О книге Чуана Чанга «Фундаментальные основы занятий на фортепиано». 1/3

Apr 19, 2011 20:49


 Книга  Chuan C. Chang «Fundamentals of Piano Practice» - одна из часто цитируемых книг на англоязычных интернет форумах, посвященных освоению техники игры на фортепиано. Она официально доступна в свободном скачивании на сайте http://www.pianofundamentals.com.  По утверждению автора только в 2009 году книга скачивалась в среднем 500 раз в день. Книга, к сожалению, так еще и не переведена на русский язык, хотя появилась в 1994 и получила широкий резонанс. Она переведена на немецкий, польский, итальянский, французский, испанский, китайский и японский языки. Видимо, в тех странах на нее спрос больше, а у нас не совсем до обучения игре на фортепиано…

На меня книга оказала существенное влияние и позволила значительно продвинуться в самостоятельном освоении игры на инструменте. Три года назад я и не помышлял о тех результатах, которых смог достичь к сегодняшнему дню, используя (не шатко, не валко) предложенные в книге методы занятий. Если к своим 48 годам я так и не знал наизусть ни одного музыкального произведения, чтобы сыграть его без нот, и разучивал не самые сложные песенки из ширпотребовских популярных нотных сборников, то сейчас, по прошествии трех лет, я и не помню точно, сколько сложных произведений я могу играть наизусть, штук 15, наверное. Включая самое последнее достижение - «Аппассионату» Бетховена в трех частях, на 35 страницах. Три года назад, когда я читал эту книгу, у меня даже не возникало мечты ее сыграть, потому что это было просто не реально, а я не привык себя обманывать и тешить бесплодными фантазиями! А вот поди ж ты… что-то получается, и не стыдно за качество самой игры, хотя, конечно, оно для себя самого навсегда остается еще неудовлетворительным. Но так оно и должно быть.


Книга не лишена недостатков, в частности, мне самому претит излишняя восторженность автора в духе: «Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда переезжает правительство. Васюки переименовываются в Нью-Москву…» Но при вдумчивом, фильтрующем чтении, пользы можно извлечь действительно много, что перевешивает намного недостатки книги.

Кроме собственно чисто технических моментов занятий, книга Чанга позволила мне удержаться в дисциплине непрерывных занятий на протяжении вот уже нескольких лет. До этого несколько предпринимаемых попыток самостоятельного освоения инструмента неизбежно заканчивались через год-два-три, с минимальным продвижением вперед и порчей рук. Последний перерыв был длиной в 7 лет. Сейчас же, постоянно пожиная некие плоды от вложенных усилий, мне легче удерживаться эмоционально вовлеченным.

Решил вот хотя бы Предисловие этой книги перевести и представить. Может кто еще найдется, и сообща можно будет перевести всю книгу? А так она достаточно многословна, собственных сил бесплатных мне столько не изыскать.
-------------------------------------------------------------

Предисловие

Это первая книга из когда-либо написанных о том, как заниматься на фортепиано! Посыл книги состоит в том, что существуют высокоэффективные методы увеличивающие скорость вашего обучения вплоть до 1000 раз, если вы еще не знакомились с наиболее эффективными методами ведения занятий. Что удивительно, хотя эти методы известны с самых ранних дней появления фортепиано, им редко обучают, так как только немногие учителя знают о них, и эти осведомленные учителя не сильно озабочены распространением этих знаний.

