Йо Йо Ма о важности обучения искусству

Aug 26, 2014 14:24

Перевод статьи известного музыканта Yo Yo Ma (http://www.huffingtonpost.com/yoyo-ma/behind-the-cello_b_4603748.html)

За виолончелью.

Йо-Йо Ма рассуждает о роли искусства и граничных сторон жизни. Его замечания были адаптированы из разговора, состоявшегося с WorldPost.

В нашей высоко взаимосвязанной глобальной цивилизации многие вещи не работают.

Когда я путешествую с концертами по стране и миру, во многих своих беседах с людьми я улавливаю растущее ощущение, что первое Откровение - которое ставило рассудочную мысль над эмоциями и чувствами - начинает давать трещины, становится ограничительным и даже контрпродуктивным.

Нейробиолог Антонио Дамасио писал об ошибке Декарта, который, если вкратце, утверждал: «Я мыслю, следовательно, я существую.» Вместо этого Дамасио приводит веский аргумент, эмпирически подтверждаемый в неврологии, что чувства и эмоции, выражаемые в искусстве и музыке, играют центральную роль в когнитивном мышлении высокого уровня.

Достижения в неврологии ясно демонстрируют, что мы люди обладаем двумя нейронными потоками: один для логического мышления, другой для эмпатического мышления. Только один поток может работать в любой момент времени, так что, когда один включается, другой выключается. Однако мы знаем, что здравое и сбалансированное суждение происходит из связи логического и эмпатического, когда и мысли, и чувства задействованы. Хотя они и не могут продуцироваться одновременно, их смешение происходит, как мы понимаем, через создание многослойной обратной связи.

Эти открытия приводят к идее, что возможен новый способ мышления, новый разум - даже может новое Откровение - который снова воссоединяет науку и искусство.
Это новое мышление, в котором мы специально благоприятствуем интеграционным циклам обратной связи между нашими двумя нейронными потоками, может привнести новую энергию творчества в нашу подуставшую цивилизацию.

Такое интеграционное осознание особенно важно сегодня, когда наш движимый наукой, технологически развитой мир распадается на все большее количество деталей, специализаций и дисциплин, в то время, когда взаимозависимая глобализация создает все новые и новые связи с другими культурами, где жизненно важно эмпатическое понимание.

Быть способным ощутить себя в чужой шкуре без лишних предубеждений является существенным умением. Эмпатия возникает, когда вы что-то глубоко понимаете посредством искусства и литературы, и вследствие этого способны создавать неожиданные связи. Эмпатия - неотъемлемое качество, которое подтверждает нашу принадлежность к человеческому сообществу.

Провидцы подобно Элону Маск (Elon Musk) говорят об интернете и охватывающих весь мир средствах массовой информации как о «глобальной мыслящей сети». Мы должны быть уверены, чтобы эта связующая сеть служила коммуникации, а не просто информации, развивая как эмпатическое, так и логическое мышление.

От STEM к STEAM

Из-за того, что мировая экономика настолько сверх конкурентная, основное внимание в образовании в наши дни от Сингапура и Шанхая до американских школ основывается на STEM - наука, технология, инженерия и математика (science, technology, engineering, math). Насколько эта установка важна, настолько же она и близорука. Нам нужно добавить эмпатическое мышление искусства в этот набор и получить STEAM (science, technology, engineering, arts, math).

Достоинства интеграции искусства - совместная работа, гибкое мышление и дисциплинированная фантазия - ведут к инновационным способностям. Пианист, научившийся как читать ноты, так и импровизировать, восприимчив по слуху к окружающей его действительности, но при этом он знает, что для достижения совершенства он должен фильтровать свои фантазии через призму теоритических знаний. Когда он выступает, вы сразу же понимаете, достиг ли он правильного баланса, и срабатывает ли этот баланс или нет.

По-моему, наиболее эффективный способ обучения значимости совместной работы, гибкости, фантазии и инновации - всем тем вещам, которые востребованы в современном мире - лежит через исполнительское искусство. Если вы обладаете этим инструментарием, вы сможете быть успешным в любой области от программного обеспечения до биологических наук.

Эмпатия - это инструмент для иного. Эмпатия и фантазия, искусственное расставление иных реальностей, связаны между собой. Эмпатия - это ваша способность представить, что претерпевает другой человек, что чувствует и о чем думает. Она дает вам не только способность взглянуть на то, кто этот другой человек - непрерывно подтверждая предположения фактами - но также откроет имеющиеся альтернативные возможности.

Эмпатическое мышление - это то, чего так не достает в современном образовании, ориентированном только на STEM. Все жаждут нового, возвращения к тому воодушевляющему состоянию, когда Кеннеди говорил о полетах на Луну. Но вы не можете просто снимать сливки сверху.

Искусство учит нас, что есть нечто, что объединяет нас всех, и оно больше, чем каждый из нас в отдельности. В любом случае, это вопрос равновесия, расположения эго в правильной точке баланса между индивидуальным и общественным.

Мы все обращаемся к одинаковым вопросам, но присваиваем им разные названия.

STEAM поможет нам достичь желаемого, разрешая проблему образования. Тогда дети будут посещать школу из-за интереса и привилегии, а не по необходимости.

Все дело в равновесии.

Обрести смысл и средства к существованию - все то, чем мы люди заняты в обществе - происходит в сознательном пространстве между жизнью и смертью. В наших индустриальных обществах сейчас ведутся много споров о том, что такое жизнь, когда она начинается, и как мы приближаемся к агонии смерти, о которой в индустриальном обществе мы пытаемся не думать. Поэтому мы тратим умопомрачительное количество денег на лечение в те последние несколько лет перед смертью.

