Мыслить по существу

Sep 14, 2014 16:36

Смысл существования музыки, ее притягательности, моего желания обучаться ее исполнению постоянно в качестве перманентного вопроса, переливающегося всеми своими сторонами и формулировками, сидит в моей голове. Когда я что-то наблюдаю в жизни, почти всегда мозг автоматически пытается как-то соотнести это что-то с музыкой и выстроить какие-то аналогии. И наоборот, когда я занимаюсь музыкой, возникают связи с общим мироощущением, законами вне музыки.

Вот сегодняшний пример. Посмотрел документальный фильм «Мальчик с невероятным мозгом», в котором рассказывается о человеке с удивительными способностями к числовым вычислениям и запоминанию. Эти способности, лично для меня, не просто удивительны - я не могу их никак объяснить в своей картине мира. Как можно в уме делить на и почти сразу же выдавать ответ с точностью до 100 (!!!) знаков после запятой? Как можно запомнить более 22 000 знаков числа пи, одно перечисление которых заняло 5 часов? В моем представлении, никакие хитрые приемы комбинаций последовательностей чисел в образы, которыми пользуются специально обучающиеся этому артисты для демонстрации на сцене, не способны давать такие умопомрачительные результаты. Сам это уникум, Даниэль Таммет, в фильме и не говорит про какие-то техники, он им осознанно не учился, а необычные вычислительные способности у него были замечены с 4 лет. Все у него происходит само собой - числа просто последовательно всплывают в голове.

Фильм на английском, переводить его нет желания, но пробежаться по эпизодам могу, чтобы можно было в него заглянуть, и были бы понятны мои дальнейшие рассуждения:

image Click to view



1:35-4:00 - проверка с калькулятором, сначала просят умножить 37 на 37 четыре раза. Затем просят 13 разделить на 97. Калькулятор ограничен в возможности показать длинное число, а Даниэль говорит, что видит чисел 100 после запятой. Берут компьютер вместо калькулятора и проверяют насколько могут - результат безупречен.

6:00 - 8:00 опыт с запоминанием 22 500 знаков числа пи. Через два часа Даниэль достиг только половины, немного отдохнул и продолжил диктовать далее. Закончил за 5 часов 9 минут.

17:37 - 18:50 Даниэль говорит, что воспринимает цифры визуально, с цветом, текстурой, формой, формами последовательностей цифр, целыми ландшафтами, выстроенными в мысленном представлении. Каждое число до 10 000 имеет для Даниэля свой характерный образный имидж.

24:30 - 27:40 Встреча Даниэля с «Человеком дождя», реальным прототипом героя Дастина Хоффмана. Ким Пик в сопровождении своего отца встречается с Даниэлем в библиотеке. Отец рассказывает Даниэлю, что Ким помнит все, что он когда-либо прочитал, каждую страницу текста, на которую у него уходит секунд 10 вместо обычных для нас 3 минут. В конце этого отрезка Даниэль сообщает Киму о дате своего рождения, и Ким моментально комментирует, какая была погода и какой это был день недели.

37:00 - 40:30 В институте мозга с Даниэлем проводят опыты. Так как Даниэль утверждает, что он не пользуется какими-то разученными техниками вычисления (как китайские дети в спецшколе в предыдущем эпизоде фильма), а видит числа в формах, то ему предлагают вылепить эти формы. При этом ему не сообщают, что на следующий день эксперимент повторят. Экспериментатор демонстрирует схожесть форм вместе с цветом на следующий день для чисел 242, 58, 810. Затем проверяют, реагирует ли Даниэль эмоционально на запомненные последовательности чисел. В число пи вставляют ошибку и наблюдают за эмоциональным откликом Даниэля. В месте ошибки кривая на приборе регистрирует пики - для Даниэля числовая гармония нарушена, какие-то части прекрасного мысленного ландшафта для числа пи оказались отсутствующими.

41:00 - 41:30 Графическое объяснение, как мыслит Даниэль.

44:20 - 45:30 Перед Даниэлем ставили задачу - разучить чрезвычайно сложный исландский язык за неделю, чтобы потом продемонстрировать свои знания на национальном телевидении Исландии.

На русском языке про Даниэля Таммит можно посмотреть, например, в лекции TED (включить русские субтитры).

Теперь о связи всего этого с музыкой.

1. Отдельные ноты что отдельные цифры, разучиваемые музыкальные единицы скорее должны быть формами из нескольких нот. Эти формы должны иметь и другие характеристики, кроме самих составляющих нот, каждый человек может сам субъективно создавать эти характеристики и пользоваться ими. Например, кинестетическое ощущение от проигрывания всей фразы, эмоциональный образ фразы, текстура, цвет, исполнительская опасность, приятность, зашифрованное сообщение. По существу, фразы можно воспринимать как живые объекты, одного взгляда на которые достаточно для вспоминания всех их особенностей и технических деталей.

2. Сама музыка сама по себе является синергией жизни, шифрующей в полной мере и без какой-либо потери смысла сущность всех происходящих в жизни явлений и событий через создание компактных музыкальных образах. Когда попытка вычленить смысл в жизни из перебора отдельных событий аналогична попытке запоминать числа без создания обобщающих художественных образов. И в этом смысле музыка, как ми другие виды искусства, имеет четкий практический смысл в жизни человеческого общества.

Ну и напоследок созданный мной недавно видеоролик, где я объединил понравившуюся мне композицию от The Microscopic Septet с понравившимися мне картинами художника Валентина Губарева. И то, и другое искусство вычленяют что-то похожее по смыслу из жизни, и поэтому так хорошо, на мой взгляд, в итоге согласуются между собой.

Occupy Your Life


реплика

Previous post Next post
Up