Мой комментарий к «История протестов американцев против автомобилей» от gre4ark

Oct 29, 2019 20:37

Бесплатная автоинфраструктура для развития территорий - абсолютное безумие. Это совершенно равнозначно тому, как если бы, желая дать квартиру семье инвалида, государство сделало бесплатными все квартиры, в т.ч. для миллионеров.

Бесплатные дороги - это способ косвенного субсидирования. Косвенное субсидирование - худшее из возможных. Субсидировать нужно только потребителя, а не производителя. Косвенное субсидирование приводит к:

1. Выключению механизма спрос-цена-предложение. Возникает дефицит (пробки) или переизбыток предложения, где оно не нужно (нерациональная топология сети, построенной государством). Цена не регулирует объём спроса и не привлекает инвестора, цены нет.

В этих условиях потребитель бесплатных услуг по-прежнему несёт (омертвлённые) издержки в не меньшем объёме (потраченное время, разбитый груз и т.п.), но в отличие от механизма цены, издержки потребителя невозможно реинвестировать в строительство новой автодороги. Это - первый минус для экономики. (Это один из механизмов краха экономики СССР).

2. Неэффективному использованию бесплатного ресурса. Это приводит к росту затрат на его содержание и появлению несвойственных функций. Например, шлак из домен, руду, щебень и прочий навал начинают возить автотранспортом. Не потому, что автотранспортом на самом деле выгоднее, чем по ж.д., а потому, что государство зачем-то просубсидировало разницу между ЖД и АТ. Начинают расти отрицательные экстерналии сверх равновесного уровня. Виды, транспорта, искусственно отрешённые от рынка посредством ограничения конкуренции, деградируют, становятся непривлекательны для инвестиций. Это - второй и третий минус. (И это тоже механизмы краха экономики СССР).

3. У налогов - отрицательный мультипликатор от -1 до 0, в среднем вокруг -0.5. Т.е. рост налогов на 1% от ВВП приводит в среднем к падению ВВП (при прочих равных) на 0.5%. Это - худший способ инвестирования из возможных и должен применяться только в том случае, когда альтернативные способы исключены (для армии, например). Само государство ничего не зарабатывает, но только перераспределяет, что сопровождается большими издержками. Это - четвёртый минус.

4. Косвенное субсидирование неадресно и невидимо. Богоспасаемая развиваемая территория за счёт бесплатной автодороги получит косвенную выгоду в 1 млрд. А уже спасённая и разжиревшая Москва - триллион. Может быть, направить прямую субсидию заполярному городу-саду в размере 100 миллиардов и сэкономить огромные ресурсы? Направить их на образование и медицину, например? Эта косвенность создаёт иллюзию невидимости, и прямые, явные субсидии на медицину и обр-е конкурируют с другой бюджетной программой "инвестиции в автодороги", и какая программа победит в условиях авторитаризма, догадаться не трудно. Это - пятый минус (социальный).

5. Прямой госзаказ приводит к росту цен на услуги автостроителей. Ровно как с программой Medicare. Увеличение бюджета развития без механизма спрос-предложение только наполовину приводит к росту объёма и качества услуг, остальная половина - рост цен, инфляция (Е. Гайдар, Долгое время, часть 4, гл. 13, пар. 2, стр. 574-575). Поэтому стоимость строительства 1 полосы автодороги стала приближаться к стоимости 1 ж.-д. пути (1-2 млн. долл против 2-4; в случае планируемой автотрассы Туапсе-Сочи - 50 млн. долл/км). С нетерпением жду, когда настанет равенство. Это - шестой минус. ЖД почти не строят, заказ очень мал и инфляции почти нет.

6. В любой экономике сущ. ставки процента на капитал. Это значит, что любой изъятый капитал (в т.ч. в виде налогов) должен приносить прибыль как минимум на уровне rates. Сейчас ставки очень низки, даже отрицательны. Однако ещё недавно ставки были выше и, возможно, в будущем, могут быть выше, например, 10%.
Построенные невзирая на спрос и предложение, реальную эффективность и производительность, автодороги, если даже станут платными, смогут обеспечить такую рентабельность? Думаю, что нет, т.е. капитал вложен в не самый прибыльный проект. Поэтому, возможно, гос-ва искусственно и держат ставки низкими. Это - бомба замедленного действия, седьмой минус.

И эти все семь минусов для чего? Чтобы собрать ещё больше налогов? Как в СССР: экскаватор копает яму, чтобы добыть руду, чтобы выплавить сталь, чтобы сделать из неё экскаватор, чтобы потом сдохнуть.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Previous post Next post
Up