Искусство помогает нам справиться с этим вопросом, вызывая, а не избегая, глубокие эмоции близкой потери и пересказывая вновь и вновь историю человеческого состояния и его пределов. Только тогда мы способны восстановить свой духовный баланс и обрести смысл в нечто большем, чем техническом обустройстве каждого аспекта нашей жизни от лона до могилы.

Необходимые крайности.

Равновесие - это то, чего ищут все формы жизни, чтобы выжить. Эволюция - это баланс между стабильностью и изменениями, необходимый для отработки новых вызовов в окружении.

На этой планете мы способны выжить только в пределах очень узкой полосы условий - кислород, водород, свет, кислотность, температура.

В пределах этой узкой полосы большинство существующего сконцентрировано посередине. Но, как мы видим по экологии, существуют «необходимые крайности». «Краевой эффект» в экологии возникает на границе двух экосистем - например, там, где встречается саванна и лес. На этом стыке самая меньшая плотность и самое большое разнообразие форм жизни, где каждая форма может пользоваться сущностями двух экосистем. Именно там возникают новые формы жизни.

Для нас как продвинутых существ мы также имеем такие «необходимые крайности». Точные науки исследуют один дальний край полосы, постигая возникновение вселенной или секреты генома. Люди искусства исследуют другой край полосы. Без таких «необходимых крайностей» столкновение с изменяющимся окружением и нахождение инновационного ответа будет происходить для середины, пересекающей край, как у леммингов. Те, кто на краях, по существу являются скаутами, которые извещают «тут водопад, тут карниз, здесь опасность впереди. Стоп. Сюда не ходите, идите иным путем.»

Равновесие возникает, когда информация с краев доступна для центра. Только когда эти меридианы или пути, связывающие края с серединой, открыты, форма жизни выживет и даже будет процветать. Только когда наука и искусство, логическое и эмпатическое мышление, связаны в основном потоке, мы достигаем устойчивого баланса в обществе.

Опасно, когда центр игнорирует края, или края игнорируют центр - искусство ради искусства, или наука без гуманистической и социальной перспективы. Тогда мы направляемся в пропасть, не ведая об этом.

Глобализация создает культуру

Мои музыкальные поездки укрепили такую точку зрения. Я обнаружил, что взаимодействия, порождаемые глобализацией не только разрушают культуру, но они и создают новую культуру, обогащают и распространяют традиции, которые существовали веками, именно благодаря «краевому эффекту». Иногда наиболее интересное случается на краю. Пересечения здесь выявляют неожиданные связи.

Культура - это структура, состоящая из даров с каждого уголка мира. Одним из способов открытия мира является глубинное проникновение в его традиции.

Я часто использую такой пример: В сердцевине репертуара любого виолончелиста находятся сюиты Баха для виолончели. В сердцевине каждой сюиты находится танец под названием сарабанда.

Этот танец имеет свое происхождение у берберов северной Африки, где он был медленным, чувственным танцем. Далее он появился в Испании, где его запретили, потому что он считался непристойным и развратным. Испанцы занесли его в Америку, но он также проник и во Францию, где он стал куртуазным танцем. В 1720-х Бах вставил сарабанду как часть в свои сюиты для виолончели. Сегодня я, рожденный в Париже американец китайского происхождения, играю Баха. Так кому же принадлежат права на сарабанду? Каждая культура адаптировала эту музыку, пополнила ее особым смыслом, но каждая культура должна поделиться собственностью: эта музыка принадлежит нам всем.

В 1998 я создал проект Шелковый Путь, чтобы изучить поток идей между многими культурами Средиземноморья и Тихого океана на протяжении тысяч лет. Когда выступает ансамбль Шелковый Путь, мы пытаемся доставить на сцену как можно больше всего мира. В составе ансамбля находятся группа сверстников из виртуозов, мастеров живых традиций, из Европы, Арабских стран, Азербайджана, Армении, Персии, России, Центральной Азии, Индии, Монголии, Китая, Кореи и Японии. Все они великодушно делятся своими знаниями и проявляют любопытство и жажду научиться другим выразительным формам.

За последние несколько лет мы обнаружили, что каждая традиция является результатом успешного нововведения. Одним из лучших способов гарантии сохранения традиций является их органическая эволюция, используя все имеющиеся на сегодня доступные инструменты, от YouTube до концертного зала.

Мы нечто большее, чем мы в состоянии измерить

Мы живем в обществе, склонном к измерениям, люди стремятся засунуть любую личность в коробку, которую они поставят на свою мысленную полку. Люди рассуждают обо мне как о виолончелисте, потому что они видят мои выступления и меряют меня как музыканта. Я же думаю о своей музыкальной жизни только как о вершине айсберга. Это всего лишь слышимая часть моего существования. Под водой простирается жизнь, которую я веду, мысли, над которыми я размышляю, эмоции, которые бьют во мне ключом.

Мы все заблуждаемся, если мы считаем, что вселенная состоит только из материи, которую мы можем увидеть и измерить, а не из антиматерии, которая является составной частью и удерживает это все вместе.

Микеланджело произнес известную фразу: «Я освобождаю статую от мрамора.» Подобным же образом, моя музыка возникает из жизни, окружающей меня, и мира, который мы все совместно делим. Одно является условием для другого.

image Click to view




обучение музыке

Previous post Next post
Up