На форуме ForumKlassika.ru снова подняли тему об обучении музыке в зрелом возрасте
http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=61558 Вставил и я там свои 5 копеек и пообещал написать пост на эту тему сегодня с демонстрацией текущего результата. Вот мои немного более развернутые соображения по теме:
- Исполнение музыки контекстно.
Я всегда не перестаю везде повторять, что восприятие музыки чрезвычайна контекстно, т.е. зависит от всех окружающих деталей: места исполнения, времени исполнения, происходящих на фоне событий, личности исполнителя и прочее, прочее, прочее. У меня могут навернуться слезы от любительского исполнения какой-нибудь относительно простой пьесы физически ограниченным человеком, у которого, например, не хватает пальцев на руках, и при этом оставить равнодушным рафинированное исполнение в концертном зале. Известен социальный эксперимент, в котором именитый профессионал, получающий высокие гонорары и аплодисменты за свои выступления в концертных залах, не особенно-то сильно привлек внимание прохожих в подземном переходе (
http://www.bazedy.ru/blogs/kabal/dzhoshua-bell-sotsialnyi-eksperiment-v-metro-umeem-li-my-zamechat-krasotu-v-povsednevnoi) Это пример несоответствующего места для исполнения. Музыка - это средство коммуникации между исполнителем и слушателем, это только язык, средство доставки чего-то находящегося вне самой музыки. Параллельно со звуками мы воспринимаем и другие потоки информации, как внешние, так и внутренние, исходящие из памяти. И это все в совокупности определяет эстетический результат в личном восприятии. Исполнение Марией Юдиной музыки во время войны в холодном концертном зале, где все кутаются в полушубки и фуфайки, а у нее руки синие от холода дает совсем другое восприятие, чем более техничное исполнение где-то под пальмами на сытый желудок после обеда.
Взрослый, берущийся за изучение музыкального инструмента, готовит себя к своему собственному контексту. К своему слушателю. Ему незачем сравнивать себя с самым техничным исполнителем в мире. Его задача позаботиться, прежде всего, об искренности в исполнении музыки и соблюдать уместность своих выступлений на публике.
- Заняться музыкой - это желание выпендриться?
Зачем музыкант выходит на сцену? Желая показать, что он здесь главный, самый искусный? Здесь аналогия этого вопроса с мотивацией заняться изучением игры. Чтобы когда-то весь такой в белом, на белом коне… и перед своей Дульсинеей забабахать романс? Так, наверное, можно думать только на самом примитивном уровне развития. Для рассуждающих так людей любая жизненная инициатива другого человека воспринимается именно как стремление того неправедно выделиться. А ведь, пожалуй, выход музыканта на сцену - это отчасти как выход на эшафот. Там невозможно будет себя скрыть со всеми своими достоинствами и недостатками, там ты будешь именно тем, кто ты есть. Там ты голышом. Можно и опозориться (если не к месту и не искренне), но можно получить и поддержку. Человек - существо двойственное, в нем сочетаются и примитивные животные стороны, и высоко духовные. У каждого в разных пропорциях. Может быть, животное стремление выделиться также присутствует в сложном комплексе мотивации, здоровые амбиции все же должны существовать, но хочу сказать о другой стороне - желании сообщить посредством музыкального исполнения какую-то неуловимую исконную правду, донести благую весть, даже помочь и утешить в чем-то других людей. Вот темного по этой же теме говорит Чарльз Ллойд в середине ролика
http://www.universalsubtitles.org/en/videos/cZbgUBFyzbKg/info/charles-lloyd-new-quartet/ (при просмотре включайте субтитры). В другом месте он говорит ему не важно, что именно скажут зрители об очередном его произведении, ему просто необходимо сыграть его со сцены. По животному выпендриваются только те, кто, например, выбирает для своего автомобиля номер типа «А001АА10» (все думаю, когда же их владельцам покажется это стыдным). Или как депутат Митрофанов, посещающий все мыслимые ток-шоу, являющийся везде экспертом, и перекрикивающий остальных. Пожалуйте, господа, к роялю в центре сцены под ослепительный свет рамп! Покажите свое превосходство. Или вам по существу нечего сказать?
- Все мы несовершенны.