Я обнаружил в 1960-х годах, что нет хорошей книги о методике занятий на фортепиано. Самой лучшей оказалась книга под авторством Whiteside, которая была в сущности разочарованием (смотрите мою рецензию на эту книгу в списке ссылок). Как студент университета Cornell, занимаясь учебой до 2 часов ночи, чтобы держаться на уровне самых ярких студентов со всего мира, я располагал малым временем для занятий на фортепиано. Я нуждался в знании наилучших методов для таких занятий, особенно потому, что применяемые мною в то время методы не работали, хотя я прилежно посещал уроки по фортепиано в течение 7 лет в детстве. Как концертирующие пианисты могли играть, так как они играли, было абсолютной загадкой для меня. Было ли это просто вопросом достаточного усердия, времени и таланта, как большинство людей казалось думало? Ответ «ДА» был бы разрушительным для меня, потому что такой ответ означал бы, что мой уровень музыкального таланта был настолько низок, что я был безнадежным случаем, так как я потратил множество усилий и времени, во всяком случае в подростковом возрасте, занимаясь вплоть до 8 часов в день по выходным.

Ответы пришли ко мне постепенно в 1970-х, когда я заметил, что учитель по фортепиано для наших двух дочерей использует некоторые удивительно эффективные методы занятий, которые отличались от методов, используемых большинством преподавателей по фортепиано. На протяжении более 10 летнего периода я следил за этими эффективными методами занятий и пришел к заключению, что наиболее важным фактором изучения игры на фортепиано является методология занятий. Усердие, время и талант оказались лишь вторичными факторами! Фактически, «талант» трудно определить и невозможно измерить; это туманное слово, которым мы пользуемся, но которое не имеет определенного значения. Фактически, правильная методика занятий может сделать любого «талантливым» музыкантом! Я был свидетелем, как это все время случалось на сотнях ученических концертах и фортепианных конкурсах, на которых я присутствовал.

Существует растущее осознание, что «талант», «вундеркинд» или «гений» в большей степени создается, чем рождается (см. Olson) - Моцарт, возможно, наиболее выдающийся пример «эффекта Моцарта» [http://parenting-baby.com/Parenting-Baby-Music-Research/Music-Research.html]. Кто-то переименовал его в «эффект Бетховена», что может быть более подходяще, так как Моцарт имел некоторые личностные слабости и пр., которые иногда омрачали его великолепную в остальном музыку, в то время как психологически Бетховен сочинял более возвышенную музыку. Слушание музыки является только одним из компонентов сложного Эффекта Моцарта. Для пианистов сочинение музыки имеет больший эффект на умственное развитие. Значит, хорошие методы занятий не только ускорят скорость обучения, но также способствуют развитию музыкального ума, одновременно с развитием интеллектуального уровня, особенно у молодых. Скорость обучения ускоряется в сравнении с медленными методами (это как различие между ускоряющимся автомобилем и движущимся с постоянной скоростью). Поэтому всего лишь через несколько лет ученик, не владеющий соответствующими методами занятий, безнадежно отстанет. Это заставляет учеников с правильными методами занятий казаться более талантливыми, чем они есть на самом деле, потому что они могут выучить что-то за минуты или дни, в то время как другим требуется на это месяцы или годы. Наиболее важным аспектом обучения фортепиано является развитие мозга и высокий интеллектуальный уровень. Память является составляющей интеллектуального уровня, и мы знаем как ее улучшить (смотри ниже). Эта книга также обучает как проигрывать музыку в голове - то, что называется Мысленная Игра, которая естественно ведет к развитию абсолютного слуха и способности сочинять музыку. Это те способности, которые выделяют выдающихся музыкантов и заставляют нас называть их гениями; однако мы показываем здесь, что этих способностей несложно постичь. До настоящего времени музыкальный мир был ограничен несколькими «одаренными» артистами; сейчас мы знаем, что это на самом деле вселенная, в которой мы все можем принимать участие.

