В Российской империи
Если 16 век для русской церкви прошел под знаком идейной борьбы иосифлян против жидовствующих и нестяжателей, а на рубеже 17-18 веков взгляды «латинской партии» (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев) сменила, под влиянием протестантизма, концепция естественного права (Феофан Прокопович)
- то со второй половины 18 века руководство церкви отличалось полной идейной бесплодностью. Дискуссия возобновится лишь в конце 19 века, когда церковь вместе с империей окажется в глубоком кризисе.
Те, кто искал альтернативу, находили ее вне официальной церкви - в старообрядчестве или сектантстве. Духовенство же больше всего волновало сохранение своих богатств и получение особого сословного статуса.
Начиная со времен Елизаветы высшее духовенство по образу жизни все больше приближалось к дворянской знати. При Павле и Александре I оно получало и разные привилегии, вплоть до отмены подушной подати, в результате резко отделилось от податных сословий и приблизилось по статусу к дворянству.
Старообрядчество.
Нюансы культа и обрядов постепенно отходили на второй план, а на первый выходили вопросы отношения к власти и официальной церкви. Именно поэтому число старообрядцев со временем не уменьшалось, а наоборот, росло. Но одновременно они дробились на множество течений.
Правительство не могло получить даже точных сведений о числе старообрядцев, учесть можно было лишь зарегистрированных плательщиков повышенного налога, т.е. зажиточную верхушку, тех, кто выбрал принцип «заплати налоги и спи спокойно». В основном же движение оставалось тайным, но по сравнению с 17-м веком число старообрядческих поселений значительно выросло. Наиболее крупные и влиятельные общины были на окраинах страны - они стали центрами притяжения для многих беглых людей.
Старообрядцы тоже не избежали имущественного расслоения; зажиточные центры шли на контакты с властью, иногда даже получали льготы, остальные вовсе не были склонны к послушанию.
Со второй половины 18 века все большую роль в старообрядчестве стали играть крупные города: Москва, Нижний Новгород и др. Городская буржуазия придала движению размах. Сильные позиции у него были на северо-западе, в Верхнем Поволжье, на Урале. На юге оно испытывало влияние сектантства.
Иезуиты в России
После того как Петр их изгнал, иезуиты вновь появились в России вместе с территориями, приобретенными при разделе Польши.
Иезуит Габриэль Грубер был в большом доверии у Павла - под его влиянием Павел просил папу сохранить Орден в России после его роспуска, и Россия стала единственной страной мира, где иезуиты не были запрещены. Под влиянием иезуитов Павел сблизился с наполеоновской Францией. Планировался даже совместный захват Британской Индии, в рамках которого был предпринят авантюрный Среднеазиатский поход, закончившийся не менее бесславно, чем Крымский поход Василия Голицына, предпринятый в рамках союза со Священной Лигой, куда Голицын и Софья вступили тоже под влиянием иезуитов.
В том же месяце, когда начался Среднеазиатский поход, Павел был убит в результате заговора, в котором не последнюю роль сыграл английский посол Уитворт. Сразу после убийства войско получило приказ возвращаться. Вообще, попытки воевать за французские интересы заканчивались печально для русских царей - можно вспомнить хотя бы Николая II.
При Александре I поначалу иезуиты сохраняли свое влияние. Обер-прокурором, однако, в 1803 году стал масон и мистик князь А.Н.Голицын. По его представлению Александр вновь изгнал иезуитов из России.
Зато образованное в 1812 году по английскому образцу Библейское общество активно распространяло мистицизм.
Цезаропапизм
Со времени Александра I РПЦ вновь движется в направлении единоначалия - и при этом полного ее подчинения государству. В 1803 обер-прокурор стал подчиняться непосредственно царю, а личные доклады царю членов Синода были отменены. Роль Синода в управлении церковью снижалась. Главную роль теперь играли обер-прокуроры. Если в первые годы существования Синода их меняли, как только они задевали интересы духовенства, то теперь обер-прокуроры могли управлять церковью десятилетиями.
Правда, при Александре II значительно усилилось влияние митрополита Филарета - вплоть до того, что он был автором Манифеста Об освобождении крестьян. Но ведь обер-прокурор подчинялся царю и не мог выступать против реформ, зато Филарет мог и изменения в церкви тормозить, и подготовить идейную платформу контрреформ. И когда контрреформы стали государственной политикой, вновь первенство в ее проведении перешло к обер-прокурору - Победоносцеву.
Клерикализация образования
Удивительно, но именно при Александре I - основателе Царскосельского лицея и Санкт-Петербургского университета, и авторе университетского устава, дававшего самоуправление университетам - началась и клерикализация образования. Связана она была с назначением обер-прокурора, мистика А.Н.Голицына министром просвещения, которое через год было объединено с ведомством духовных дел.
Мистицизм в православии - это не столоверчение и оккультные практики, а представления, что познание недоступно для разума и совершается духовной интуицией. Отсюда убеждение Голицына и его единомышленников, что «основой истинного просвещения должно быть христианское благочестие».
Ставленники Голицына в сфере высшего образования принялись увольнять профессоров за недостаточную набожность, Лобачевский чудом избежал изгнания из Казанского университета.
Правда, благодаря земской реформе Александра II земские школы все успешнее конкурировали с ЦПШ. В земские школы шли энтузиасты - и несли с собой демократические традиции. Но именно это беспокоило власти. Правительство Александр III решило, что играть главную роль в народном просвещении должно духовенство - и к 1900-му число ЦПШ сравнялось с числом школ министерства просвещения. С одной стороны, благодаря этому грамотность все же росла, но с другой - это мешало развитию светской школы. Но монополизировать образование в руках церкви не удалось, земские школы и народные училища устояли.
Кризис
В 1880-90 Победоносцев пытался пробудить в народе церковный энтузиазм, с помощью пышных празднований: 900-летие крещения Руси, 1000-летие памяти Кирилла и Мефодия и другие.
Но на фоне внешнего величия РПЦ еще заметнее было снижение ее влияния на народные массы, которое осознавали и сами священники.
В 1905, под влиянием революционных настроений в обществе решились высказаться и сторонники церковного обновления внутри самой РПЦ.
См.:
Православие и революция
Далее:
РПЦ после 1917-го