Алан Расбриджер - главный редактор известной английской газеты «Guardian». Вряд ли можно усомниться в способностях к базовой рассудительности у человека, находящемся на таком высоком посту. Его жизнь напряженна и расписана по минутам. Однако, будучи укушенным фортепианной мухой, как говорят американцы, он пытается играть для себя на фортепиано и размышляет о природе своего увлечения. В 2010 году в свои 56 лет он взялся эксперимент разучивания за один год баллады №1 Шопена, чтобы ее можно было бы исполнить перед публикой. Алан занимался в детстве игрой на фортепиано у частного учителя, но достаточно скудно, по 20 минут в день, и в 16 лет он совсем забросил занятия, оставшись на очень посредственном уровне. В течение последующей жизни он эпизодически подходил к инструменту, чтобы просто побрякать или попытаться сыграть какую-нибудь песенку для своих детей на праздник, совершенно ничего серьезного. Только перешагнув 50-летний возраст, Алан Расбриджер начал проявлять к игре на фортепиано повышенный интерес и подыскал себе учителя. Но для игры он мог позволить себе только все те же 20 минут в день. Эксперимент с разучиванием баллады недавно закончен. За год он не уложился и к желаемому для себя финишу пришел через 16 месяцев. О своем опыте и этом эксперименте Алан написал книгу «Играем снова: любитель в схватке с невозможностью» («
Play It Again: An Amateur Against the Impossible»), которая выходит на днях в продажу. Вчера он также опубликовал статью в Guardian «
Play it again: conquering Chopin's Ballade No 1», вокруг которой развернулась оживленная дискуссия в
комментариях. Вкупе с его предыдущей статьей 2002 года «
On not being able to play the piano» для меня открылось много интересного материала, на изложение даже самых интересных моментов которого мне не хватит одного поста. И дело даже не в самом конечном результате - исполнение Аланом Шопеновской баллады так и не было выложено в конечном счете в интернет. Вряд ли получившееся в итоге исполнение может соперничать с игрой профессионалов. Здесь, по-моему, дело совсем в другом. В открытых вопросах и размышлениях вокруг всего этого. Порой мне кажется, что любительская игра - это расширенная разновидность слушания музыки, эталон которой находится где-то внутри нас, и даже слушание и коммуникация с чем-то большим, чем сама музыка. И я все время приятно удивляюсь насколько распространено явление любительской игры, и как глубоко и самоотверженно некоторые относятся к своим музыкальным занятиям. Ниже попытаюсь чего-нибудь попереводить из упомянутых статей:
«Все это началось с Гарри. Мы собрались группой абсолютных любителей съездить на неделю в долину Лот во Франции, чтобы там поиграть на фортепиано. Гарри выглядел аутсайдером - немного неуклюжий, угловатый, временами отстраненный и меланхоличный, обеспокоенный. Были отрывочные сведения о его жизни - работал какое-то время таксистом в Манчестере, анекдотичная история с баром, в котором он как-то заведовал. А сейчас он раздал визитки со своим последним направлением деятельности: интернет сайт по одежде из кожи и ПВХ.
Через пару дней он сорвал свое выступление - сверх амбициозную попытку с какой-то пьесой Листа - сославшись на свое плохое самочувствие. Он совершенно замкнулся на себя, в то время как мы в количестве 9 человек играли друг для друга. Но в последний вечер он сел и сыграл
Балладу №1 соль минор, оп.23 Шопена.
В этой пустой комнате с каменным полом над деревенскими виноградниками мы все потеряли дар речи. Пальцы Гарри казались одержимыми. Его обычное ощущение рассеянности сменилось полной сосредоточенностью. Он играл необычайно сложное и технически требовательное произведение, и играл без нот, как будто неся музыку внутри себя.
Финальное presto было демоническим и драматичным. Последние сходящиеся октавы негодующе разбились друг о друга. Он сделал это! Любитель пианист, не лучше, чем любой из нас, победил одно из самых трудных канонических произведений. Наступил момент оглушительной тишины. Гарри развернулся и немного испуганно взглянул на нас. И затем публика из нас восьмерых взорвалась ошеломляющими аплодисментами.
Спустя где-то неделю я собирал вещи для нашего августовского отпуска и поймал себя на том, что в последнюю минуту засунул ноты этой баллады в свою сумку. В арендуемом нами сельском доме стояло дешевое пианино, и однажды я попытался ощупью пробраться через это грандиозное произведение. Я познакомился с балладами Шопена еще в университете, но у меня никогда не возникало даже и помысла, что я когда-нибудь попытаюсь сыграть одну из них. Это как если бы стареющий человек решил подняться на вершину горы Маттерхорн - редкие одержимые и безрассудные любители действительно пытаются такое предпринимать, но с огромным риском.
Click to view
Никогда я даже рядом не был в своих мечтах, чтобы сыграть это. Мысль стала появляться издалека. Она не была (я так думаю и надеюсь) завистливой - если Гарри может, то я должен - а больше происходила из любопытства. Как такое возможно? Если бы я начал понимать это, я бы лучше узнал, как следует играть на инструменте - то, что ускользало от меня всю мою жизнь.
Я принял для себя решение разучить эту балладу и исполнить ее. Я даю себе год. Я выкрою 20 минут в день для занятий. Через три месяца наступал мой 57-й день рождения - довольно поздно для достижения музыкальной доблести, которой я всегда избегал. Способны ли мои пальцы и мозг все еще обучаться новым вещам? Мне нужно будет овладеть обилием техники, о которой я знал, но всю жизнь сторонился. Короче, мне предстояло правильно научиться играть на фортепиано.
И мне предстояло заняться произведением, которое великий Мюррей Перайя вскоре в предостережение мне назовет «одним из самых сложных произведений в своем репертуаре».
(
Продолжение следует)