Мастер-класс, Дьёрдь Шебёк, 1987

Oct 12, 2012 12:11


В сети наличествует огромное количество информации по технической стороне игры на фортепиано: книги, блоги, форумы, видеоролики. Полагаю, что не составляет никакого труда самому найти и занять этим свое время. Нет никакой тайны ремесла, скрытно передаваемой от учителя своим избранным ученикам. Все открыто и доступно, было бы желание изучать. К тому же никто не отменял покупку книг, например, в издательстве «Классика  XXI век», что очень легко сделать посредством интернета в наши дни. Рискну даже предположить, что одних только новых роликов на YouTube по обучению фортепиано каждый день появляется столько, что их невозможно за день и пересмотреть. Но, беря строки Такрковского: «… Прямо в руки легло. Только этого мало.»



Одно только сосредоточивание на сугубо технических аспектах изучения игры не приведет к «светлому будущему». Аналогично тому, как разучивание разных комплексов гимнастических упражнений, уход за волосами, соблюдение гигиены рта и методики похудения сами по себе не учат успешной и гармоничной жизни, а только способствуют ей. Безусловно, техническая часть важна, но с ней как-то все более или менее понятно. Как раз из-за своей понятности у учащегося может возникать неосознанное стремление опереться именно и только на технику игры, отбросив другие смутные и требующие приложения собственных умственных сил неопределенные вопросы. Этакая передача ответственности, сложение с себя обязанности рассуждать и самостоятельно что-то искать и править. Ведь проще, как в анекдоте, искать выпавший ключ под фонарным столбом, где горит свет. В этом же плане, кстати, как я встретил мысль в интернете, чрезмерное упование на учителя - та же попытка сбросить с себя ответственность, «пусть нам все покажут и расскажут».

Овладение техникой игры сродни подготовке палитры красок и натянутого на раму чистого холста для художника. Дальше он может приступить к рисованию и выразить свои чувства в картине. Научившись попадать по нужным клавишам в нужное нам время, мы оказываемся только на старте (хотя уже на другом уровне), перед чистым листом бумаги, на котором еще предстоит выразить свои мысли и чувства. И на этом этапе я нахожу интересным и полезным для себя ознакомление с видео роликами мастер-классов выдающихся педагогов и исполнителей. Как правило, разговор учителя в таких роликах не отличается прямолинейностью и разложением по пунктам: много пауз, выражения сомнений, где-то незаконченные предложения, несколько корявый язык… Потому что здесь в напряженных живых размышлениях как раз рассматриваются те неясные и смутные вопросы мастерства исполнения, которые мы отбрасывали сосредотачиваясь на технике. Для этих вопросов не всегда есть четкие установившиеся постановки и определения, не говоря уже о их решениях. Это самый высший слой вникания в мастерство игры на фортепиано. И даже если еще не пройдено «техническое образование», мне кажется, что над этими вопросами «высшего образования» следует всегда размышлять и иметь их в виду.

Предлагаю посмотреть очередной видео ролик с подготовленными мной русскими субтитрами, Дьёрдь Шебёк в 1987 году: http://www.universalsubtitles.org/ru/videos/AVYxzTxKtxwD/info/piano-masterclass-gyorgy-sebok-1987-part-1-of-6/

Это только первая часть из 6 имеющихся на YouTube. Посмотрю как пойдет, заранее перевод всех частей не обещаю.

Напомню, что выбор субтитров производится в левом нижнем углу самого окна ролика.

Добавлено:
Часть 2. - 15.10.12
Часть 3. - 18.10.12
Часть 4. - 22.10.12
Часть 5. - 24.10.12
Часть 6 (последняя) - 26.10.12




фортепиано, мастер-класс, обучение музыке

Previous post Next post
Up