Для молодого увлеченного ученика методы занятий могут создать выбор между тщетностью на протяжении всей жизни или становлением концертирующим пианистом менее чем за 10 лет. Пользуясь правильными методами занятий, прилежному ученику в любом возрасте потребуется всего несколько лет, чтобы начать играть значимые произведения известных композиторов. Печальная правда прошедших двух столетий состоит в том, что, хотя большинство из этих методов занятий были открытии и повторно открыты тысячу раз, они никогда не были задокументированы, и учащимся либо предстояло открыть их самим, либо, если посчастливилось, узнать о них от что-то знающих учителей. Наилучшим примером такого отсутствия документации являются «учения» Франца Листа. Существует дюжина обществ по Францу Листу, которые выпускают сотни публикаций. О Франце Листе были написаны многочисленные книги (см. Eigeldinger и пр. в ссылках), и тысячи учителей утверждают, что обучают по «методу Франца Листа», включая предоставления задокументированных пояснений. Однако, нет ни одной публикации, которая бы описывала, в чем же заключается этот метод! Есть бесконечные отчеты о достижениях Листа и его технической доблести, но нет ни одной ссылки о деталях, как он достиг этого. Литературные свидетельства указывают, что Лист не был в состоянии описать, как он обрел технику игры; он мог только демонстрировать, как он играет. Так как фортепианная педагогика преуспела в потере следа о том, как этот великий пианист приобрел свою технику, не удивительно, что мы все еще не имеем учебника по изучению фортепиано. Можете ли вы представить изучение математики, экономики, физики, истории, биологии, или еще чего-нибудь без учебника и (если вам повезет) полагаясь только на память вашего учителя? Без учебников и документации наша цивилизация не развилась бы далее племен в джунглях, знания в которых передаются из уст в уста. Вот именно так в основном происходило с фортепианной педагогикой в течение 200 лет!

Есть много книг по изучению фортепиано (см. ссылки), но ни одна из них не квалифицируется как учебник по методам занятий - то в чем нуждаются учащиеся. Эти книги рассказывают вам какие умения вам необходимы (гаммы, арпеджио, трели, и пр.), а более продвинутые книги описывают аппликатуру, положение рук, движения, и пр. чтобы выполнять их, но никакая из этих книг не обеспечивает разумно полный, систематический набор инструкций о том как именно заниматься. Большинство начальных книг по музыке дают немного таких инструкций, но часть этих инструкций неверна - хорошим примером является любительское рекламирование во введении к «Как стать виртуозом за 60 упражнений» серии Ганона (см. раздел III.7.8). В фортепианной педагогике наиболее существенный учебный инструмент для учащегося - разумно полный набор инструкций о том как заниматься - отсутствовал до момента написания этой книги.

Я не осознавал насколько были революционны методы, описанные в этой книге, до тех пора, пока я не закончил первый черновик этой книги в 1994. Они оказались лучше тех, которыми я пользовался до тех пор годами, применяя их с хорошими, но не с выдающимися результатами. Я испытал свое первое пробуждение после окончания этой книги, когда я сам прочитал собственную книгу и последовал методам систематически - и испытал их невероятную эффективность. Так в чем же различие между знаниями частей метода и чтением книги? При написании книги мне необходимо было брать различные части и выставлять их в организованную структуру, которая служила бы определенной цели и не имела бы отсутствующих компонентов. Я понимал, что организация материала в логическую структуру является единственным способом написания полезного руководства. В науке хорошо известно, что большинство открытий происходят при написании отчетов об исследовательской работе, а не во время проведения самих исследований. Это было походе, как если бы я обладал всеми частями замечательного автомобиля, но без наличия мастера для сборки этого автомобиля, нахождения недостающих деталей, окончательной настройки, эти части не давали ничего хорошего для собственно поездки. Я получил убеждение о потенциале этой книги революционизировать обучение фортепиано, и в 1999 решил выложить ее в свободный доступ в интернет; таким образом она могла бы обновляться по мере развития моего исследования, и все написанное было бы сразу доступно публике. В ретроспективе, эта книга является кульминацией более 50 лет исследований, которые я проводил по методам занятий на фортепиано, начиная с моих первых уроков по фортепиано.

(продолжение в следующем посте)

chang, обучение, фортепиано, Чанг, fundamentals of piano practice

Previous post Next post
Up