Так или иначе, мы несовершенны, почти во всем. Однако это не мешает нам жить. Как и всем прочим, менее смышленым существам, помните:
«- Да, а кто нынче хорош? Вот я например, вижу летит бабочка,
головка крошечная, безмозглая, крылышками бяк-бяк-бяк,
бяк-бяк-бяк... ну дура-дурой! Воробушек тоже не лучше. Береза
тупица, дуб - осел, речка - кретинка, облака - идиоты…»
Что ж нам теперь со своей дуростью и неумением и не жить что ли? И не пытаться заниматься тем, что нравится? Как будто перекладывание бумажек в офисе более полезное и умное дело… Где-то считается, что стремление к перфекционизму - это гордыня, выхолащивание жизни. Есть еще такое понятие «Ваби-Саби» (
http://goplayproject.wordpress.com/2012/01/31/wabi-sabi-in-piano/):
«Кратко о Ваби-Саби: это концепция, которая ценит несовершенство. Например, многие вещи становятся более прекрасны, когда они старятся, вспомните о кусочке из дерева или о патине на металлическом чайнике. Это Ваби-Саби. Есть замечательная история о Рюки, знаменитом человеке из Японии. Когда он был юн, он решил, что будет совершенствоваться по пути изучения чайной церемонии. Он пошел к старому учителю и попросил его об этом. Мастер ответил ему: «Я хочу посмотреть, тот ли ты человек, который смог бы изучать это. Поэтому послушай - вот ты видишь мой сад, он достаточно беспорядочен, пожалуйста, почисти его.». И полный день молодой Рюки работал в саду, тщательно все вычищая, в то время как старый мастер тайно за ним наблюдал. Вечером он закончил. Все было в порядке. Рюки отступил и оглядел прибранный сад. Но у него появилось ощущение, что что-то здесь не так. Он подошел к цветущей вишне, потряс ее немного, и три маленьких лепестка упали на вычищенную дорожку. После этого он стал доволен. Старый мастер, который наблюдал это, понял, что Рюки станет великим мастером Ваби-Саби… И он им стал. Вот это и есть Ваби-Саби… три маленьких лепестка на чистой дорожке. С западной точки зрения считающимися несовершенством, но в японской культуре считающимся верхом совершенства. И я думаю, что то же самое применимо к музыке… нам надлежит стремиться к Ваби-Саби, а не к холодному техническому совершенству. Как только вы начнете смотреть на мир глазами с Ваби-Саби, вы обнаружите красоту почти везде… и столько радости получите от этого!»
Иными словами - это любовь к окружающим и к самому себе.
- И одновременно это вызов.
Не скажу, что это целиком предопределило мое решение заниматься и продолжать игру на фортепиано, но отчасти здесь есть и элемент вызова избыточному товарно-денежному крену в нашей жизни. Мир шире, глубже и сложнее, чем забота только о денежных знаках, и выстраивание всей логики своей жизни в согласии с экономическими отношениями и их зачастую уродливыми принципами морали. Я не отрицаю необходимость зарабатывать деньги и обеспечивать свое существование и своей семьи. В конце концов, позволить себе серьезные занятия музыкой можно только на уже имеющимся финансовом фундаменте. Не надо только все сводить к этому фундаменту, тогда мы будем жить только в цокольном этаже.
--------------------------------------------
Наверное, еще много можно находить причин, почему стоит заниматься музыкой, если есть к этому возможность, но мне как-то уже не хочется искать еще один способ доказательства теоремы, которую считаю доказанной.
Ну а результаты где после всех этих бла-бла-бла? - спросит читатель. Ну, вот и пример моего личного прогресса на сегодняшний день. Соната №23 Бетховена, Аппассионата. Я выкладываю свое исполнение первой части, хотя играю все три. Конечно, она еще сырая, еще требуются долгие месяцы, а то и годы шлифования. Я слышу многочисленные огрехи. Но! Исполнение уже доставляет мне дикую радость, ведь в голове я слышу более улучшенную версию, чем выдают мои пальцы. И мне не стыдно за игру. Это моя первая соната Бетховена, я получил только 2 класса образования в детстве, и всю остальную жизнь делал только периодические самостоятельные попытки играть, мне 51 год. Четыре года назад, когда я сел за тяжелую фортепианную клавиатуру, у меня и мечты такой не было - сыграть Аппассионату, мы не можем всерьез мечтать о полете на Луну лично для себя. А поди ж ты! И по большому счету, как Чарльзу Ллойду, мне наплевать, что кто-то скорчит гримаску по поводу качества моего исполнения - я такой, какой я есть, и прилагаю все силы, чтобы стать лучше.
http://www.divshare.com/download/19795975-6ed