О книге Чуана Чанга «Фундаментальные основы занятий на фортепиано». 3/3

Apr 19, 2011 21:22



Эти четыре примера должны дать представление читателю о том, что я подразумеваю под методами занятий, противоречащих интуиции. Удивительно, что большинство хороших методов занятий не соответствует интуиции для подавляющего числа людей. К счастью, пришедшие до нас гении нашли лучшие методы для занятий.

Почему тот факт, что правильные методы противоречат интуиции, ведет к беде? Даже те ученики, которые разучили правильные методы (но никогда не учили чего не надо делать) могут сползать назад к интуитивным методам просто потому, что их головы продолжают направлять их на интуитивные методы (это и есть определение интуитивных методов). Конечно же, это случается и с учителями. Родители подвержены этому все время! Поэтому обычное участие родителей в процессе обучения может оказаться контрпродуктивным; родители также должны быть проинформированы. Вот почему эта книга делает все попытки идентификации и выявления несообразностей интуитивных методов. Поэтому многие учителя не одобряют вовлечение родителей, если только родители также не могут присутствовать на уроках. Предоставленные самим себе большинство учащихся, учителей и родителей скатывается к интуитивным (неправильным) методам. Это основная причина, по которой так много неверных методов преподаются сегодня, и почему учащиеся нуждаются в информированных учителях и соответствующих учебниках. Все преподаватели на фортепиано должны пользоваться каким-нибудь учебником, который объясняет методы занятий; это освободит их от необходимости обучать механике занятий и позволит сконцентрироваться на музыке, там, где учители более необходимы. Родителям также следует прочитать этот учебник, потому что родители наиболее подвержены попаданию на интуитивные методы.


Учителя фортепиано обычно попадают в три категории: (a) частные учителя, которые не могут учить, (b) частные учителя, которые очень хороши, и (c) учителя при музыкальных образовательных учреждениях и консерваториях. Учителя из последней группы обычно достаточно хороши, так как они находятся в общении друг с другом и могут обмениваться опытом. Они способны быстро обнаружить наихудшие методы обучения и избавиться от них. К сожалению, большинство учащихся консерваторий уже достаточно продвинуты, и поэтому уже слишком поздно обучать их базовым методам занятий. Учительская группа (a) состоит главным образом из индивидуалов, которые не общаются должным образом с другими учителями и поэтому неизбежно пользуются интуитивными методами; за этим стоит объяснение, почему они не могут обучать. Выбирая учителей, которые имеют свои странички в интернете, вы можете отфильтровать многих плохих учителей, потому что эти хоть обучились общению. Группы (b) и (c) относительно знакомы с правильными методами занятий, хотя лишь некоторые знают их все, потому что не существует стандартного учебника; с другой стороны, большинство из них знакомы с множеством полезных деталей, которые отсутствуют в этой книге. Немногочисленные драгоценные учителя из группы (b) и учителя из группы (c) обычно принимают только продвинутых учеников. Проблема в этой ситуации состоит в том, что большинство учащихся начинают свое обучение у учителей из группы (a) и никогда не развиваются выше начального или среднего уровня, и поэтому никогда не интересны для учителей группы (c). Поэтому большинство начинающих обучаться впоследствии бросают в раздражении эти занятия, хотя практически все они имеют потенциал стать опытными музыкантами. Более того, это отсутствие прогресса подпитывает общее ошибочное представление, что обучение фортепиано - это целая жизнь бесплодных усилий, что отталкивает большинство родителей и детей от рассмотрения возможности посещать уроки фортепиано.

Музыка во многих отношениях является формой математики, и великие композиторы исследовали и пользовались этой связью. Большинство базовых теорий музыки могут быть выражены через математические термины. Гармония представляет собой серию числовых отношений, и гармония дает начало хроматической гамме, которая выражается логарифмическим уравнением. Все музыкальные гаммы являются производными от хроматической гаммы, и аккордовые последовательности представляют собой простейшие взаимоотношения между этими производными наборами. Я обсуждаю некоторые конкретные примеры использования математики в некоторых наиболее известных произведениях (раздел IV.4, Глава 1) и включаю все темы будущего исследования музыки (математического и иного) в разделе IV первой главы. Нет смысла вопрошать является ли музыка искусством или математикой; она содержит обе эти стороны. Математика просто способ измерения чего-либо в количественном плане, поэтому все, что в музыке может делиться (размер, тематическая структура, и пр.), может рассматриваться через математику. Таким образом, хотя математика не является необходимой для артиста, музыка и математика неразрывно переплетены, и знание этих взаимосвязей часто может оказаться полезным (что демонстрируется каждым великим композитором), и будет становиться еще более полезным по мере того, как математика проникает в музыку, а артисты научаются пользоваться преимуществами математики. Искусство - это спрямленная дорога применения человеческого ума для достижения результатов, которые не достигаются каким-либо другим образом. Научные подходы в музыке имеют дело только с простыми уровнями музыки, которые допускают аналитическую трактовку: наука поддерживает искусство. Неправильно полагать, что наука в конце концов заменит искусство, или, по другой крайности, что искусство - это все в чем нуждается музыка; искусство должно быть свободным для вовлечения всего, чего хочет артист.

