В третьем и последнем постинге - о численности жертв геноцида осетин в 1920 году. Удивительно, что события эти произошли по историческим меркам недавно, но по сути никогда не были для осетин предметом публичной дискуссии или рассмотрения. Во времена СССР и всеобщей дружбы народов о таком было не особо принято говорить. Те, кто должен был в свое время поднимать тему, прискорбно молчали. Речь об осетинской интеллигенции. Арсен Коцоев написал классический рассказ "Саломи" о женщине, которая прыгнула с ребенком в пропасть, чтобы не попасть в руки грузин. Коцоев, определенное время живший и работавший в Южной Осетии, этот сюжет не придумал: народная память сохранила воспоминания об осетинках, добровольно срывавшихся со скал для сохранения своей чести. В детстве мне доводилось слышать обрывочные воспоминания стариков о событиях тех лет, не более. Материалы по геноциду собрал и в 2011 году выпустил отдельной брошюрой тиражом в 500 экземпляров Р.Бзаров, за что ему большое спасибо. Такая скудость удивительна, потому что в 1920 году осетин постигла национальная катастрофа во всех смыслах. Катастрофа, остающаяся темной страницей в истории Осетии, запутанным клубком со множеством ниточек. В ЖЖ тема 1920 года тоже мало кем поднимается в силу то ли недостатка интереса, то ли недостатка информации. Редкое исключение -
этот материал о бригаде Мате Санакоева, до последнего оказывавшей наступавшим ордам Джугели героическое в своей безнадежности сопротивление. В каждом из трех постингов на тему 1920 года я старался, насколько возможно, избегать эмоциональных суждений. В этом под катом - сухие цифры, мазки на картине, отражающей масштабы произошедшей трагедии. Очень много людей погибло от рук грузин, еще больше погибло во время ухода за перевал от голода и разразившихся эпидемий. Тема все еще ждет своих исследователей и адекватных оценок, которые должны быть даны геноциду 1920 года на государственном уровне.
«Они не делали различия между старыми и молодыми, женщинами и мужчинами, вооруженными и безоружными. Они убивали всех без разбора, разрушали, жгли все на своем пути…В результате почти трехнедельного истребления, убийств, разрушения и пожаров - вся Осетия опустела». Ф.М. Махарадзе, «Советы и борьба за советскую власть в Грузии. 1917-1921».
«Всего сожжено двадцать пять крупных сел, не считая мелких. Жители от мала до велика истребляются. Таков гнусный приказ Грузинского правительства». Из телеграммы Южно-Осетинского Окружного Комитета РКП(б) руководителям Советской России, 18 июня 1920 года.
«Нет ни одного дома целого, нет ни одной души в деревнях. Нет самих деревень… Так на глазах у всех, почти без внимания, на хребте Кавказа разыгралась эта кошмарная история, это поголовное истребление народа». Из газеты «Горская беднота», №3, 25 августа 1920 года.
«Войсками правительства Жордания жители истребляются поголовно даже там, где восстания не было. Были случаи, когда старики, старухи и дети, не успевшие бежать, были заперты в домах и сожжены живыми, как это было, например, в селении Мсхлеб, где сожгли живым старика Николоза Цхурбаева. В Цхинвали расстреляны оставшиеся там мирные жители, в том числе зубной врач Кулумбегов Падо с братом, Николай Джиоев, Александр и Гиго Кулаевы, Гиго Тибилов и т.д». Из газеты «Правда», №182, 1920 год.
«В ущельях Юга истребили половину нашего народа, умыли нас кровью и слезами, в голодных горных теснинах перебили наших детей, жен и стариков, сожгли наши дома, черным дымом пожарищ наполнили наши ущелья». Из газеты «Кермен», №34, 28 сентября 1920 года.
«Среди беженцев и жителей свирепствует небывалая эпидемия холеры. Ежедневно вымирают по 60-80 человек. С 11 августа по 16-ое за пять дней умерло 343 человека. 14 августа за день умерло 94 человека». Из газеты «Горская беднота», №2, 22 августа 1920 года.
«Возвращаясь обратно, мы увидели мертвое тело старика против аула Зинцар. Он скатился на скос и лежал скорючившись, судорожно вцепившись в траву, с искаженными чертами лица. А пятно, белевшее внизу - нам это сказали - было трупом женщины, бросившейся в воду где-то около поляны Мизур. Ее 2 детей умерли с голода, она бросила их трупы в воду, а вслед за ними бросилась сама». Г.Астахов, «Горская беднота», №6, 4 сентября 1920 года.
«Убито: мужчин - 387 душ, женщин - 172 души, детей - 110 душ, итого - 669 душ. Умерло во время бегства и эмиграции: мужчин - 1206 душ, женщин - 1203 души, детей - 1734 души, итого - 4143 души. Всего погибло 4812 душ (по другим данным - 5279 душ). Изнасиловано женщин - 62 случая. Сожжено 4227 жилых и хозяйственных построек на сумму 1268034 рублей. Увезено вещей и инвентаря из 1268 дымов на сумму 190200 рублей». Из Справки о потерях и убытках Юго-Осетии, газета «Хурзарин», №21, 15 июня 1928 года.
Что такое 4812 человек (возьму меньшую цифру) для осетинского этноса? Одним словом - катастрофа, невиданная со времен походов Тимура на Кавказ. Согласно
переписи населения СССР 1926 года численность осетин в Союзе составила 272 272 человека. Учитывая уровень рождаемости в те годы, в 1920 году осетин, очевидно, было меньше. Но поскольку точных данных нет, то я оперировал данными из переписи 1926 года. Численность жертв геноцида (непосредственно лишившихся жизни) в 1920 году составила 1,76% от всей численности осетин в 1926-м. Вдумайтесь в эту цифру: 1,76% от всех осетин в Союзе вообще. Для 1920 года можно брать цифру в 2%, то есть погиб каждый 50-й осетин.
Один из комментаторов предыдущих постов сделал уточнение по поводу моего толкования событий тех лет, посчитав термин "этническая чистка" более подходящим. Геноцид - на самом деле уникальное явление. Не обращаясь к политике и нормам международного права, просто возьмем определение этого термина. Геноцид (от греч. γένος - род, племя и лат. caedo - убиваю) - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:
-убийства членов этой группы;
-причинения тяжкого вреда их здоровью;
-мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
-принудительной передачи детей;
-предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
Чего из вышеперечисленного не сделала Грузия в отношении осетин в 1920 году? В принципе, каждый пункт был старательно выполнен. Главное в определении геноцида - это слова "действия, совершаемые с намерением". Намерение, осмысленность, целенаправленность уничтожения осетинского народа как этнической группы и Южной Осетии как национально-территориальной единицы - это стержень исторической позиции Грузии в данном вопросе. Эта позиция воспроизводится при любых режимах любой идеологической направленности: то же самое было в 1989-1992 годах, то же самое было в 2008-м, когда после тщательной артподготовки из РСЗО грузинская армия в течение двух дней безуспешно пыталась взять Цхинвал до вступления в него российских частей. В 1920 году соседнее государство с нечеловеческой жестокостью утопило нас в крови, осуществило действия с намерением полного уничтожения осетин на территории юга Осетии. Намерение было как никогда близко к осуществлению.
Но Бог велик.
А.Козаев. "Материнство".