Уроки фортепиано для взрослых: никогда не поздно?

Aug 10, 2015 22:45


Ниже представляю перевод статьи с сайта Би-би-си десятимесячной давности. Написана актрисой Клеменси Бертон-Хилл.

Когда Клеменси Бертон-Хилл вернулась к урокам фортепиано в зрелом возрасте, она оказалась в хорошей компании. Повсюду взрослые изучают игру на инструменте, чтобы снизить стресс, настроить свое мышление - и просто ради настоящего удовольствия, которое приносит игра.

Уроки фортепиано для взрослых: никогда не поздно?

Говорят, что в юные годы люди растрачивают свою молодость, но ничто не может сравниться с тем, как это происходит с уроками фортепиано.



Когда я оглядываюсь на саму себя в детстве и вспоминаю свою борьбу против изучения инструмента и как быстро я его забросила, я кусаю себе локти. Почему, ну почему же я не занималась, когда была возможность? И почему в свои тридцать с лишним лет я снова страдаю при изучении игры на фортепиано, негодуя по поводу недоработки чего-то, с чем мое восьмилетнее эго могло справиться, испытывая сущее унижение от различия, какой бы звук я хотела услышать в сравнении с тем, что выходит, когда я играю?

Единственным утешением в этом может служить то, что я не одна такая. Я часто слышу от слушателей моей программы «Утренний завтрак» на Би-би-си 3, что взрослыми они возвращаются к инструментам, заброшенным в детстве, и клавишные неизменно в этом перечне. Редактор «Гардиан» Алан Расбриждер недавно написал прекрасную книгу «Играй снова: Любитель против Невозможного», в которой он исследует год, проведенный им в возрасте 56 лет за изучением баллады №1 Шопена. [в журнале есть описание этого эксперимента, начиная с этого поста] И он только один из многих любителей среди известных людей, включая актера Саймона Рассел Била и прежнего канцлера казначейства Великобритании Эда Болса, которого в прошлом году уговорили сыграть из детского альбома Шумана на концертной сцене в Лондоне.

Желание помучиться?

Интересно, так что же стоит за этим трендом? Почему столько вроде бы здравых людей приговаривают себя к строгому режиму ежедневной игры гамм и арпеджио, задаваясь страшным вопросом - все ли еще мозг взрослого настолько пластичен, чтобы обучаться игре - и запоминать наизусть - некоторых самых сложных когда-либо написанных музыкальных произведений?

«Это поглощающая страсть, не только к музыке, но и к трудностям», - рассуждает Люси Пархам, ведущая концертная пианистка, обучавшая Расбриджера исполнению Шопена. «И этот вызов к трудностям постоянен: всегда существует более сложное произведение, вы всегда можете довести его до следующего уровня, вы никогда не заканчиваете. Но также является фактом, что фортепиано - это ваш друг, оно всегда с вами. Это приобретает большее значение с возрастом: то, что вы можете выразить с его помощью, на собственном языке, становится чрезвычайно важным.»

Несомненно, это так для британского актера Самюэля Веста, который рассказал мне, как недавно он купил себе «нормальный» рояль и начал каждый день заниматься, первый раз за 30 лет. «Взрослым ты больше понимаешь свои настроения, поэтому становится возможным выражать себя посредством музыки», - говорит он. «Если у меня есть маленькая пьеса, которую я могу сыграть, я лучше могу прислушаться к себе, я лучше могу выразить себя. Это совершенный признак взросления, и это доставляет радость.»