Слишком многие пианисты не представляют себе, как работает фортепиано, что означает его настройка или что такое интонирование. Это особенно удивительно, так как поддержание фортепиано в правильном состоянии влияет на (1) возможность воспроизводить музыку и (2) техническое развитие. Существует много концертирующих пианистов, которые не знают различия между равномерно и хорошо темперированным строем, тогда как некоторые из играемых ими композиций (например, Бах) формально требуют использования одного или другого. Когда пользоваться электронным фортепиано, когда переходить на инструмент более высокого качества (рояль), как отличать качественный инструмент - это критические вопросы в карьере любого пианиста. Поэтому эта книга содержит раздел о выборе фортепиано и главу по настройке вашего собственного фортепиано. Точно также как всегда настроенные электронные фортепиано, акустические инструменты должны тоже скоро стать постоянно настроенными, например, с помощью использования электроники, учитывающей коэффициент теплового расширения. Сейчас практически все домашние фортепиано все время расстроены, потому что они начинают терять строй, как только настройщик покидает ваш дом, когда меняется комнатная температура и влажность. Это неприемлемая ситуация. В будущих фортепиано вы найдете кнопку, включение которой настроит инструмент за секунды. При массовом производстве стоимость опций самонастройки будет мала по сравнению с ценой качественного инструмента. Вы можете подумать, что это лишит настройщиков фортепиано работы, но это не так, так как число фортепиано увеличится (благодаря этой книге), механизм самонастройки будет нуждаться в уходе, и для инструментов такого точного строя частая интонирование и регулировка молоточков (чем зачастую сегодня пренебрегают) будет иметь ощутимое увеличение качества музыкального звучания. Повышенный уровень обслуживания будет востребован увеличивающимся числом продвинутых пианистов. Вы вдруг сможете осознать, что именно фортепиано, а не вы, ограничивало ваше техническое развитие и музыкальное восприятие (изношенные молоточки способствуют этому все время!). Как вы думаете, почему концертирующие пианисты так щепетильны со своими фортепиано?

Итак, эта книга представляет уникальное событие в истории фортепианной педагогики и революционизирует обучение фортепиано. Удивительно, но в этой книге мало фундаментально нового. Большинство концепций принадлежат Yvonne (Combe), Franz, Ludwig, Wolfie, Johann и другим. Yvonne и Franz дали нам практику занятий раздельными руками; Franz и Freddie предоставили метод «Наложение Большого Пальца» и избавили нас от Ганона и Черни; Wolfie научил нас запоминанию и мысленной игре; Johann знал все о параллельных последовательностях, спокойных руках и важности музыкальных занятий, и все они (особенно Ludwig) показали нам взаимоотношения между математикой и музыкой. Огромное количество времени и усилий, которое тратилось в прошлом на изобретение заново колеса и тщетное повторение пальцевых упражнений с каждым новым поколением пианистов, поражает воображение. Предоставляя знания из этой книги в доступ учащимся с первого дня занятий на фортепиано, мы открываем новую эру в обучении игре на фортепиано. Эта книга не конец пути, а лишь только начало. Будущие исследования методов занятий, несомненно, приоткроют улучшенные детали, такова природа научного подхода. Книга создает гарантию, что мы никогда снова не потеряем полезную информацию, что мы всегда будем развивать прогресс, что каждый учитель получит доступ к наилучшей имеющейся информации. Мы все еще не понимаем биологические изменения, которые сопровождают накопление техники игры, и как развивается человеческий мозг (особенно у детей). Понимание этого позволит нам напрямую использовать эти особенности вместо необходимости повторять что-то 10 000 раз. Со времен Баха фортепианная педагогика находилась в состоянии придерживаемого развития; мы сейчас можем надеяться трансформировать фортепиано от почти недостижимой мечты до искусства, которым может наслаждаться каждый.

PS: Эта книга является моим даром обществу. Переводчики также потратили свое драгоценное время. Вместе мы идем в первых рядах обеспечения бесплатного образования самого высокого калибра посредством интернет, что может быть станет тенденцией будущего. Нет никакой причины, почему бы образованию не быть бесплатным. Такая революция, может казаться, ставит профессию учителя в опасность, но с улучшенными методами обучения игра на фортепиано станет более популярна, создавая больший спрос на учителей, которые могут учить, потому что учащиеся всегда обучаются быстрее под руководством хорошего учителя, чем самостоятельно. Экономический вклад этого улучшенного метода обучения может оказаться значительным. Эта книга была впервые напечатана в 1994, а сайтостроение в интернете началось в 1999. С тех пор, по моим оценкам, свыше 10 000 учеников узнали об этом методе к 2002 году. Предположим, что эти 10 000 учеников экономят 5 часов в неделю при использовании этих методов, а занимаются они 40 недель в год, и стоимость часа для них составляет 5 долларов в час. Тогда полная годовая экономия получается:

(5 час/нед, на одного ученика) х (40 нед/год) х (5 $/час) х (10 000 учеников = 10 000 000 $/год, в 2002 году

10 миллионов долларов в год это только экономия учащихся; мы не включили сюда эффект для учителей, производства фортепиано и музыкальной индустрии. Всякий раз, когда применение научных методов приводит к таким скачкам эффективности, отрасль расцветает, без видимого предела, и благоприятствует каждому. С мировым населением свыше 6,8 миллиарда сегодня (2007) мы можем ожидать, что популяция пианистов превысит 1% или более 66 миллионов, так что потенциальный экономический эффект мог бы превысить несколько миллиардов долларов. Такая огромная экономическая польза в маленьком секторе исторически являла не удерживаемую силу, и она будет двигать надвигающуюся фортепианную революцию. Музыка и любой прирост в интеллектуальном уровне молодого ребенка бесценны.




chang, обучение, фортепиано, Чанг, fundamentals of piano practice

Previous post Next post
Up