета «Горская беднота», №3, 25 августа 1920 года.
«Грузинская Республика изгнала южных осетин и будет гнать их дальше в тот социалистический рай, куда они стремились. Как же мы можем оставить на своей земле народ, подлежащий уничтожению!». Из груз. Газеты «Эртоба».
Ну и тот самый обязательный для прочтения
документ грузинского правительства 1920 года, в котором подробно расписано "окончательное решение осетинского вопроса". Отдельные, наиболее красноречивые выдержки:
"Выселяемым осетинам разрешается забрать одну арбу, одну корову, одну лошадь, двух быков, необходимый провиант, постель и всю домашнюю утварь, если таковые у них имеются;
В Мсхлебах и Джавах с окрестностями (Джава, Безанта, Кашиата, Жижойта, Тонтобети, Гобех-Рах, Земо-Тонтобет, Квемо-Тонтобет, Корсевы, Шушита, Ниния, Бузала и др.) не должно быть оставлено ни одного осетина даже из имеющих от уполномоченного правительства соответствующее удостоверение на проживание в пределах республики Грузии, за исключением тех, которые получат на это особое от уполномоченного правительства решение;
Переселенцам грузинам разрешается в тех районах, где они поселятся, собрать скот, оставшийся в селах без хозяина и, зарегистрировав их, держать для правильного распределения через посредство переселенческой комиссии между ними". Старое доброе грузинское мародерство и желание чужой собственности, куда же без него.
Расхожее выражение о том, что по стрелявшему в него из ружья прошлое стреляет из пушки, в отношении осетин не менее справедливо, чем в отношении других народов. Как можно было забыть 1920 год, я не знаю, однако многие среди нас до сих пор в своей исступленной любви к хинкали и хачапури подвержены этой унизительной амнезии. Знание ценно само по себе, знание дает силу и позволяет выстраивать свое настоящее и будущее с учетом определенных, уже известных данностей. Для Осетии и осетинского народа стремление Грузии уничтожить юг Осетии - историческая данность, не поддающаяся каким-либо сомнениям. Утверждать обратное значит либо просто не знать, либо быть лишенным всякого самоуважения человеком. Это сухая логика и прагматизм.
Какая-то часть осетин все-таки вернулась на родную землю, полного выселения в 1920 году не состоялось - Бог уберег. В следующем посте о непосредственных жертвах геноцида - убитых осетинах.
Б. Санакоев. "Беженки".