Вест, еще и любитель-виолончелист, всегда, насколько помнит, испытывал желание совершенствовать арию из вариаций Гольдберга Баха. «Я чувствовал, что действительно должен был её знать. Она простая, но достаточно трудна и затейлива, чтобы я шлифовал её до конца своих дней. Вспомните Гленна Гульда: он редко когда записывал одно произведение дважды, но с успехом повторно записал вариации Гольдберга будучи более зрелым, несмотря на существование предыдущей записи в 23 года, которая была признана с громадным одобрением. Ему не казалось, что он всё сказал.»

image Click to view



Вест первым признался бы, что он не Гленн Гульд. Кажется ли ему процесс обучения раздражающим, учитывая то, сколько лет он не занимался? «Удивительно, как много помнят мои руки», - говорит он. «Когда ты ребенок, то обучаешься быстрее, твои руки лучше приспосабливаются, все просто намного легче; для взрослого страх, что достижение какого-либо адекватного развития рук потребует вечность, действует немного угнетающе. Но дело стоит того: я выбираю для себя произведение, которое хочу разучить, разучиваю его, и это приносит удовлетворение. Даже если мои руки отвратительны."

Ключи для радости

Легкая награда для любителя пианиста состоит в том, что, в противоположность скрипке и виолончели, клавиатура - ударный инструмент. Хотя у этого инструмента есть свои сложности - около 88 этих чертовых сложностей - вы, по крайней мере, знаете, какая нота прозвучит при нажатии на клавишу. «На фортепиано вы способны сыграть небольшие вещи замечательно, потому что не озабочены проблемой настройки», - указывает Пархам. «Это делает его слегка более доступным и логическим, что очень нравится людям. Когда вы обучаетесь ему ребенком, вы делаете это потому, что, скажем, мама водит вас на уроки фортепиано. Но когда вы делаете сознательный выбор обучения ему во взрослом возрасте, вы оплачиваете обучение своими кровно заработанными деньгами и временем.»

Но есть еще то, что Пархам называет «де-стрессовым элементом».  Она приводит слова одного из её учеников, банкира, который постоянно путешествует по работе, но разучивает дьявольски трудную сонату Шуберта. «Вместо чтения бесконечных сообщений электронной почты во время полета на самолёте, он загружает ноты в свой iPad и разучивает их», - говорит она. «Ему это очень нравится.» Увлекаясь ожидаемыми чудесными результатами от ежедневной ‘мысленно концентрирующей’ медитации, - похоже, что даже Уимблдонский чемпион Новак Джокович увлечен, - занимательно, что Расбриджер описывает занятия на фортепиано в похожих терминах.  Он занимается по утрам до отправления в офис, замечая прилив энергии и внимания в течение всего дня. «Для иных людей это йога, или пробежка, или нагрузка в спортзале», - пишет он. «Двадцать минут за фортепиано оказывают на меня такой же эффект. Как только я провожу занятие, я становлюсь готовым более или менее ко всему, что уготовит для меня день. Без занятия все становится труднее.»

Ощущаемый волшебный эффект основывается на твердой науке. Рэй Долан, один из многих неврологов, с которыми Расбриджер беседовал в попытках понять, что происходило в его мозгу в год разучивания Шопена, объясняет, что всякий раз, когда Расбриджер играет на фортепиано, его мозг освобождается от «явного… пресыщенного представлениями мышления», характерного для своей дневной работы. Это оказывает благоприятное воздействие не только на его мозг, но и на его тело. Он проживает спокойнее те дни, в которых есть фортепиано; все в выигрыше.»

Но, возможно, превыше всего настоящая радость от игры. Моё решение вернуться к занятиям на фортепиано частично было инспирировано теми удивительными событиями, которые происходили, когда я проходила мимо одного из пианино, которые расставил Люк Джеррам по всему Нью-Йорку как часть своего проекта «Сыграй на мне, я твоё», запущенного в Лондоне в 2009 и ставшего настолько популярным, что он прокатился по городам всего земного шара. «Фортепиано - это такое коммуникативное средство, оно так сплачивает людей вместе, даже если вы способны сыграть только простейшую пьесу», - говорит Пархам. «Мне грустно оттого, что многие люди не возвращаются к нему во взрослом периоде из-за простого опасения, что у них недостаточно хорошо будет получаться. Почему-то так не думают о спорте: люди берут в руки ракетку и пинают футбол, хотя совсем не надеются стать Энди Маррей или Дэвидом Бекхэмом. Мне хотелось бы начать кампанию: просто сделай это!»

