Две руки, две ноги, оба глаза -
Быть обязан счастливым, зараза!
(Владимир Дагуров)
Почему пианино так часто превращается для детей в пыточную машину, а взрослые, которых никто и не заставляет, охладевают к обучению и сами бросают? Причин может быть много, но одна из несомненных и распространенных - неправильный эмоциональный настрой. Является ли плохой настрой к обучению следствием каких-либо других факторов, например, из-за неправильно поставленной техники игры, это тоже повод для размышления, но сам по себе он служит индикатором, что нужно что-то срочно исправлять. Иначе не за горами будет маячить полное забрасывание учебы. И чем больше будем сжимать пружину неудовлетворенности, проверяя ее на прочность своей силой воли, тем резвее и дальше от фортепиано нас отбросит в будущем. Тем больше времени мы потеряем на паузу до следующего возвращения…
Игра на фортепиано учит изживать из себя дурную эгоистичность, но вместе с тем чрезмерное внезапно накрывшее желание учиться любой ценой, отодвигая всю остальную прошлую жизнь, уже само по себе является эгоистическим желанием. Это как у буддистов (начитался Алана Уотса), которые приходят к учителю и заявляют, что хотят самосовершенствоваться и избавляться от своего эго. На что учитель отвечает им, что само это обостренное желание и есть укрепление эго. Поэтому буддисты называют свой путь избранием середины - не надо шарахаться в крайности, а с радостью довольствоваться тому, что тебе позволено природой и обстоятельствами.
Я сам проходил те периоды, когда с остервенением решаешь заниматься столько-то и столько-то часов в день, берешься за очень трудные произведения, за которые еще не настала пора браться, и начинаешь все это продавливать солдафонской волей… Далее звучит песня
http://vimeo.com/21725678 :)) А кому нужна твоя солдатская игра, дружок? Кому нужны твои попадания в ноты и скорость, твоя «техника»? Если все не от души, не от радости, не от свободы, не от легкости?
Вот и на форуме pianostreet кто-то правильно
написал: Лучший способ сохранить мотивацию - быть добрым к себе. Выстроить занятия так, что вы просто не можете потерпеть крах, что вам не за что укорять себя. Всегда фокусируйтесь на хороших сторонах обучения, на вашем стремлении, ваших успехах (неважно насколько малым на данный момент), на ваших добрых намерениях!
Понимаете, чтобы эффективно выкинуть радость от игры на фортепиано, достаточно проклясть себя в занятиях. То есть стать нетерпеливыми, уставшими, громко вздыхать о себе («вот всегда у меня так! Вот снова так!») и сравнивать себя с другими (всегда найдете кого-то, кто лучше вас).
Существует старая и удивительно глупая традиция, которая требует, чтобы вы были «строги» с самим собой, работали бы на пределе, до самого умопомрачения, чтобы потом вы могли бы рассказать всему миру, как упорно вы трудились, и ожидать множественные охи и ахи восхищения, короче говоря, стать этаким Мучеником во имя Искусства.
Напротив, вы должны искать радость. Вы должны быть счастливым. Заканчивайте свои ежедневные занятия подведением итогов того, что вам сегодня удалось, запишите это, если хотите. А если есть какая-то проблема, попросту отметьте ее нейтральным образом: «над этим надо поработать в следующий раз». Заниматься должно быть приятно, потому что интересно узнавать новое. Верьте в себя - если вы занимаетесь с радостью и охотой, вы не потерпите крах. Все именно так просто. Если в какой-то день вы не хотите заниматься, то и не занимайтесь, просто поиграйте что-нибудь для души, или послушайте фортепианную музыку, или просто погуляйте.
Я тоже верил в это дерьмо про самодисциплину, но сейчас уже не верю. Я стал старше, стал больше знать. И я играю на фортепиано гораздо лучше, чем раньше и обучаюсь значительно быстрее.
В заключение предлагаю посмотреть и послушать хотя бы первую композицию, хотя бы даже ее начало, где играет знаменитый слепой джазовый музыкант-композитор George Shearing. К своим преклонным годам он эту старинную композицию (Lullaby of Birdland) наверняка играл бессчетное количество раз, а ведь как радуется вновь! А мы? Еще недоученная толком пьеса порой уже начинает надоедать, торопимся жить, и беремся за следующую (которую также комкаем).
Click to view