-----------------------------------------------------------
Кстати, знаете ли вы, что попытки привлечь внимание людей к музыке через уличные пианино происходят и в России? С середины июля в группе фэйсбука освещается проект «Пианино - в каждый двор» известного музыканта Бориса Тараканова (встречались с его нотным архивом ?). Загляните в группу на досуге.

А ниже я привожу видео ролик, который я впервые посмотрел сегодня, который меня восхитил, и который оказался как связан по теме с увлечением музыкой некоторыми известными людьми, непосредственно самих не работающих в сфере музыки.

«Сэр Энтони Хопкинс слушает вальс, который он написал 50 лет назад!

Обладатель "Оскара" Сэр Энтони Хопкинс прежде чем стать актёром, был музыкантом. 50 лет назад он написал вальс, но был слишком застенчив, чтобы озвучить его. Пока не встретил нидерландского скрипача и дирижёра André Rieu. Смотрите на реакцию Хопкинса. Он самый счастливый человек на Земле.»

Посмотрите этот ролик на полном экране, в HD качестве, с хорошим звуком - какое великолепие! Музыка начинается с 4-й минуты.

image Click to view



В сети я встречаю озвученные и обращенные в космос желания: «Ах, я бы хотел/хотела научиться играть на пианино…». А что мешает? - так и хочется спросить. Для меня это похоже на, например, высказываемое кому-то свое желание обливаться по утрам холодной водой. Возьми и обливайся! Делов-то. Кто не дает? )))

Про инструмент я упоминал здесь.  Еще раз подчеркну, что акустическое пианино подойдет лучше всего, и, как видим, его многие даже готовы отдать бесплатно.

Мешает соседям? Есть способы приглушения звука, когда-то в юности я самостоятельно делал съемный демпфер из войлока, который совсем прост в изготовлении.

Учителя подходящего не можете найти, да и дороги они, а ведь надо годами заниматься? Так в наше технологичное время возможности стали просто уникальны - учитель поразительно легко ищется в интернете, есть возможность заниматься по скайпу, можно обмениваться видеороликами для получения корректирующих замечаний. По существу, сегодня можно выйти на любого учителя в мире, с любой подходящей для вас степенью квалификации. И у многих учителей есть бесплатные записанные уроки. Я проверил - за один только день на YouTube загружается более сотни новых роликов, в названии которых есть фраза piano lesson (урок фортепиано). Несчетное количество блогов.

Не знаете английского? Но и с этим не вижу совсем неразрешимых проблем - встроенные переводчики браузеров как-то помогают доносить логический смысл текстов. У вас сейчас имеется доступ к информации по любым темам и всем отдельным специфическим вопросам.

Я фактически не публикую в этом журнале переводов статей по технике игры, только потому что их слишком много, и для каждого обучающегося на каждый момент времени требуется узкая направленность в зависимости от того, куда он движется и достигнутого на настоящий момент уровня игры. Тем не менее, можно было бы попробовать помогать желающим разбираться в переводе отдельных, непонятых мест машинного перевода или выбранных лично вами учебных роликов. То есть переводить не весь материал, а лишь непонятные места, снизив тем самым временные затраты. Мне нравится экспериментировать с подходами. Один только YouTube канал Джоша Райта чего стоит. Есть на примете, например, ещё замечательный длинный учебный фильм про основы фортепианной техники «Освободить птицу из клетки» Барбары Листер-Синк, который кто-то было в группе фейсбука взялся переводить, заручившись моей поддержкой, да так и бросил на первом же предложении. Фильм есть на треккере.

Было бы ваше собственное желание чему-либо учиться. Желающие и сомневающиеся выходите на контакт - обсудим варианты. Мои координаты в фейсбуке и в ВКонтакте есть в профиле, но даже без всякой регистрации в ЖЖ и где-либо можно писать комментарии к этому посту - они мне видны, и по ним я мог бы связаться с вами, не раскрывая сам комментарий для публичного просмотра, если вы этого не желаете.


обучение взрослых, обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up